УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
по гражданскому делу № 2-4/25/2024
20.03.2024 пгт Пижанка
Советский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Данилиной С.А.,
при секретаре Найдановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Изергиной О.А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Кировской области о взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда,
установил:
Изергина О.А. обратилась в суд с иском к УФНС России по Кировской области о взыскании денежного содержания. В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Межрайонной ИФНС России № 11 по Кировской области на должности специалиста 1 разряда. В связи с введением новой структуры УФНС России по Кировской области 27.03.2023 уволена с государственной гражданской службы по пп. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением штата. В период прохождения службы при выплате отпускных, а затем и при выплате компенсаций при увольнении государственным органом необоснованно не учтены в денежном содержании государственного служащего суммы материального стимулирования и дополнительные премии сверх фонда, чем нарушены трудовые права Изергиной О.А. Просила взыскать с УФНС России по Кировской области в ее пользу компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 57283,00 руб., отпускные за 2020-2022г.г. в размере 44968,85 руб., компенсацию за задержку выплат по состоянию на 20.12.2023 в размере 33196,79 руб., с дальнейшим начислением компенсации в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ за каждый день просрочки, начиная с 21.12.2023 по день фактического расчета, компенсацию морального вреда - 30000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, УФК по Кировской области.
В судебном заседании истец Изергина О.А. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что в период прохождения службы не знала о неверном исчислении работодателем сумм отпускных, неприменении при расчете денежного содержания сумм материального стимулирования и дополнительных премий, в связи с чем срок исковой давности за защитой трудовых прав полагала не пропущенным. Об указанных обстоятельствах она узнала только при увольнении. В судебном заседании истец не согласилась с расчетами заявленных компенсаций, представленных по запросу суда УФНС России по Кировской области, настаивала на удовлетворении требований с учетом представленных ею расчетов.
Представитель ответчика - УФНС России по Кировской области Никитина О.С. в судебном заседании исковые требования Изергиной О.А. не признала по доводам отзыва и дополнений к нему, приобщенных к материалам дела. Пояснила, что средства материального стимулирования и дополнительные премии в спорный период выплачивались Изергиной О.А. сверх фонда оплаты труда государственного служащего и не входили в состав денежного содержание государственного гражданского служащего, не могли быть учтены при выплате отпускных и компенсаций при увольнении. Полагала пропущенным срок разрешения трудового спора.
Представители третьих лиц Министерства финансов РФ, УФК по Кировской судебное заседание не явились. Уведомлены своевременного и надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице УФК по Кировской области в письменном отзыве указал, что суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, входят в состав денежного содержания гражданского служащего и должны быть учтены при расчете компенсационных выплат при увольнении, а также при оплате ежегодных отпусков. Полагал завышенным размер компенсации морального вреда, заявленный Изергиной О.А. (л.д.101-104).
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, и следует из материалов дела, что в период с 18.03.2016 до 24.03.2023 Изергина О.А. работала в Межрайонной ИФНС России № 11 по Кировской области на должности специалиста 1 разряда.
Согласно служебному контракту о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительных соглашений, заключенным между истцом и Межрайонной ИФНС России №11 по Кировской области, Изергиной О.А. установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации; ежемесячного денежного поощрения в размере 0,30 должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (л.д.15-22).
Материальное стимулирование (премия CMC) выплачивалась Изергиной О.А. ежеквартально на основании приказов Межрайонной ИФНС России №11 по Кировской области: от 19.07.2019, 20.09.2019, 17.12.2019, 13.04.2020, 03.07.2020, 24.09.2020, 15.12.2020, 21.04.2021, 21.07.2021, 23.09.2021, 22.12.2021, 25.04.2020, 30.06.2022, 17.10.2022, 19.12.2022 (л.д. 143-145,146-148, 148/1-150, 151-153, 154-156, 157-159, 160-162, 163-165, 166-168, 169-171, 172-174, 175-177, 178-180, 181-183, 184-186).
Указанные выплаты производились на основании писем УФНС России по Кировской области в связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о выделении в 2019, 2020, 2021, 2022 годах дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда.
Кроме того, на основании приказов Межрайонной ИФНС России №11 по Кировской области Изергиной О.А. выплачивалось материальное стимулирование за предыдущий месяц без учета отработанного времени (премия разовая (доп.).), что также подтверждается расчетными листками (л.д.24-35, 187-242).
Приказом Межрайонной ИФНС России 11 по Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с введением новой структуры УФНС России по Кировской области, утвержденной приказом ФНС России от 07.12.2022 №ЕД-7-4/1167 «О структуре управления Федеральной налоговой службы по Кировской области», приказом УФНС России по Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ №@ «О проведении организационно-штатных мероприятий в УФНС России по Кировской, области и его территориальных органах» Изергина О.А. уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе с 24.03.2023 (л.д.78).
Указанные выплаты в расчет месячного денежного содержания истцу при начислении компенсационных выплат в связи с увольнением не были включены.
В 2020, 2021, 2022 годах истцу предоставлялся оплачиваемый отпуск: с 18.05.2020-31.05.2020, с 17.08.2020-28.08.2020, 14.09.2020-25.09.2020, 17.05.2021-28.05.2021, 02.08.2021-17.08.2021, 30.08.2021-10.09.2021, 16.05.2022-31.05.2022, 22.08.2022-31.08.2022, 19.09.2022-30.09.2022 (л.д.70).
Денежные суммы материального стимулирования, а также единовременные выплаты к отпуску в расчет денежного содержания, сохраняемого на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, за 2020, 2021, 2022 года не включены, с чем истец также не согласилась и обратилась с настоящим иском в суд.
27.03.2023 Межрайонная ИФНС России № по Кировской области прекратила деятельность в качестве юридического лица путем присоединения к УФНС России по Кировской области.
При увольнении в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» государственному гражданскому служащему Изергиной О.А. выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 122878,00 руб. (по расчетам истца компенсация должна была составить 180161,00 руб.)
Выплачиваемые в период прохождения государственной гражданской службы суммы материального стимулирования, а также дополнительные премии сверх фонда оплаты труда в расчет денежного содержания, сохраняемого на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, за 2020, 2021, 2022гг., и выплате компенсации при увольнении не включены.
Разрешая исковые требования, суд руководствуется следующим.
Приказом Межрайонной ИФНС России № 11 по Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 11 по Кировской области». Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Указов Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», от 25.07.2006 № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу».
Согласно Положению премирование гражданских служащих осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ответчика. Иные виды премий не предусмотрены (л.д.72-74).
Как следует из служебного контракта истца, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 данного Закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
Согласно ч.1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч.2 ст. 50).
В соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 % этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 № 554 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, которые определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске; при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производится в соответствии с п. 7 Правил № 554.
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраненному денежному содержанию также учитываются 1/12 размера премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий и материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске рассчитывается путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней в году) и умножения на число календарных дней отпуска.
Согласно п. 9 Правил № 554 денежное содержание для расчета денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона), исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров оклада денежного содержания и выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" - "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В пп. "б" - "д" пункта 3 Правил № 554 поименованы ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение.
В пп. "е" пункта 3 Правил № 554 предусмотрены премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий.
В пп. "ж" пункта 3 Правил № 554 предусмотрена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
В пп. "з" пункта 3 Правил № 554 предусмотрена материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Аналогичные положения содержатся в действовавших до 01.01.2023 Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.
Таким образом, Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлена структура денежного содержания гражданских служащих, в которой имеются две составляющие: оклад денежного содержания, являющийся базой денежного содержания, основой материального обеспечения гражданского служащего, и зависит от должностного положения гражданского служащего, и дополнительные выплаты, которые носят стимулирующий характер и зависят от специфики, особых условий выполнения должностных обязанностей конкретным гражданским служащим. При этом вышеуказанными Правилами № 554 установлен порядок исчисления месячного денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсаций при увольнении в связи с сокращением, которым четко установлено, какие составляющие денежного содержания гражданских служащих учитываются при исчислении месячного денежного содержания на период отпуска и компенсаций при увольнении в связи с сокращением.
Фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
Пунктом 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» устанавливалось, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты в том числе: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.В соответствии с абз. 8 пп. «р» п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7.
В судебном заседании установлено, что средства материального стимулирования выплачивались на основании приказов Межрайонной ИФНС № 11 по Кировской области и УФНС России по Кировской области в соответствии с решениями комиссии по оценке деятельности налоговых органов, в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Материальное стимулирование государственных гражданских служащих производилось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивалось государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности ежеквартально, что свидетельствует о его системности. Средства материального стимулирования являлись гарантированной выплатой обязательного характера, осуществлялись в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой. Следовательно, данные выплаты входят в состав денежного содержания гражданских служащих, являются премиями, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, поименованным в пп. "е" п. 3 Правил № 554, в пп. "д" п. 3 Правил № 562.
Поэтому материальное стимулирование за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС) подлежит учету при расчете денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, а также при расчете денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Между тем, вышеуказанные требования законодательства в отношении Изергиной О.А. нарушены, указанные выплаты (CMC, дополнительные премии сверх фонда оплаты труда) необоснованно не учтены при начислении отпускных, а также выплате компенсаций при увольнении, что повлекло уменьшение выплаченных в пользу гражданского служащего сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а также выплаты отпускных за 2020-2022 гг.
Согласно пп. «а» п. 1 Правил № 562, действовавших до 01.01.2023, настоящие Правила определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В п. 2 Правил № 562 указано, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы РФ (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В п. 6 Правил № 562 определено, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В п. 7 Правил №554 предусмотрено, что в случаях, предусмотренных пп. "а" п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему сохраняемое денежное содержание исчисляется за весь соответствующий период как за фактически отработанное время.
Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп."б" - "д" п. 3 и п. 4 настоящих Правил.
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера выплат, предусмотренных пп. "е" и "з" п. 3 настоящих Правил, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Анализируя приведенные положения Правил № 562 в совокупности и взаимосвязи, учитывая действующие с 01.01.2023 Правила № 554, суд приходит к выводу, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске не подлежит учету единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, поскольку данная выплата не предусмотрена п. 6 Правил № 562.
Таким образом, с учетом произведенных Изергиной О.А. выплат материального стимулирования за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС) в 2019-2022 г.г., в её пользу подлежит взысканию компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в размере 28163,32 руб. (л.д.108-118).
С учетом произведенных Изергиной О.А. выплат материального стимулирования за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС) в 2019-2022 годах в её пользу подлежит взысканию денежное содержание в период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за 2020 -2022 г.г. в сумме 19911,62 руб. (л.д.106-118).
При этом суд не усматривает оснований для отказа в иске Изергиной О.А. по доводам о пропуске срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора в силу следующего.
Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сроки и порядок обращения в суд за разрешением индивидуального служебного спора не урегулированы.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
В рассматриваемом споре один год с выплат, произведенных Изергиной О.А. денежного содержания в период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за период с 2020 по 2022 г. к дате подачи иска 22.12.2023 истек.
Между тем суд учитывает, что в расчетных листках истца за 2020, 2021, 2022 г. отсутствует детализация расчетов в отношении спорной части денежного содержания. О том, что спорные выплаты не учитывались работодателем при расчете денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, Изергина О.А. узнала только после получения подробных расчетов, представленных пол ее просьбе УФНС России по Кировской области в декабре 2023 года. Расчеты сумм денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске при каждой его выплате служащему не выдавались, что лишало работника на защиту трудовых прав по вине работодателя. Трехмесячный срок со дня, когда истец узнала о нарушении своего права, к дате подачи иска не истек. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска Изергиной О.А. срока обращения в суд с заявленными требованиями и восстанавливает указанный срок.
