Судья – Ершов С.А.
Дело № 33- 9581
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Выдриной Ю.Г., судей Смирновой М.А. и Новоселовой Д.В., при секретаре Тотьмяниной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 27 августа 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Кировского районного суда г. Перми от 19 июня 2018 года, которым постановлено –
Обязать администрацию города Перми, администрацию Кировского района города Перми организовать деятельность межведомственной комиссии при администрации Кировского района г. Перми по обследованию многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. **** в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, в целях признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе с обследованием строительных конструкций дома специализированной организацией в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Выдриной Ю.Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор Кировского района г. Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд г. Перми с иском к администрации города Перми и администрации Кировского района г. Перми о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать деятельность межведомственной комиссии при администрации Кировского района г. Перми по обследованию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г. Пермь ул. **** 1 в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 на предмет признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе с обследованием строительных конструкций дома специализированной организацией.
Предъявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Кировского района г. Перми проверки исполнения жилищного законодательства выявлены нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц действиями (бездействием) органов местного самоуправления города Перми при решении вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. ****. Заключением межведомственной комиссии № 16 от 07.07.2017 года жилые помещения в доме № 2,3 признаны непригодными для постоянного проживания в связи с ухудшением эксплуатационных характеристик наружных стен, несущих перекрытий, междуэтажных и чердачных перекрытий. Из акта обследования от 07.07.2017 № 16 жилых помещений № 2,3 дома по ул. ****, следует, что несущие и ограждающие конструкции в жилых помещениях, том числе входящие в состав общего имущества дома, находятся в работоспособном состоянии, за исключением чердачных и междуэтажных перекрытий. По техническому состоянию чердачных и межэтажных перекрытий всего жилого дома необходимо проведение обследования на предмет аварийности специализированной организацией. Указанные помещения признаны непригодными для постоянного проживания. В связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания произошло ухудшение эксплуатационных характеристик несущих чердачных и междуэтажных перекрытий, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций. Заключением межведомственной комиссии № 26 от 17.07.2017 жилой дом по адресу: г. Пермь, ул. ****, признан непригодным для постоянного проживания.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Администрация г. Перми Пермского края, указывая на незаконность и необоснованность судебного акта, неправильную оценку судом обстоятельств настоящего спора.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не нашла оснований к его отмене.
В соответствие со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту – Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. Действие указанного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности.
Согласно пункта 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, созданная в установленном порядке.
Пунктом 42 Положения установлено, что межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения (или нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения межведомственной комиссии орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, порядок и процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции урегулированы надлежащим образом.
Судом первой инстанции установлено, что жилые помещения № 2, 3 в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. ****, включены в реестр муниципального имущества города Перми (л.д. 39). 07.07.2017 проведено обследование жилых помещений № 2, 3 дома по ул. ****, что отражено в акте № 16, по результатам которого установлено, что несущие и ограждающие конструкции в жилых помещениях, том числе входящие в состав общего имущества дома, находятся в работоспособном состоянии, за исключением чердачных и междуэтажных перекрытий. По техническому состоянию чердачных и межэтажных перекрытий всего жилого дома необходимо проведение обследования на предмет аварийности специализированной организацией. Указанные помещения признаны непригодными для постоянного проживания. В связи с физическим износом, в процессе эксплуатации здания произошло ухудшение эксплуатационных характеристик несущих чердачных и междуэтажных перекрытий, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций (л.д. 12-13).
Заключением межведомственной комиссии № 26 от 17.07.2017 жилой дом по адресу: г. Пермь, ул. **** признан непригодным для постоянного проживания (л.д. 10-11). В связи с этим подвергается опасности жизнь и здоровье граждан, проживающих в данном доме, в том числе и в муниципальном жилье, а также других граждан, посещающих данный дом (сотрудников медицинских, технических, специальных и иных служб).
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о бездействии органа местного самоуправления. Судом правильно указано на то, что само по себе проведение межведомственной комиссией Кировского района г. Перми 22.12.2010 обследования многоквартирного дома № ** по адресу г. Пермь, ул. ****, при отсутствии со стороны органа местного самоуправления последующих мероприятий по организации его обследования специализированной организацией, на основании заключения которой межведомственной комиссией может быть дано заключение по вопросу об аварийности дома и решен вопрос о сносе (либо о ремонте), свидетельствует о бездействии со стороны органа местного самоуправления.
В данном случае бездействие выражено в отсутствии контроля за деятельностью межведомственной комиссии по соблюдению требований пунктов 34 и 42 Положения. Организация такого контроля предусмотрена постановлением администрации г. Перми от 12.04.2005 г. «О постоянно действующих межведомственных комиссиях при администрациях районов города по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для постоянного проживания граждан».
Судебная коллегия соглашается с выводом суда. Несмотря на наличие обстоятельств, объективно указывающих на признаки аварийности вышеуказанного многоквартирного дома, органом местного самоуправления меры для решения вопроса об обследовании жилого дома специализированной организацией, на основании заключения которой может быть дано заключение межведомственной комиссией по вопросу об аварийности дома, не принимаются. Как следствие, не решается вопрос о сносе дома или его реконструкции (либо об отсутствии оснований к этому).
Установив значимые для дела обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что органом местного самоуправления, как собственником жилья не приняты все меры к организации и проведению процедуры признания жилого дома в целом аварийным и подлежащим сносу (либо реконструкции), что создает необоснованные препятствия для проживающих в доме лиц для реализации предусмотренных статьями 32, 57 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищных прав.
Ссылок на значимые для дела обстоятельства, которые были бы заявлены в суде первой инстанции, но которым судом не дана должная оценка, в жалобе не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Перми от 19 июня 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –