дело (УИД) № 57RS0014-01-2024-001301-74
производство №2-1-767/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2024 года город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Квасовой О.В.,
с участием истца Александровой Т.С.,
представителя истца адвоката Евстратовой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Семиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Александровой Татьяны Сергеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом,
установил:
Александрова Т.С. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (далее по тексту ОСФР по Орловской области) о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование заявленных требований указывает, что 29.05.2024 она обратилась в ОСФР по Орловской области с заявлением о досрочном установлении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Однако решением ОСФР по Орловской области от 31.05.2024 в установлении пенсии со снижением пенсионного возраста на три года ей было отказано, в связи с тем, что документально не подтвержден период ее проживания на территории <адрес> с Дата по Дата.
Указывает, что с данным решением ОСФР по Орловской области она не согласна, полагает, что имеет право на снижение пенсионного возраста на три года в связи с проживанием на территории, относящейся к зоне с льготным социальным экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
По указанным основаниям просит признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года, возложить на ОСРФ по Орловской области обязанность назначить и производить выплату пенсии.
В судебном заседании истец Александрова Т.С. и ее представитель адвокат Евстратова В.В. исковые требования поддержали в полном объеме, указала, что истица в период с Дата по Дата обучалась в <...> школе-интернате и находилась на полном государственном обеспечении.
Представитель ответчика ОСФР по Орловской области Фомина Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Представила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении иска Александровой Т.С. отказать.
Заслушав объяснения стороны истца, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 01.01.2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» в редакции, действующей до 31.12.2018 года). С 01.01.2019 года согласно указанному закону право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с частью второй статьи 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года №1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Статьей 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года №1244-1 установлено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к статье 35 указанного закона, указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что для разрешения вопроса о снижении пенсионного возраста на первую (абсолютную) величину не имеет значения продолжительность проживания или работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
До 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 28.12.1991 №237-Р.
С 01.02.1998 действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 №1582.
С 21.10.2015 применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1074.
Согласно названным Перечням населенный пункт <адрес> относится к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по настоящее время.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из материалов дела следует, что 29.05.2024 Александрова Т.С. обратилась в адрес ОСФР по Орловской области с заявлением с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года №1244-1 в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с решением ОСФР по Орловской области от 31.054.2024 №240000011552/106049/24 Александровой Т.С. отказано в назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года, поскольку документально подтвержден период ее проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом с 29.12.1988 по 03.03.2009, с 28.04.2009 по 27.10.2023, с 27.10.2023 по настоящее время, что составляет 09 лет 1 месяц 3 дня и дает истцу право на снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона №1244-1 на два года.
Вместе с тем, исследованными судом доказательствами подтверждаются доводы Александровой Т.С. о том, что с Дата по Дата, в том числе в первоначальную «абсолютную» величину, то есть в период, дающий право на снижение пенсионного возраста на один год, она проживала на территории <адрес>.
Судом установлено, что ФИО4 родилась Дата в <адрес>, родители ФИО5, ФИО6, что подтверждается свидетельством о рождении №.
Как следует из представленных материалов, Александрова (ФИО10) Т.С. обучалась в <...> школе-интернате с Дата по Дата, на протяжении обучения была прописана в школе-интернате по адресу: <адрес> (основание: домовая книга для прописки граждан). По окончании обучения выбыла на обучение в ПТУ №5 города Мценска. Место жителей родителей Александровой (ФИО11) Т.С. указано: <адрес>. Указанная справка представлена по запросу суда и подписана директором Казенного общеобразовательного учреждения Орловской области «<...> общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 10.07.2024.
Поскольку установлено, что Александрова (ФИО12) Т.С. в период с Дата по Дата обучалась в Троснянской вспомогательной школе-интернате и проживала в <адрес>, и указанный населенный пункт являлся для нее постоянным местом жительства, суд приходит к выводу, что Александрова Т.С. имеет право на снижение пенсионного возраста на «абсолютную» величину.
Таким образом, продолжительность проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы, произошедшей на Чернобыльской АЭС, а также неоспариваемый ответчиком период проживания на протяжении 09 лет 1 месяца 3 дней в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» дает ей право на уменьшение пенсионного возраста при назначении пенсии на три года.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С заявлением о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению Александрова Т.С. обратилась в адрес ОСФР по Орловской области 29.05.2024, 52 года истцу исполнилось Дата. По данным основаниям право на назначение и выплату пенсии у истца возникло с Дата.
При таких обстоятельствах, исковые требования Александровой Т.С. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Истец не настаивает на взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины, в связи с чем данные расходы в его пользу не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Александровой Татьяны Сергеевны удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области включить период проживания Александровой Татьяны Сергеевны, Дата года рождения, уроженки <адрес> (паспорт № в зоне с льготным социальным экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с Дата по Дата.
Признать за Александровой Татьяной Сергеевной, Дата года рождения, уроженкой <адрес> (паспорт №) право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области обязанность назначить и производить Александровой Татьяне Сергеевне, Дата года рождения, уроженке <адрес> (паспорт №) выплату пенсии с Дата.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Мценский районный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 июля 2024 года.
Председательствующий О.В. Квасова