Верховный Суд
Республики Бурятия
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 26 сентября 2024 года
Верховный Суд Республики Бурятия в составе:
Председательствующего судьи Гомбоева В.Д.,
с участием прокурора уголовно-судебного управления прокуратуры Республики Бурятия Леденева Д.О.,
адвоката Будаева Б.Б., представившего удостоверение № 1240, ордер № 1115668,
при секретаре Ангановой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании 26 сентября 2024 года апелляционное представление государственного обвинителя – старшего помощника прокурора Кяхтинского района РБ Игумновой Е.Д. на приговор Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от ..., которым
Шелканов А.Н., родившийся ... <...>, ранее не судимый,
- осужден по п.п. «а», «б» ч.2 ст. 264 УК РФ к 4 годам лишения свободы.
На основании ст. 53.1 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы заменено на принудительные работы сроком 4 года с удержанием 5 % заработка в доход государства ежемесячно с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года.
Заслушав мнение прокурора Леденева Д.О., поддержавшего доводы апелляционного представления, мнение адвоката Будаева Б.Б., поддержавшего доводы апелляционного преставления в части, суд
УСТАНОВИЛ:
Приговором суда Шелканов А.Н. признан виновным в том, что ... ..., управлял технически исправным автомобилем <...> с регистрационным знаком <...>, в состоянии алкогольного опьянения, что является нарушением требований абзаца 1 и. 2.7. Правил дорожного движения Российской Федерации, а также имея на ветровом стекле указанного автомобиля цветную пленку, светопропускаемость которой менее 70 %, чем нарушил п.п. 4.2 и 4.3 Приложения № 8 (Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации) решения Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» от 09.12.2011 № 877.
Приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, расположенному рядом с <...>, обозначенному дорожными знаками, Шелканов А.Н., по причине нахождения в состоянии алкогольного опьянения, проявив преступную небрежность, в нарушение требований абзаца 1 п. 1.5 ПДД, не в полной мере контролировал дорожную обстановку по направлению своего движения, чем поставил себя в ситуацию возможного совершения дорожно-транспортного происшествия на данном участке дороги и лишился возможности своевременно обнаружить (увидеть) пешехода Д.М.О., которая пересекала проезжую часть <...> <...> по дорожной разметке 1.14.1 («зебра») и, как следствие, нарушил требование абзаца 1 п. 10.1. ПДД.
По причине несоблюдения перечисленных выше требований в сфере безопасности дорожного движения и преступной небрежности, Шелканов А.Н. ... ..., находясь за управлением вышеуказанного автомобиля, на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном рядом с <...>, в нарушение требований п. 14.1. ПДД, совершил наезд на пешехода Д.М.О.
После совершенного наезда на пешехода Д.М.О. водитель Шелканов А.Н., находясь за управлением указанного автомобиля, в нарушение требований п.п. 2.5, 7.2, 2.6 ПДД, не принимая мер по оказанию первой помощи пострадавшей Д.М.О., вызову экстренных служб и принятия иных мер, уехал с места совершения дорожно-транспортного происшествия, тем самым оставил место его совершения.
В результате дорожно-транспортного происшествия, совершение которого находится в прямой причинно-следственной связи с фактом нарушения водителем Шелкановым А.Н. требований абзаца 1 п. 1.5, п. 2.5, п. 2.6, п. 2.7, абзацев 1, 2 п. 10.1 и п. 14.1 ПДД, п.п. 4.2 и 4.3 Регламента, Д.М.О. причинены телесные повреждения, которые в совокупности (так как имеют единый механизм образования), являются опасными для жизни, создающими непосредственную угрозу для жизни, и расцениваются как причинившие тяжкий вред здоровью человека.
Преступление совершено при обстоятельствах, подробно изложенных в описательной части приговора.
В судебном заседании Шелканов А.Н. вину в совершении преступления признал.
В апелляционном представлении государственный обвинитель – старший помощник прокурора района Игумнова Е.Д. просит приговор суда изменить. Указывает, что согласно материалам уголовного дела, после установления Шелканова он полностью признал свою вину, проследовал с сотрудниками на место дорожно-транспортного происшествия, где с его участием составлена схема дорожно-транспортного происшествия и произведен осмотр автомобиля с повреждениями, дал признательные показания об обстоятельствах совершения преступления, сообщив, что именно он находился за рулем автомобиля, а также сведения о скорости автомобиля, которые положены в основу следственного эксперимента, в котором Шелканов участвовал добровольно, а в дальнейшем данные обстоятельства положены в основу обвинения. Таким образом, осужденный предоставил органам следствия информацию, которая имела значение для раскрытия и расследования данного преступления, и не была известна органу следствия ранее.
