Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 22 апреля 2022 года
Кичменгско-Городецкий районный суд <адрес> в составе: судьи Шемякиной Р.В.,
при секретаре ФИО9,
с участием представителя истца, адвоката ФИО15, ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации сельского поселения Кичменгское, ФИО4, ФИО6, ФИО5, ФИО7 о признании права собственности на недвижимое имущество,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Кичменгское о признании права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения она приняла в дар от отца ФИО3 жилой дом, с кадастровым номером 35:17:0301007:140, общей площадью 36,0 кв.м., 1968 года завершения строительством и земельный участок, с кадастровым номером 35:17:0301007:3, площадью 3100 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, д. Чупово, <адрес>. Договор вступил в силу с момента подписания сторонами, но зарегистрировать переход права собственности они не успели, так как её отец умер ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом был построен отцом вместе с матерью в 1968 году. Её мать ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Далее ДД.ММ.ГГГГ отец женился на ФИО11 После смерти отца в феврале 2003 года она приехала на похороны, полностью взяла на себя расходы по организации похорон, предложила проживать и ухаживать за домом ФИО11 До смерти отца она каждое лето приезжала в дом отца, оказывала помощь, проводила ремонт в доме, помогала финансами. В настоящее время каждое лето приезжает в жилой дом. После смерти отца ФИО11 вступила в наследство только на денежные средства, так как земельный участок и жилой дом были подарены ей отцом. Признание права собственности необходимо для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и последующего распоряжения им. Просит признать за ней право собственности на жилой дом, общей площадью 36,0 кв.м. с кадастровым номером 35:17:0301007:140, и земельный участок, площадью 3100 кв.м., с кадастровым номером 35:17:0301007:3, расположенные по адресу: <адрес>, д.Чупово, <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена ФИО4, дочь ФИО11, принявшей наследство после смерти мужа ФИО3 (л.д.73)
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены дети ФИО11 - ФИО6, ФИО7, ФИО5 (л.д.88 оборот).
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена, судебную повестку получила лично ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца, адвокат ФИО15, в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что после подписания договора дарения ФИО2 уехала по месту своего жительства и планировала зарегистрировать договор на следующий год, когда приехала бы снова к отцу, но отец умер ДД.ММ.ГГГГ. К полученному в дар имуществу относилась как к своему собственному. Ранее ФИО2 обращалась в суд с иском о признании за ней права собственности в порядке наследования по закону, так как договор дарения она нашла в жилом доме отца только летом 2021 года.
Ответчик ФИО4 в судебном заседании иск ФИО2 признала, пояснила, что о заключении договора дарения ей ничего не известно. Её мать ФИО11 длительное время состояла в браке с ФИО3, она также воспитывалась им. Дети ФИО16 от первого брака и дети матери – её братья и она жили очень дружно. Истец приезжала к отцу каждое лето. Летом 2002 года ФИО3 упал с лошади, повредил свое здоровье, после чего практически перестал выходить из дома и вскоре у него случился инсульт. Мать и она ухаживали за ним и ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер. Похороны организовывала и все расходы несла её мать. ФИО2 также приезжала на похороны и купила отцу памятник на могилу. После смерти ФИО16 мать продолжала проживать в этом же доме. Её мать ФИО11 умерла ДД.ММ.ГГГГ, после её смерти ФИО2 повесила на жилой дом свои замки и ни она, ни её братья в дом больше не заходили. Жилой дом был построен ФИО3 с женой от первого брака, поэтому он должен принадлежать их дочери ФИО2
Представитель ответчика, администрации сельского поселения Кичменгское, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении в отсутствие представителя. В отзыве указал, что спорное имущество в реестре муниципальной собственности не состоит, разрешение вопроса оставляет на усмотрение суда.
Ответчики ФИО6, ФИО7, ФИО5 в судебное заседание не явились, направленные им судебные повестки возвратились с отметкой «истек срок хранения».
Как следует из телефонограмм ФИО6, ФИО7, ФИО5 извещены о дате, времени и месте рассмотрения иска ФИО2, в связи с удаленностью от суда просили о рассмотрении иска в их отсутствие. ФИО5 и ФИО7 исковые требования ФИО2 признают. ФИО6 иск не признал, считает договор дарения недействительным.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Отзыва на исковое заявление не предоставил.
Свидетель ФИО12 в судебном заседании пояснил, что он родился в д. Чупово и хорошо знает семью ФИО16. Жилой дом был построен ФИО3 с первой женой, после смерти которой стал проживать с ФИО11 ФИО3 говорил ему, что жилой дом он оставит дочке ФИО8. О заключении договора дарения ему ничего не известно, он не был свидетелем подписания данного договора.
Свидетель ФИО13 в суде пояснила, что ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, а летом 2002 года он упал с лошади и его парализовало, поэтому он фактически не передвигался. Она не помнит, приезжала ли летом 2002 года ФИО2 в д. Чупово. Последний раз она приезжала два года назад. Она слышала от ФИО3, что жилой дом он оставит ФИО8. Споров между детьми ФИО16 и Федулиной не было, они жили дружно.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, иск ФИО2 удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии с п. 3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" правило о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащееся в статье 574, не подлежит применению к договорам, заключаемым после ДД.ММ.ГГГГ (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 78-КГ14-47).
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действующей на день возникновения спорных правоотношений) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что объекты недвижимости: жилой дом с кадастровым номером 35:17:0301007:140, общей площадью 36,0 кв.м., 1968 года завершения строительством и земельный участок, с кадастровым номером 35:17:0301007:3, площадью 3100 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, д. Чупово, <адрес>, состоят на кадастровом учете, земельный участок - с ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30,36), право собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано.
Как следует из государственного акта на право собственности на землю № ВО-13-12-293 на основании решения Пыжугского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, площадью 0,31 га в д. Чупово <адрес> (л.д.8-11).
Выпиской из похозяйственной книги главой домовладения в д. Чупово, <адрес> до смерти ФИО3 указан ФИО3, далее ФИО11 (л.д.22-23).
ФИО3 и ФИО11 состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.65).
ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.13).
Как следует из наследственного дела к имуществу ФИО3 наследником, принявшим наследство и своевременно обратившимся к нотариусу с заявлением о принятии наследства, является ФИО11, которой ДД.ММ.ГГГГ нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежную компенсацию по вкладам (л.д.62-70).
В соответствии с п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п.4 ст. 1152 ГК РФ).
Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 передал в дар, а ФИО2 приняла в дар одноэтажный деревянный индивидуальный жилой дом, площадью 36 кв.м., с надворными постройками и земельный участок из земель поселений площадью 3100 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства на землях поселений <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>, д. Чупово. Договор составлен в письменной форме, имеет подписи сторон, сведений о регистрации договора в государственном учреждении юстиции, ведающим в 2002 году регистрацией прав на недвижимое имущество, не имеется.
Как следует из искового заявления ФИО2, поступившему в районный суд ДД.ММ.ГГГГ, в котором она просит признать за ней право собственности на земельный участок и жилой дом в д. Чупово, <адрес> порядке наследования по закону после смерти отца ФИО3, ей не известно о принадлежности ей спорных объектов недвижимого имущества на основании договора дарения.
Таким образом, истцом не представлено допустимых доказательств волеизъявления ФИО3 на заключение договора дарения и того, что истец к одаряемому имуществу относился как собственному имуществу и, учитывая отсутствие государственной регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости, в удовлетворении исковых требований ФИО2 следует отказать.
Оснований для распределения судебных издержек в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 218, 432, 572, 574 ГК РФ, статьями 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования ФИО2 к администрации сельского поселения Кичменгское, ФИО4, ФИО6, ФИО5, ФИО7 о признании права собственности на недвижимое имущество, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Кичменгско-Городецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - Р.В. Шемякина