На основании ст. 237 ТК РФ в связи с установлением судом факта неправомерных действий Межрайонной ИФНС России № 11 по Кировской области при расчете и выплате истцу денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020-2022 годы, компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, суд приходить к выводу об удовлетворении требования истца о взыскании с работодателя компенсации морального вреда, определив ее размер с учетом характера и степени нравственных страданий истцов, конкретных обстоятельств дела, в сумме 5000 руб.
В ст. 236 ТК РФ закреплено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку в день увольнения ответчиком не полностью выплачены истцу причитающиеся ей суммы, требования Изергиной О.А. о взыскании компенсации за задержку выплат в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных сумм компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за каждый день просрочки, начиная с 21.12.2023 по день фактического расчета, судом также считает подлежащими удовлетворению.
Довод истца о том, что источником финансирования и фонда оплаты труда и выплат материального стимулирования является федеральный бюджет, что отнесено к системе оплаты труда, а потому выплаты дополнительного материального стимулирования (разовая премия) должна быть включена в расчет денежного содержания, суд не принимает во внимание, поскольку он основан на неверном толковании закона.
Как отмечено выше, премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда («СМС за счет доп», «разовая премия») выплачивались истцам на основании приказов о премировании сотрудников Межрайонной ИФНС России по № 11 по Кировской области, писем УФНС России по Кировской области в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении в 2020, 2021, 2022 годах дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда. Согласно данным письмам начальникам межрайонных ИФНС России по Кировской области предоставляется право принять решение о направлении в соответствующем году указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих.
Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» принято решение осуществлять материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей.
В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Материальное стимулирование осуществлять сверх установленного фонда оплаты труда. Министерству финансов поручено разработать порядок осуществления материального стимулирования.
Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности (п. 3 Порядка).
Во исполнение писем УФНС России по Кировской области руководителю Межрайонной ИФНС России № 11 по Кировской области предоставлено право принять решение о направлении ассигнований на материальное стимулирование государственных гражданских служащих, в связи с чем руководителем издавались соответствующие приказы о премировании.
Финансирование деятельности Федеральной налоговой службы РФ производится за счет средств федерального бюджета. Фонд оплаты труда рассчитывается от количества государственных гражданских служащих и размера оплаты труда каждого. Фонд материального стимулирования формируется в зависимости от наличия свободных денежных средств и распределяется между государственными гражданскими служащими в соответствии с требованиями вышеприведенных нормативных правовых актов. Выплаты из данного фонда не являются обязательными и выплачиваются только при наличии соответствующих средств.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что выплаты дополнительного материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания истца, поскольку не являются гарантированной государством выплатой и осуществляются в зависимости от наличия средств федерального бюджета. Право распределения таковых выплат, а равно как определения цели мотивации принадлежит работодателю. При анализе приказов о выплате материального стимулирования за предыдущий месяц без учета отработанного времени (премия разовая (доп.), судом установлено, что премия выплачивалась за различные месяцы, некоторые приказы издавались без указания периодов, за которые выплачивалась премия, следовательно, указанные выплаты не носили систематического характера, и имеют иную правовую природу, чем материальное стимулирование, выплачиваемого на основании Указа Президента РФ № 601 от 07.05.2012.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых.
На основании изложенного, руководствуясь ст.196-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Изергиной О.А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Кировской области о взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с УФНС России по Кировской области (ИНН №) в пользу Изергиной О.А. компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в сумме 28163,32 руб., денежное содержание в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период с 2020 по 2022г.г. в размере 19911,62 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб., компенсацию за задержку выплат по состоянию на 20.12.2023 в размере 15108,17 руб., с дальнейшим начислением компенсации в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных сумм, причитающихся работнику, за каждый день просрочки, начиная с 21.12.2023 по день фактического расчета.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Советский районный суд Кировской области
Судья С.А. Данилина
Мотивированное решение составлено 21.03.2024
Судья С.А. Данилина