Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 марта 2018 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ашурковой А.П.
при секретаре Галкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-513/18 по иску Зотовой Л.И. к ООО «УК «Центр» о возложении обязанности применять к расчету за горячее водоснабжение норматив расхода тепловой энергии, действующей по состоянию на 30.06.2012 года,
у с т а н о в и л:
Зотова Л.И. обратилась в суд к ответчику ООО «Управляющая компания «Центр» с указанным иском, ссылаясь на то, что она является собственником жилого помещения – однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Сызрань, <адрес>, и потребителем коммунальных услуг. В июне 2014 года ответчиком был установлен общедомовый прибор учета горячего водоснабжения без согласия собственников жилья. С момента установки данного прибора для пользователей резко возросла стоимость кубического метра горячей воды с 92 руб. до 250 руб. за кубический метр. Считает, что ООО «УК «Центр» завышает норматив расхода тепловой энергии, объясняя тем, что в доме стоит общедомовый прибор учета. В ответ на обращение истца, Министерство энергии и ЖКХ Самарской области сообщило, что норматив расхода тепловой энергии находится в проработке, до момента утверждения норматива предполагается применение норматива тепловой энергии на подогрев холодной воды, действующего по состоянию на 30.06.2012 г. – 0,0483 Гкал 1 куб. м. В соответствии с п. 42 правил № 354 в случае установления двухкомпанентных тарифов на горячую воду, размер платы за горячее водоснабжение определяется по показаниям приборов учета горячей воды и утвержденного норматива тепловой энергии. Таким образом, независимо от наличия ОДПУ тепловой энергии, расчет за горячую воду должен производиться по формуле 23 согласно ППРФ № 129 от 14.02.2015 г. Данная позиция подтверждена Министерством строительства и ЖКХ РФ. За период с 2015 года по настоящее время переплата за пользование горячим водоснабжением составила 13839, 56 руб. Просит обязать ответчика применить к расчету за ГВС норматив расхода тепловой энергии, действующий по состоянию на 30.06.2012 г. Взыскать с ответчика в пользу истца переплату за ГВС в размере 13839, 56 руб.
В судебном заседании истец Зотова Л.И. уточнила требования, отказалась от взыскания переплаты в размере 13839,56 рублей, в остальном исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представитель ответчика по доверенности Тибаева Э.М. в судебном заседании возражала против исковых требований, сослалась на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, согласно которого ООО «УК «Центр» не согласно с предъявляемыми требованиями истца к обслуживающей организации, считает их необоснованными, поскольку в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011г. № 354 «О порядке предоставления коммунальных услуг» является основным нормативным правовым актом, определяющим порядок начислений платы жителям за коммунальные ресурсы. Согласно положениям указанного постановления размер платы за коммунальную услугу определяется по тарифам, утвержденных уполномоченным органом. В соответствии с абз. 6 п. 38 Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
До 2013 г. тариф на горячую воду (далее - ГВС) в Самарской области был рассчитан за 1 куб.м. и включал в себя стоимость 1 куб.м. холодной воды и расчетное количество тепловой энергии на ее подогрев. С 2013 г. порядок определения размера платы за ГВС был изменен. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 г. № 1149 внесены изменения в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (ПП РФ от 14.07.2008 г. № 520). Согласно изменениям органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на ГВС. Двухкомпонентный тариф на ГВС состоит отдельно из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Таким образом, с 2013 г. тариф на ГВС меняется с однокомпонентного (руб. за куб.м. ГВС) на двухкомпонентный (руб. за куб.м, холодной воды + руб. за Гкал тепловой энергии). В результате чего в платежные документы граждан были внесены изменения: если раньше услуга «горячее водоснабжение» была представлена к оплате одной строкой, то после введения изменений услуга разделена на две строки - холодная вода и тепловая энергия на ее подогрев. В соответствии с п. 48 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду. Компонент на тепловую энергию может быть определен двумя способами: по утвержденному нормативу потребления ГВС, либо по показаниям общедомового прибора учета. Формула расчета установлена Правилами предоставления коммунальных услуг (ПП РФ от 06.05.2011 № 354) - № 23. Истец некорректно трактует предоставленное в качестве доказательства Письмо Минстроя энергетики и ЖКХ Самарской области. Содержание указанного письма наоборот подтверждает необходимость и рекомендации уполномоченных органов исполнителям коммунальных услуг производить начисления платы за услугу «горячее водоснабжение» при наличии приборов учета по их показаниям. Считает требования истца незаконными и необоснованными, просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель МУП ЖЭС по доверенности Дмитрюк О.В. оставила иск на усмотрение суда, пояснила, что договор о предоставлении тепловой энергии заключен между МУП ЖЭС и ООО «УК «Центр», а не с жильцами, расходы рассчитываются по приборам учета, оплата производится в полном объеме согласно показаниям прибора учета, установленного в доме, где проживает истица.
Представитель планово-экономического отдела КЖКХ Администрации г.о.Сызрани в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, участвуя в предыдущем судебном заседании показал, что проводилась проверка обоснованности начисления истице платы за горячее водоснабжение, по представленным платежным документам, начисления произведены правильно.
