Копия
Дело №2-5945/2019
24RS0048-01-2019-001160-22
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2019 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Чудаевой О.О.,
при секретаре Смирновой Т.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края о принятии обеспечительных мер по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» о признании деятельности незаконной,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к ООО фирма «Кедр» о признании деятельности незаконной, в котором просит признать деятельность ООО «Кедр» (адрес: 660112, <адрес> «Б») незаконной со дня вступления решения суда в законную силу в отсутствие согласования с министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, предоставления в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края сведений о выполнении мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, приостановить деятельность ООО фирма «Кедр» со дня вступления решения суда в законную силу до момента согласования с министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, предоставления в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края сведений о выполнении мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Требования мотивированы тем, что Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края выявлены факты нарушения природоохранного законодательства ответчиком., осуществляющим свою деятельность, связанную с поступлением вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух г. Красноярска в отсутствие согласования с министерством мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, предоставления сведений о выполнении мероприятий по уменьшению выбросов.
Нарушение вышеназванных требований законодательства РФ является недопустимым, в связи, с чем просят приостановить деятельность ответчика до осуществления соответствующих природоохранных мероприятий.
В судебное заседание стороны не явились. Представитель истца направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ответчик уважительных причин неявки суду не сообщил, извещен надлежащим образом по указанному в деле адресу фактического места жительства, от получения заказной корреспонденции уклонился, в результате чего почтовый конверт с извещением возвращен в суд по истечении срока хранения и помещен в материалы настоящего гражданского дела.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, полагает исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 ГПК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в качестве одно из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха предусматривает обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно часть 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Под вредным (загрязняющим) веществом статьей 1 названного Федерального закона понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В целях регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Исходя из п. 1 ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, ООО фирма «Кедр» включено в Перечень субъектов хозяйственной деятельности Красноярска, обязанных проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Перечень), размещенный в свободном доступе на официальном сайте Правительства Красноярского края в сети Интернет.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные Перечень, также обязаны предоставлять сведения о выполненных мероприятий и результатах производственного контроля по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ.
Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городах и иных населенных пунктах Красноярского края.
Согласно пункта 2 Порядка, настоящий порядок определяет общие правила проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в целях защиты населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей, а также права и обязанности участников работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на территории Красноярского края.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что участниками работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на территории Красноярского края являются, в том числе: министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - министерство); органы местного самоуправления городских округов, поселений муниципальных юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - субъекты хозяйственной деятельности).
Пунктом 4 Порядка установлено, что правила проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ распространяются на: разработку и согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в периоды НМУ; подготовку и передачу информации о наступлении НМУ участникам работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на территории Красноярского края; проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ; анализ информации о выполнении планов мероприятий по снижению выбросов, осуществление контроля за проведением субъектами хозяйственной деятельности согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Пунктом 6 Порядка указано, что перечень размещается на официальном сайте Красноярского края - едином краевом портале «Красноярский край» министерством в срок до 10 марта ежегодно.
Согласно пункту 10 Порядка при получении прогноза о наступлении НМУ субъекты хозяйственной деятельности, определенные в Перечне, проводят мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ с атмосферный воздух в соответствии с установленным режимом НМУ, осуществляют производственный инструментальный контроль на источниках выброса и контрольных точках в зонах влияния выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух согласно ведомственному плану - графику с последующей передачей сведений о под факельных наблюдениях в контрольных точках в течение суток после поступления результатов наблюдения в ФГБУ «Среднесибирское УГМС».
Ответчиком требования федерального и краевого законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды не исполнены, в частности часть 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, положения Порядка, что является основанием для приостановления деятельности ответчика до момента устранения вышеназванных допущенных нарушений в области природоохранного законодательства, возложения обязанности исполнения соответствующих требований.
При этом суд учитывает, что вина ответчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ установлена вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд принимает во внимание, что неисполнение ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды нарушает предусмотренное Конституцией РФ и Федеральными законами право неограниченного круга граждан на благоприятную окружающую среду и угрожает причинением им вреда, в связи с чем, применение такой меры, как приостановление деятельности ООО фирма «Кедр» со дня вступления решения суда в законную силу до момента согласования с министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, предоставления в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края сведений о выполнении мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий обусловлено характером допущенных нарушений и соразмерно степени нарушенного права.
Доказательств, опровергающих незаконность деятельности, равно как и устранение ответчиком нарушений законодательства, последним в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ суду не были представлены.
При таких обстоятельствах, суд находит установленным факт нарушения ответчиком законодательства об охране окружающей среды, поэтому приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконной деятельности в отсутствие согласования с министерством мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В силу требований ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что истец, являющийся органом государственной власти, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в силу закона (пп.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ), суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину по данному делу в сумме 6000 руб. (на основании пп. 3 п.1 ст.333.19).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края о принятии обеспечительных мер по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» о признании деятельности незаконной, удовлетворить.
Признать со дня вступления решения суда в законную силу незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» в отсутствие согласования с министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, предоставления в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края сведений о выполнении мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Приостановить деятельность Общества с ограниченной ответственностью фирма «Кедр» со дня вступления решения суда в законную силу до момента согласования с министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, предоставления в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края сведений о выполнении мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Кедр» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Советский районный суд г. Красноярска в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления
Председательствующий О.О. Чудаева