УИД № 35RS0004-01-2024-000648-09 Гр. дело № 2-456/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 ноября 2024 г. г. Белозерск Вологодской области
Белозерский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Васильковой М.С.,
при секретаре Кушнерчук М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Белозерского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры Белозерского муниципального округа «Белозерская межпоселенческая библиотека» о возложении обязанности по организации беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильный граждан,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Белозерского района Вологодской области (далее – истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБУК «Белозерская межпоселенческая библиотека» (далее – ответчик) о возложении обязанности по организации беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильный граждан.
В обоснование иска указал, что нарушения закона при соблюдении прав инвалидов и иных маломобильных граждан на беспрепятственный доступ к зданиям и помещениям социальной инфраструктуры со стороны ответчика прокурором выявлены в ходе проведенной проверки исполнения федерального законодательства в июне 2023 г. МБУК «Белозерская межпоселенческая библиотека» оказываются экскурсионные, дополнительно библиотечные и сервисные услуги. Проверкой установлено, что входная группа здания библиотеки по адресу: <адрес>, оборудована пандусом, доступ для маломобильных граждан, имеющих ограничения в движении, зрении обеспечен. При этом входная группа, вопреки требованиям закона, звуковой и зрительной информацией, а также надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне не оборудована, кнопка вызова персонала отсутствует. В адрес директора муниципального учреждения 22.06.2023 вынесено представление, которое рассмотрено. В целях устранения нарушений закона разработана проектно-сметная документация, в объем которой включены работы по оборудованию входной группы библиотеки текстовой информацией, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, кнопкой вызова персонала. Проектно-сметная документация выполнена в целях запланированного капитального ремонта здания библиотеки, являющегося объектом культурного наследия. Капитальный ремонт здания, включая приспособление входной группы для инвалидов планировался в 2024 году. Однако до настоящего времени капитальный ремонт не начат виду отсутствия финансирования в 2024 году. Таким образом, нарушения, указанные в представлении прокурора от 22.06.2023, МБУК «Белозерская межпоселенческая библиотека» не выполнены. В ходе осмотра 30.09.2024 установлено, что входная группа здания библиотеки не оборудована звуковой и зрительной информацией, а также надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, кнопкой вызова персонала.
Прокурор Белозерского района Вологодской области, с учетом заявления об уточнении исковых требований, просил суд возложить на ответчика обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу организовать беспрепятственный доступ инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями к зданию социальной инфраструктуры, в котором предоставляются услуги в сфере культуры, путем размещения для инвалидов зрительной информации, а именно: надписи, знаков, текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, кнопкой вызова персонала на входной группе здания по адресу: <адрес>
Определением Белозерского районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация Белозерского муниципального округа <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Белозерского района Поздынина Л.Е. заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МБУК Белозерского муниципального округа «Белозерская межпоселенческая библиотека» К. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями прокурора согласна.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Белозерского муниципального округа <адрес>, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам:
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социально-средовая реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе социально-бытовую адаптацию.
В силу ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ льгота предполагает дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр утвержден Свод правил 59.13330.2020. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 (далее - СНиП 35-01-2001).
Согласно пункту 4.1 СНиП 35-01-2001 требования указанного свода правил подлежат выполнению, в том числе при реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Требования распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
В соответствии с пунктом 6.1.1 СНиП 35-01-2001 наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей.
Согласно пункту 6.5.2 СНиП 35-01-2001 технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию.
Пункт 6.5.9 СНиП 35-01-2001 устанавливает, что информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефноточечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема, в том числе рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
В соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Таким образом, учреждение должно содержать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
МБУК «Белозерская межпоселенческая библиотека» является муниципальным учреждением культуры Белозерского муниципального округа <адрес>.
Согласно пункту 2.3 Устава, утвержденного постановлением администрации Белозерского муниципального округа от 01.01.2023 №, МБУК «Белозерская межпоселенческая библиотека» для достижения поставленных целей оказывает, в том числе экскурсионные, дополнительно библиотечные и сервисные услуги. Имущество МБУК «Белозерская межпоселенческая библиотека», необходимое для осуществления своей деятельности, предоставлено администрацией округа на праве оперативного управления.
В МБУК «Белозерская межпоселенческая библиотека» организуется работа по достижению показателей доступности объекта и услуг для инвалидов, в том числе учреждением приняты меры по подготовке персонала по вопросам, связанным обеспечением доступности здания библиотеки и его услугам для инвалидов.
Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, прокуратурой района в июне 2023 года была проведена проверка соблюдения требований законодательства при соблюдении прав инвалидов и иных маломобильных граждан на беспрепятственный доступ к зданиям и помещениям социальной инфраструктуры – здания МБУК «Белозерская межпоселенческая библиотека», расположенного по адресу: <адрес>
В ходе проведения проверки установлено, что входная группа здания библиотеки оборудована пандусом, доступ для маломобильных граждан, имеющих ограничения в движении, зрении обеспечен. При этом входная группа, вопреки указанным требованиям закона, звуковой и зрительной информацией, а также надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне не оборудована, кнопка вызова персонала отсутствует.
По результатам проверки 22.06.2023 в адрес ответчика внесено представление, которое рассмотрено. В целях устранения нарушений закона разработана проектно-сметная документация, в объем которой включены работы по оборудованию входной группы библиотеки текстовой информацией, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, кнопкой вызова персонала.
Проектно-сметная документация выполнена в целях запланированного капитального ремонта здания библиотеки, являющегося объектом культурного наследия. Капитальный ремонт здания, включая приспособление входной группы для инвалидов планировался в 2024 году.
Однако до настоящего времени капитальный ремонт не начат в виду отсутствия финансирования в 2024 году. Осмотром, проведенным 30.09.2024 установлено, что входная группа здания библиотеки <адрес> не оборудована звуковой и зрительной информацией, а также надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, кнопкой вызова персонала.
Таким образом, нарушения, отмеченные в представлении прокурора района от 22.06.2023, МБУК Белозерского муниципального округа «Белозерская межпоселенческая библиотека» до настоящего времени не выполнены, что не оспаривается ответчиком.
Отсутствие финансирования не может являться основанием к отказу в удовлетворении предъявленных исковых требований, поскольку действующее законодательство не ставит осуществление деятельности в области по выполнению требований законодательства к организации деятельности объекта культуры, в том числе приспособлению здания к его использованию инвалидами в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете учреждения.
Учитывая вышеизложенное, то, что выявленные нарушения не устранены ответчиком до настоящего времени, их наличие создает препятствия для реализации конституционных прав граждан - инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями на получение результатов услуг муниципальным учреждением в сфере культуры, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, при указанных обстоятельствах срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей – в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Белозерского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры Белозерского муниципального округа «Белозерская межпоселенческая библиотека» о возложении обязанности по организации беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильный граждан – удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное учреждение культуры Белозерского муниципального округа «Белозерская межпоселенческая библиотека»» (ИНН № ОГРН №) обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать беспрепятственный доступ инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями к зданию социальной инфраструктуры, в котором предоставляются услуги в сфере культуры, путем размещения для инвалидов зрительной информации: надписи, знаков, текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, кнопкой вызова персонала на входной группе здания по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 19.11.2024.
Судья М.С. Василькова
Копия верна. Судья М.С. Василькова
Решение в законную силу не вступило