Суд, проверив дело, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы, считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
В силу ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Согласно ст. 162 ч. 2 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судом установлено, что истец Зотова Л.И. является собственником помещения – однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Сызрань <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры от <дата>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> ( л.д.6)
ООО «УК «Центр» осуществляет деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома по указанному адресу, где расположена квартира истца. За техническую эксплуатацию здания и коммунальные услуги истец оплачивает ежемесячно платежи в ООО «УК «Центр», которое и обслуживает жилой дом, что сторонами в судебном заседании не оспаривается. (л.д.54-63)
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с абз. 6 п. 38 данных Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Судом так же установлено, что до 2013 года тариф на горячую воду (ГВС) в Самарской области был рассчитан за 1 куб.метр и включал в себя стоимость 1 куб.м. холодной воды и расчетное количество тепловой энергии на ее подогрев. С 2013 года порядок определения размера платы за ГВС был изменен на основании Постановления Правительства РФ от 08.11.2012 г. № 1149, согласно которого органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на ГВС, который состоит отдельно из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Таким образом, с 2013 года тариф на ГВС меняется с однокомпонентного (руб./куб.м ГВС) на двухкомпонентный (руб. за куб.м, холодной воды + руб. за Гкал тепловой энергии), в связи с чем в платежных документах граждан услуга «горячее водоснабжение» разделена на две строки - холодная вода и тепловая энергия на ее подогрев.
Порядок расчета платы за услугу «горячее водоснабжение» для граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, оборудованных ОПУ ГВС, на территории Самарской области определен Министерством энергетики и ЖКХ.
Ввиду того, что объем потребления тепловой энергии ежемесячно может изменяется, стоимость горячей воды в многоквартирных домах, где установлены общедомовые приборы учета горячего водоснабжения, также будут ежемесячно изменяться исходя из количества тепловой энергии, израсходованной на подогрев воды.
Приказами ООО «УК «Центр» на основании показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии производятся начисления платы по объему (количеству) тепловой энергии за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» за каждый месяц года.( л.д.67-170)
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом по <адрес> в г. Сызрань, в котором проживает Зотова Л.И., оборудован общедомовым прибором учета горячего водоснабжения - теплосчетчик электромагнитный КМ-5 с заводским номером 82936, который был поверен 20.03.2017 г. и действителен до 20.03.2021 г., что подтверждается свидетельством о поверке ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Самарской области» от 20.03.2017 г.( л.д.203-207).
Согласно акта периодической проверки узла учета тепловой энергии, теплоносителя и расхода ГВС по адресу: г. Сызрань <адрес> от 14.07.2015 г., 14.09.2016 года, 19.06.2017 года была проверена работоспособность узла учета, действующие сроки поверки, наличие/сохранность пломб, все средства измерения находятся в работоспособном состоянии, узел учета принят в эксплуатацию для расчета за тепловую энергию, теплоноситель и расход ГВС, потребленные в отопительный и летний период 2016-2017 г.г.(л.д.198-202).
С учетом всех обстоятельств по делу суд считает размер платы за коммунальную услугу по ГВС <адрес> за период с 2015 г. по 2017 г. произведен верно, тарифы на услугу горячее водоснабжение изменялся законно, в связи с чем требования истца основаны на неверном толковании законодательства.
Согласно информации, представленной ГЖИ Самарской области по запросу суда от 02.03.2018 года, по вопросу начисления размера платы за горячее водоснабжение жителям, проживающим в многоквартирных домах в г.о. Сызрань указано, что Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Постановлением Правительства РФ от 14. 02. 2015 г. № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. (далее- Правила № 306), предусматривающие порядок установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющих расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), предусматривающие порядок расчета размера платы за горячее водоснабжение исходя из двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Согласно взаимосвязанным положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от16.05.2017 г. № 119 установлены нормативы потребления, определяющие расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Однако согласно вышеуказанного приказа применение норматива установленного для г. о. Сызрань возможно с 01.07.2019 года.
В этой связи, применение порядка расчета размера платы за горячее водоснабжение исходя из двухкомпонентных тарифов на горячую воду согласно Правил № 354 не представляется возможным в связи отсутствием в настоящее время по г.о. Сызрань норматива установленного уполномоченным органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 541, 544 Гражданского кодекса РФ оплата потребленной энергии осуществляется в соответствии с данными учета энергии.
Таким образом, согласно положениям Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации, расчеты за горячую воду должны осуществляться с выставлением товарно-платежных документов с указанием объемов потребления коммунальных ресурсов: отдельно тепловой энергии в Гкал и холодной воды (или теплоносителя) на нужды горячего водоснабжения в м3, по показаниям приборов учета (или по нормативам) и установленным тарифам (руб./Гкал и руб./м3 холодной воды (или теплоносителя)).
В случае если многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета горячего водоснабжения (теплосчетчиком), позволяющим фиксировать как количество горячей воды, потребленной в доме в м3, так и количество тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, потребленной в доме в Гкал, количество тепловой энергии, необходимой для подогрева м3 горячей воды определяется на_ основании показаний общедомового прибора учета.
Обращено внимание, что согласно п. 21 (а) Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 27.02.2017) «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, учитывается объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета.
Таким образом, достоверных и допустимых доказательств в подтверждение своих доводов истцом не представлено, поэтому иск к ООО «УК «Центр» о возложении обязанности применять к расчету за горячее водоснабжение норматив расхода тепловой энергии, действующий по состоянию на 30.06.2012 года, не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Зотовой Л.И. к ООО «УК «Центр» о возложении обязанности применять к расчету за горячее водоснабжение норматив расхода тепловой энергии, действующий по состоянию на 30.06.2012 года – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: