В окончательной форме решение суда принято 11 июня 2021 года
Дело № 2а-2453/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 10 июня 2021 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С. при секретаре Постниковой Я.В., с участием представителя истца – Колесника Ю.А., представителя ответчика – Тусниной О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Ялтинская городская больница № 2» к судебному приставу – исполнителю Отделения судебных приставов по городу Ялте Морозовой Анастасии Викторовне, Отделению судебных приставов по городу Ялте, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым, с участием заинтересованного лица – прокуратуры города Ялта о признании незаконными и отмене постановлений,
у с т а н о в и л :
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Ялтинская городская больница № 2» (далее - ГБуЗРК «Ялтинская городская больница № 2», Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ведущему судебному приставу исполнителю Отделения судебных приставов по г. Ялта Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Морозовой А.В., Отделению судебных приставов по г. Ялта Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым о признании незаконным и отмене постановления от 21.04.2021 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №<номер> и постановления от 21.04.2021 года о назначении нового срока исполнения по данному исполнительному производству.
Исковые требования обоснованы тем, что постановлением судебного пристава – исполнителя от 11.02.2021 года было возбуждено исполнительное производство. 19 февраля 2021 года в адрес судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ялте Бортникова А.А. было направлено письмо, в котором администрация ГБУЗРК «Ялтинская городская больница № 2» сообщила о добровольном исполнении требования, содержащегося в решении Ялтинского городского суда по делу № 2-875/2019, вступившем в законную силу 01.10.2019. Также аналогичное письмо было направлено административным истцом 25.03.2021 года на требование судебного пристава - исполнителя ОСП по г. Ялте Морозовой А.В. об исполнении исполнительного документа. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ялте Морозовой А.В. от 21.04.2021 года был взыскан исполнительский сбор по данному исполнительному производству, а также назначен новый срок исполнения по исполнительному производству №<номер> Истец считает указанные постановления незаконными, поскольку судебным приставом-исполнителем не были учтены представленные должником сведения о добровольном исполнении требований исполнительного документа.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика – судебный пристав – исполнитель Туснина О.К. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, по основаниям указанным в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 02 декабря 2020 года Ялтинским городским судом Республики Крым был выдан исполнительный лист серии ФС №<номер> в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Ялтинская городская больница № 2», которым должника обязано устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности эксплуатируемых зданий, следующим способом:
по поликлинике противотуберкулёзного отделения (г. Ялта, пер. Потемкинский, д. 3):
- обеспечить оборудование здания на путях эвакуации аварийным освещением;
- обеспечить оборудование здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- обеспечить оборудование здания системой автоматической пожарной сигнализации;
- обеспечить открытие дверей эвакуационных выходов с первого по третий этажи здания, а также дверей эвакуационных выходов из бактериальной лаборатории по направлению выхода из здания;
- обеспечить оборудование дверей, отделяющих лестничные клетки от коридоров, приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах;
- обеспечить устранение в подвале здания горючих материалов;
- обеспечить приведение остекления дверей в коридорах здания в соответствии с требованиями п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».
по стационару противотуберкулёзного отделения (г. Ялта, ул. Бакунинский проезд, д. 11):
- обеспечить оборудование здания на путях эвакуации аварийным освещением;
- обеспечить обработку конструктивных элементов чердачных помещений второго стационара огнезащитным составом;
- обеспечить устранение в цокольном этаже здания второго отделения горючих материалов;
- обеспечить устранение на путях второго эвакуационного выхода второго отделения здания горючих материалов;
- обеспечить устранение в первом отделении на путях эвакуации через санитарный пропускник горючих материалов;
- обеспечить открытие дверей эвакуационных здания по направлению выхода из здания.
по поликлинике кожно-венерологического отделения (г. Ялта, ул. Д. Ульянова, д. 13):
- обеспечить устранение из подвала здания горючих материалов;
- обеспечить оборудование здания системой автоматической пожарной сигнализации;
- обеспечить оборудование здания на путях эвакуации аварийным освещением;
- обеспечить оборудование здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- обеспечить соответствие высоты дверного прохода на путях эвакуации в близи приемной требованиям п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; ст. 4, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты «Эвакуационные пути и выходы».
по стационару психоневрологического отделения (г. Ялта, пгт Голубой Залив, ул. Шайна, д. 3)
- обеспечить оборудование здания на путях эвакуации аварийным освещением.
по поликлинике психоневрологического отделения (г. Ялта, ул. Красноармейская, д. 56):
- обеспечить оборудование здания системой автоматической пожарной сигнализации;
- обеспечить оборудование здания на путях эвакуации аварийным освещением;
- обеспечить оборудование здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- обеспечить открытие центральных дверей по направлению выхода из здания.
На основании вышеуказанного исполнительного документа, постановлением судебного пристава – исполнителя Отделения судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым от 11.02.2021 года было возбуждено исполнительное производство №<номер> в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Ялтинская городская больница № 2», должнику установлен 5-дневный срок для его добровольного исполнения, с момента получения копии постановления.
Копия постановления была получена должником 16.02.2021 года. Поскольку последний день срока на исполнение судебного решения в добровольном порядке истекал в выходной день – 21 февраля 2021 года, решение суда подлежало исполнению должником в срок до 25 февраля 2021 года (с учетом праздничных дней).
Установлено, что 19 февраля 2021 года в адрес судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ялте ФИО 1 за исх. №<номер> Учреждением было направлено письмо, в котором администрация ГБУЗРК «Ялтинская городская больница № 2» сообщила о частичном добровольном исполнении требования, содержащегося в решении Ялтинского городского суда по делу № 2-875/2019, вступившем в законную силу 01.10.2019, к которому также был приложен Приказ Министерства здравоохранения Республики Крым №<номер> от 07.08.2020 года «О внесении изменений в структуру противотуберкулезных учреждений и реализации конечного фонда для больных туберкулезом в Республике Крым», дополнительное соглашение о расторжении договора пользования зданием по адресу: <адрес> Приказ главного врача ГБУЗ РК «Ялтинская городская больница № 2» «О консервации объектов недвижимости» №<номер> от 11.01.2021 года.
21 марта 2021 года в ГБуЗРК «Ялтинская городская больница № 2» поступило требование судебного пристава - исполнителя ОСП по г. Ялте УФССП по РК Морозовой А.В. об исполнении исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС №<номер> от 02.12.2020, выданного Ялтинским городским судом Республики Крым по делу № 2-875/2019.
25 марта 2021 года в адрес судебного пристава - исполнителя ОСП по г. Ялте Морозовой А.В. за исх. №<номер> Учреждением было направлено письмо, в котором ГБуЗРК «Ялтинская городская больница № 2» повторно сообщило о частичном добровольном исполнении требования, содержащегося в решении Ялтинского городского суда Республики Крым по делу № 2-875/2019, вступившем в законную силу 01.10.2019. Указанное письмо было получено Отделением судебных приставов по г. Ялте УФССП по Республике Крым 29.03.2021 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции последнего. В части требований исполнительного документа истец сообщил о невозможности их исполнения, поскольку договор пользования зданием поликлиники противотуберкулезного отделения (гор. Ялта, пер. Потемкинский, 3), заключенный с Администрацией гор. Ялта, прекратил действие с 01.01.2021 года, в связи с чем администрация больницы больше не несет ответственность за устранение требований пожарной безопасности по данному объекту. Относительно здания стационара противотуберкулезного отделения (гор. Ялта, ул. Бакунинский проезд, д. 11) указано, что здание законсервировано, в деятельности учреждения не используется, в связи с чем устранение нарушений норм и правил пожарной безопасности в настоящий момент невозможно и не целесообразно.
Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Ялте УФССП России по Республике Крым Морозовой А.В. от 21.04.2021 года с должника ГБуЗРК «Ялтинская городская больница № 2», в связи с неисполнением решения суда в добровольном порядке был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Ялте УФССП России по Республике Крым Морозовой А.В. от 21.04.2021 года установлен должнику ГБуЗРК «Ялтинская городская больница № 2» новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 10.05.2021 года.
В соответствии с частью 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 1 ст. 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из разъяснений, приведенных в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Судом установлено и не оспаривается административным истцом, что требование об исполнении решения суда в пятидневный срок со дня его поступления было получено должником 16 февраля 2021 года, срок для его добровольного исполнения истекал 25 февраля 2021 года.
В указанный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником исполнены частично, при этом должником предпринимались все возможные меры для его исполнения.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П разъяснено, что установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
В указанном постановлении КС Российской Федерации также разъяснено, что исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Суд считает, что в настоящем случае ГБуЗРК «Ялтинская городская больница № 2» отнеслось к исполнению требования пристава с максимальной степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, предприняв все меры для надлежащего исполнения обязательства, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии вины последнего в ненадлежащем исполнении должником требования судебного пристава – исполнителя, изложенного в постановлении от 11.02.2021 г. об исполнении судебного решения в срок, предоставленный судебным приставом - исполнителем.
Так, согласно приказу ГБУЗ РК «Ялтинская городская больница № 2» от 11.01.2021 года, нежилые здания, находящиеся по адресу: <адрес> были переведены на консервацию на неопределенное время по дату передачи объектов новому пользователю; отключена подача электроэнергии, воды и теплоснабжения, обеспечена охрана зданий, с целью недопущения прохода на объекты посторонних лиц.
15 декабря 2020 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта и ГБУЗ РК «Ялтинская городская больница № 2» было подписано дополнительное соглашение к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом, в соответствии с которым стороны договорились расторгнуть договор безвозмездного пользования нежилыми помещениями, расположенными по адресу: <адрес> которые в тот же день были переданы Департаменту по Акту приема – передачи.
По объектам: кожно – венерологическое отделение, стационар психоневологического отделения, поликлиника психоневрологического отделения, для устранения части выявленных нарушений требований пожарной безопасности, таких как: обеспечение оборудования зданий системой автоматической пожарной сигнализации; аварийным освещением; системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требовалось выделение Министерством здравоохранения Республики Крым денежных средств, в связи с чем 17 апреля 2019 года истцом была направлена заявка на получение субсидии, однако в 2019-2021 годах Министерством здравоохранения РК денежные средства так и не были выделены.
В остальной части требования исполнительного документа были должником исполнены добровольно, о чем судебному приставу – исполнителю представлена соответствующая информация.
Таким образом, оценив представленные суду доказательства, а также учитывая обстоятельства взыскания исполнительского сбора, руководствуясь положениями ч.ч. 6, 7 ст. 112 закона N 229-ФЗ и правовой позицией, приведенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, Постановлении Пленума ВС Российской Федерации № 50 от 17 ноября 2015 года, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения к ответственности ГБуЗРК «Ялтинская городская больница № 2» и взыскании с него исполнительского сбора.
Поскольку суд пришел к выводу об освобождении должника от уплаты исполнительского сбора, постановление судебного пристава – исполнителя от 21.04.2021 года о взыскании исполнительского сбора считается утратившим силу, в связи с чем исковые требования административного истца о признании данного постановления незаконным и его отмене удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Поскольку требования исполнительного документа должником в полном объеме в установленный судебным приставом срок исполнены не были, оснований для признания незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 21.04.2021 года о назначении нового срока исполнения также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
иск удовлетворить частично.
Освободить Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Ялтинская городская больница № 2» от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по постановлению судебного пристава–исполнителя Отделения судебных приставов по городу Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым Морозовой А.В. от 21.04.2021 г., в рамках исполнительного производства №<номер>
В удовлетворении исковых требований о признании постановлений незаконными и их отмене отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова