Дело № 2-369/2023
51RS0001-01-2022-006974-61
Изготовлено 07 марта 2023 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 февраля 2023 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,
при помощнике судьи Саакян Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой С.Д, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о защите пенсионных прав,
УСТАНОВИЛ:
Филиппова С.Д. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о защите пенсионных прав.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является получателем досрочной трудовой пенсии с 04.05.2010 на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с работой в районах Крайнего Севера.
На дату назначения пенсии трудовой (страховой) стаж составил 26 лет 02 месяца 14 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 23 года 09 месяцев 03 дня.
После назначении пенсии истец продолжила трудовую деятельность до 2018 года, в связи с чем стаж работы в районах Крайнего Севера на момент окончания трудовой деятельности составил более 35 лет.
Однако при назначении пенсии не все периоды ее трудовой деятельности были засчитаны в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Так, ответчиком в стаж работы в районах Крайнего Севера не засчитан период обучения в <данные изъяты> с 01.09.1977 по 03.07.1980. Полагает, что указанный период должен быть засчитан, поскольку после обучения она трудоустроилась по профессии портного на <данные изъяты>.
Период прохождения курсов повышения квалификации без отрыва от производства с 03.11.1987 по 21.02.1988 также не включен в стаж работы в районах Крайнего Севера. Считает, что данный период должен быть засчитан, так как в этот период она работала и получала заработную плату, а повышение квалификации она проходила по поручению работодателя.
В стаж работы в районах Крайнего Севера не включен период работы с перерывом на кормление грудью на рабочем месте с 05.07.1988 по 04.11.1988. Считает невключение данного периода необоснованным, поскольку перерыв в работе составлял 1 час и оплачивался по среднему заработку.
В период с 20.07.1994 по 02.09.1994 истец состояла на учете в Центре занятости населения в качестве безработной. Данный период также не включен в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Также полагает, что период обучения на курсах водителей транспортных средств категории «В» с 31.08.1994 по 13.12.1994 также ложен быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку обучение она проходила по направлению Центра занятости населения. После чего она была трудоустроена водителем категории «В» в АОЗТ «<данные изъяты>
Истец неоднократно обращалась в пенсионный орган за перерасчетом пенсии, указанные выше период то включались, то исключались из подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера.
Просит суд обязать ответчика включить с страж работы в районах Крайнего Севера период обучения с 01.09.1977 по 03.07.1980 в <данные изъяты>, обязать произвести перерасчет размера трудовой части пенсии с учетом периода обучения с 01.09.1977 по 03.07.1980 с даты назначения пенсии, то есть с 04.05.2010 по дату вступления решения суда в законную силу; обязать ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период повышения квалификации без отрыва от производства по месту работы на <данные изъяты> с 03.11.1987 по 21.02.1988, период безработицы с 15.07.1994 по 30.08.1994; период работы с перерывом на кормление грудью на рабочем месте на <данные изъяты> с 05.07.1988 по 04.11.1988; период обучения на курсах водителей транспортных средств категории «В», а также взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на составление искового заявления в размере 4.000 рублей.
Истец Филиппова С.Д. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОСФР по Мурманской области Кривошеина В.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что спорные периоды не включены в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку их включение не предусмотрено законодательством. Пенсия истцу назначена с учетом наиболее выгодного варианта.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, допросив специалиста, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 67-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001 (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В соответствии с частью статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Законодатель, реализуя свои полномочия, в статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установил порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовой пенсии, а также закрепил правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц (пункт 1), предусмотрев несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии указанных лиц (пункты 3, 4 и 6), предоставив им право выбора наиболее выгодного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Филиппова С.Д. является получателем досрочной страховой пенсии по старости.
12.07.2022 истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии за периоды до 01.01.2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ (за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала).
Решением от 15.07.2022 № в перерасчете размера пенсии отказано, поскольку заявленный расчет пенсионеру не выгоден.
В обоснование исковых требований истец приводит доводы о том, что при включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера, размер ее пенсии измениться в сторону увеличения.
Так, в стаж работы истца в районах Крайнего Севера не включен период обучения в <данные изъяты> с 01.09.1977 по 03.07.1980, а также период обучения на курсах водителей транспортных средств с 31.08.1994 по 13.12.1994.
Как следует из материалов дела, указанные периоды включены в страховой стаж работы истца.
Вместе с тем, данные периоды не подлежат включению в специальный стаж, поскольку по ранее действовавшему законодательству, а именно пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 №590 (ред. от 30.01.1988) указаний на включение в специальный стаж периода обучения не содержит.
Период работы с перерывом на кормление грудью на рабочем месте с 05.07.1988 по 04.11.1988, и период обучения в группе закройщиков в <данные изъяты> (с сохранением заработной платы) также не включены в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Согласно приказу <данные изъяты> № от 07.07.1988 Филиппова С.Д. прервала частично оплачиваемый отпуск до исполнения ребенку одного года и приступила к работе с 05.07.1988 с 6-часовым рабочим днем.
Из приказа <данные изъяты> № от 11.07.1988 Филипповой С.Д. предоставлен один час в течение рабочего времени для кормления ребенка с 05.07.1988 по 26.04.1989 с оплатой по среднему заработку.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.20002 №516, регламентирующим порядок исчисления специального стажа, в том числе стажа работы в районах Крайнего Севера, в указанный стаж в календарном порядке учитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно полный рабочий день.
Данными Правилами не предусмотрено включение периодов обучения, в том числе с сохранением средней заработной платы в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Нормами ранее действовавшего законодательства, в том числе законом РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», также не было предусмотрено включение указанных периодов.
Период нахождения на регистрационном учете в Центре занятости населения <данные изъяты> с 20.07.1994 по 02.09.1994 не включен в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку согласно сведениям, представленным ГОБУ ЦЗН <данные изъяты> Филиппова С.Д. в указанный период состояла на регистрационном учете в качестве безработной без назначения и выплаты пособия по безработице
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период получения пособия по безработице.
Периоды получения пособия, выплачиваемого предприятием после увольнения с 15.07.1994 по 19.07.1994 по сокращению численности штата, правомерно не включены во все виды стажа, так как данные периоды не относятся к периодам осуществления трудовой либо иной деятельности.
При проведении сравнительного анализа по вариантам конвертации пенсионных прав истца с 01.03.2021 в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и части 4 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ установлено, что при расчете пенсии по пункту 3 статьи 30 указанного закона стаж работы истца на 01.01.2002 (календарный) для конвертации составил:19 лет 02 месяца 11 дней, при требуемом 20 лет; соотношение заработков – 1,258.
Стаж работы истца на 01.01.1991 (календарный) для валоризации: 10 лет 05 месяцев 25 дней; коэффициент валоризации – 0,20.
Расчетная пенсия: 1671 х 1,258 х 0,55 = 1156,16.
Пенсионный капитал на 01.01.2022 составил 130140, 58. Пенсионный капитал, индексированный на 31.12.2010 – 508869,52.
Сумма валоризации – 101808,07.
Сумма начисленных страховых взносов за период с 01.01.2002 по 04.05.2010 – 23486,69.
Страховая часть пенсии на 04.05.2010 составила 3303,83.
При расчете по пункту 4 статьи 30 указанного закона стаж работы истца на 01.01.2022 (с учетом льготного порядка исчисления всех периодов работы на территории РКС (год за полтора) для конвертации составил 29 лет 11 месяцев 24 дня, при требуемом 20 лет.
Среднемесячный индексированный заработок – 869,63.
Стаж работы на 01.01.1991 (с учетом льготного порядка исчисления всех периодов работы на территории РКС) для валоризации: 16 лет 10 месяцев 13 дней; коэффициент валоризации – 0,26.
Расчетная пенсия: 896,63 х 0,68 = 609,30. Компенсационная выплата – 140,00. Расчетная пенсия с учетом компенсации – 749,30.
Пенсионный капитал на 01.01.2002 – 57465,60.
Пенсионный капитал, индексированный на 31.12.2010 – 224774,70.
Сумма валоризации – 58441,42.
Сумма начисленных страховых взносов за период с 01.01.2002 по 04.05.2010 – 23486,69.
Страховая часть пенсии на 04.05.2010 – 1597,41.
В настоящее время размер страховой пенсии Филипповой С.Д, без фиксированной выплаты составляет 3282,65.
В судебном заседании заслушаны пояснения специалиста-эксперта ответчика <данные изъяты>, которая приведенные выше расчеты подтвердила, а также указала, что в настоящее время расчет пенсии истца производится в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ.
При конвертации пенсионных прав истца в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ размер страховой пенсии выше, чем при конвертации в соответствии с пунктом 4 статьи 30 указанного закона.
Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ, а значит содержащиеся в нем нормы, устанавливающие основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, согласно ст. 31, введены в действие с 01.01.2002 года.
Именно с данного момента также признаны утратившими силу Закон Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21.07.1997 №113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, на что обращено внимание Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 №2-П.
При определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ периоды работы (деятельности), протекавшие до 1 января 2002 года в период действия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», могут исчисляться с учетом правил и норм названного Закона и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты.
Таким образом, истцу установлена страховая пенсия по старости в соответствии с действующим пенсионным законодательством с учетом наиболее выгодного варианта пенсионного обеспечения.
При таких обстоятельствах, исковые требования о включении периодов в страховой стаж, стаж работы в Районах Крайнего Севера, возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии удовлетворению не подлежат.
Поскольку в удовлетворении требований отказано, требования о взыскании судебных расходов также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░