Вместе с тем при назначении наказания суд не обсудил вопрос о возможности исправления Шелканова без изоляции от общества и определении наказания условно с возложением определенных обязанностей. Мотивы принятого решения о невозможности применения ст. 73 УК РФ в приговоре отсутствуют.
Кроме этого, суд при решении вопроса о судьбе вещественного доказательства - автомобиля <...> с регистрационным знаком <...>, на который постановлением Кяхтинского районного суда ... наложен арест, допустил существенные противоречия. Так, в описательно-мотивировочной части приговора суд признал Шелканова А.Н. законным владельцем автомобиля, в то же время указал, что данное транспортное средство принадлежит его гражданской супруге, на которую гражданская ответственность не возложена, в связи с чем не усмотрел оснований для дальнейшего сохранения ареста.
В судебном заседании установлено, что Шелканов со своей супругой проживают совместно, воспитывают детей, ведут совместное хозяйство. Ш.В.Н. не имеет водительского удостоверения, в связи с чем Шелканов А.Н. пользуется и обслуживает автомобиль самостоятельно. Из показаний свидетелей К.А.А. и Ш.А.Н. (<...>) следует, что фактическим собственником автомобиля является Шелканов А.Н. Таким образом, суд верно пришел к выводу о том, что Шелканов А.Н. является законным владельцем автомобиля.
Вышеуказанное транспортное средство не подпадает под перечень имущества, указанный в ст. 446 ГПК РФ, на которое не может быть наложено взыскание. На сегодняшний день основания для применения ареста транспортного средства не отпали, поскольку с момента принятия решения об аресте автомобиля квалификация действий Шелканова не изменилась, он признан виновным в совершении данного преступления, определен судом законным владельцем автомобиля, а также на него возложены исковые обязательства по возмещению морального вреда и материального ущерба потерпевшей Д..
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав мнения сторон, суд находит приговор суда подлежащим изменению.
Судом сделан обоснованный вывод о том, что виновность Шелканова А.Н. в совершении инкриминируемого преступления нашла свое полное подтверждение совокупностью доказательств, надлежащим образом исследованных, оцененных и приведенных в приговоре суда и по существу никем не оспаривается.
Оценив совокупность исследованных доказательств, суд обоснованно пришел к выводу о доказанности вины Шелканова А.Н. и правильно квалифицировал его действия по п. «а», «б» ч. 2 ст. 264 УК РФ - как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, сопряжено с оставлением места его совершения.
Доводы апелляционного представления признаны несостоятельными.
Согласно установленным обстоятельствам дела Шелканов А.Н. не представлял органам следствия информацию, имеющую значение для раскрытия и расследования преступления. Возвращение Шелканова с сотрудниками ГИБДД на место дорожно-транспортного происшествия, где с его участием составлена схема дорожно-транспортного происшествия и произведен осмотр автомобиля с повреждениями, сообщение о скорости автомобиля, добровольное участие в следственном эксперименте, нельзя признать активным способствованием раскрытию и расследованию преступления. Нахождение Шелканова А.Н. за управлением автомобиля в момент дорожно-транспортного происшествия было известно свидетелю Ц.О.Б. Признание вины и раскаяние учтено судом в качестве смягчающего наказание обстоятельства.
Учитывая общественную опасность совершенного преступления, суд пришел к выводу о назначении наказания в виде реального лишения свободы, тем самым суд мотивировал невозможность применения положений ст.73 УК РФ.
Каких-либо существенных противоречий в описательно-мотивировочной части приговора судом не допущено. Указание суда о том, что Шелканов А.Н. являлся владельцем автомобиля, не исключает того, что он может быть его собственником.
При назначении наказания Шелканову суд учел смягчающие обстоятельства – полное признание им своей вины, раскаяние в содеянном, дачу признательных показаний, принесение извинений потерпевшей в зале суда, положительные характеристики, состояние здоровья его и его близких, наличие на иждивении <...> малолетних детей, оказание помощи родителям-инвалидам.
Вместе с тем, учитывая характер и степень общественной опасности содеянного, конкретные обстоятельства дела, влияние наказания на исправление осужденного, суд обоснованно пришел к выводу о назначении наказания в виде лишения свободы на определенный срок с заменой на наказание в виде принудительных работ. При этом суд обсудил возможность применения ст.ст.64, 73 УК РФ, однако оснований к тому не нашел.
Таким образом, наказание Шелканову назначено справедливое, является соразмерным содеянному и соответствует требованиям ст.60 УК РФ.
Нарушений уголовного или уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не допущено.
Вместе с тем приговор суда подлежит изменению по следующим основаниям.
В силу п.9 ч.2 ст.389.17 УПК РФ, обоснование приговора недопустимыми доказательствами является основанием отмены или изменения судебного решения.
Как следует из приговора, выводы суда о виновности Шелканова суд обосновал показаниями сотрудника полиции К.С.В. по фактическим обстоятельствам уголовного дела, ставших ему известными из пояснений Шелканова А.Н.
По смыслу закона оперативный сотрудник, в том числе осуществляющий уголовное преследование может быть допрошен в суде только по обстоятельствам проведения того или иного следственного действия при решении вопроса о допустимости доказательства, а не в целях выяснения содержания пояснений опрашиваемого лица. Поэтому показания этой категории свидетелей относительно сведений, о которых им стало известно из проведенных бесед или допроса подозреваемого (обвиняемого) или свидетеля, не могут быть использованы в качестве доказательств виновности подсудимого.
Таким образом, исходя из положений закона, суд не вправе допрашивать дознавателя и следователя, равно как и сотрудника, осуществляющего оперативное сопровождение дела, о содержании показаний, данных в ходе досудебного производства подозреваемым или обвиняемым, восстанавливать содержание этих показаний вопреки закрепленному в п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ правилу. Тем самым закон исключает возможность любого, прямого или опосредованного использования содержащихся в них сведений.
Поэтому показания свидетеля К.С.В. в части фактических обстоятельств уголовного дела, ставших ему известными из пояснений Шелканова А.Н., не могут быть использованы в качестве доказательств его виновности, так как в соответствии со ст.75 УПК РФ являются недопустимыми, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу приговора, в связи с чем подлежат исключению из приговора.
Вместе с тем, исключение из приговора показаний свидетеля К.С.В. в части фактических обстоятельств уголовного дела, не влияет на законность и обоснованность приговора в целом, виновность Шелканова подтверждается достаточной совокупностью других изложенных в приговоре доказательств.
Кроме того, суд пришел к выводу, что автомобиль марки <...> с регистрационным знаком <...>, которым управлял Шелканов А.Н. принадлежит Ш.В.Н. и постановил указанный автомобиль и оплетку рулевого колеса возвратить собственнику Ш.В.Н. и снять с него арест.
Согласно п.3.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2018 №17 (ред. от 12.12.2023) «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве» для целей главы 15.1 Уголовного кодекса Российской Федерации принадлежащим обвиняемому следует считать имущество, находящееся в его собственности, а также в общей собственности обвиняемого и других лиц, в том числе в совместной собственности супругов.
В судебном заседании свидетель Ш.В.Н. показала, что автомобиль находится в долевой собственности, так как приобретен, в том числе, на средства материнского капитала. Проживают вместе, совместно воспитывают <...> детей, ведут совместное хозяйство. Автомобилем управляет Шелканов А.Н.
В судебном заседании установлено, что осужденный с супругой проживают совместно, воспитывают детей, ведут совместное хозяйство. Ш.В.Н. водительского удостоверения не имеет, пользуется и обслуживает автомобиль осужденный самостоятельно.
Из показаний свидетелей К.А.А. и Ш.А.Н. (<...>) следует, что фактическим собственником автомобиля является Шелканов А.Н.
Таким образом, автомобиль, которым управлял Шелканов А.Н., является общей собственностью осужденного и свидетеля Ш.В.Н.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст.119 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возникновения споров, связанных с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи в порядке гражданского судопроизводства.
При таких обстоятельствах решение суда в части возвращения автомобиля <...> с регистрационным знаком <...>, оплетки рулевого колеса собственнику Ш.В.Н. и снятии с него ареста подлежит отмене, а арест на автомобиль сохранению до исполнения приговора в части гражданского иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389.9, 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Приговор Кяхтинского районного суда РБ от ... в отношении Шелканова А.Н. - изменить.
Из его описательно-мотивировочной части исключить показания свидетеля К.С.В. в части фактических обстоятельств дела, ставших известных ему из пояснений Шелканова А.Н.
Отменить приговор в части возвращения автомобиля <...> с регистрационным знаком <...>, оплетки рулевого колеса собственнику Ш.В.Н. и снятии с него ареста.
Арест на автомобиль <...> с регистрационным знаком <...> сохранить до исполнения приговора в части гражданского иска.
В остальной части приговор суда оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
Апелляционное постановление, в соответствии с требованиями главы 47.1 УПК РФ, может быть обжаловано в Восьмой Кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу. Осужденный Шелканов А.Н. вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий: