№2- 2617\2020
10RS0011-01-2020-002408-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Изрец К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Петрозаводская коммунальная компания» Парри Елене Владимировне об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Иск заявлен по тем основаниям, что ООО «Петрозаводская коммунальная компания» осуществляет управление многоквартирным домом № по <адрес> на основании решения общего собрания собственников по выбору способа управления и договора управления многоквартирным домом с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту проверки и Предписанию от 20.01.2020 № ЛК 089/015/4263 Государственного комитета РК по строительному, жилищному и дорожному надзору Обществу с ограниченной ответственностью «Петрозаводская коммунальная компания» (далее по тексту «Общество») необходимо провести ряд мероприятий по обеспечению соблюдения требований таких как: 1. Организовать работу по обследованию специализированной организацией в целях установления причин повреждения и методов ремонта балконной плиты между лоджиями <адрес> МКД, плиты ограждения лоджии <адрес> МКД. 2. Организовать систематическое наблюдение в течении 30 дней за трещиной, расположенной между установленным наружным блоком кондиционера и телевизионной антенной, на плите ограждения лоджии квартиры № МКД, а так же за трещиной в балконной плите кв. № и № путем установки маяков (с предоставлением приказа о назначении должностного лица, ответственного за организацию проведения вышеуказанного систематического наблюдения, информацию о ведении журнала вышеуказанного систематического наблюдения). 3. Обеспечить демонтаж с фасада МКД наружного блока кондиционера, двух телевизионных антенн («тарелок») на ограждающей плите лоджии в районе кв. № и № МКД, либо согласование их размещения. У общества отсутствует возможность своевременно исполнить вышеуказанное предписание контролирующего органа, ввиду того, что собственник помещения кв. № Парри Е.В. препятствует его исполнению. В адрес ответчицы ДД.ММ.ГГГГ было направлено письменное уведомление о необходимости обеспечить доступ в жилое помещение, для организации систематического наблюдения за трещиной, расположенной в балконной плите кв.№, путем установки маяка, однако, ответчик проигнорировал его. ДД.ММ.ГГГГ было направлено предупреждение № с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить соответствующее разрешение на установку наружного блока кондиционера на фасаде МКД, или в случае его отсутствия произвести демонтаж самовольно установленного кондиционера. Предупреждение ответчиком было получено ДД.ММ.ГГГГ, однако, также проигнорировано, документы не предоставлены, демонтаж кондиционера не произведен, допуск сотрудникам Общества не предоставлен. На основании изложенного, со ссылкой на жилищное законодательство, с учетом измененных исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, истец просит обязать Парри Е.В. в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу: 1. произвести демонтаж самовольно установленного кондиционера на фасаде МКД; 2. обеспечить доступ представителям управляющей организации ООО «Петрозаводская коммунальная компания» в жилое помещение кв. № для установки маяка; 3. предоставить доступ экспертной организации ООО «Консалтинговая компания «Кронос-Карелия» для проведения осмотра и выявления причин появления трещин на балконной плите и ограждающих конструкций лоджии, расположенных по адресу: <адрес>, взыскать судебные расходы в размере 6 000 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Карелия по строительству, жилищному и дорожному надзору.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Консалтинговая компания» Кронос-Карелия».
Представитель истца Баландина М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании измененные требования поддержала.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Представитель ответчика Соколов Э.М., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, полагает, что у ответчика нет обязанности совершать указанные истцом действия; истец не правомочен обращаться в суд с данным иском.
Представитель третьего лица Государственный комитет Республики Карелия по строительству, жилищному и дорожному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленному отзыву требования истца поддерживают.
Представитель третьего лица ООО «Консалтинговая компания» Кронос-Карелия» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО6 (эксперт ООО «Консалтинговая компания» КРОНОС-Карелия»), исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, а если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме; собственник жилого помещения обязан поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются согласно пункту 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 2 части 1 которых в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В силу пунктов 2, 4 статьи 36, подпункта 3 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (пункт 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009. N 64).
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. При отсутствии решения общего собрания как собственники помещений в многоквартирном доме, так и третьи лица не имеют законных оснований для пользования общим имуществом многоквартирного дома и (или) его частями.
Согласно ч. 4 ст. 36 ЖК РФ без соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома пользование объектами (и их частями) общего имущества такого дома со стороны отдельных лиц является незаконным. В связи с чем, никто не вправе занимать под свои нужды конкретную часть общего имущества и (или) чинить препятствия в пользовании такой частью другим собственникам помещений дома.
Пункт 2 статьи 247 ГК РФ о праве участника общей долевой собственности на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, не распространяется на объекты общего имущества в многоквартирном доме, поскольку права отдельного собственника ограничены в целях обеспечения прав и законных интересов всех участников долевой собственности, а также в силу специфики объектов общего имущества, предназначенных для обслуживания единого комплекса недвижимого имущества, то есть для обслуживания интересов более одного собственника.
В соответствии с п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В пункте 3.5.8 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" указано, что организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установки кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.
Согласно ст. 44 ЖК РФ решения о реконструкции и ремонте, а также о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме принимает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с Договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ истец осуществляет управление МКД № по <адрес>. Согласно договору собственник помещения обязуется обеспечивать сохранность общего имущества дома, не производить установку дополнительного инженерного оборудования, не нарушать законные права и интересы соседей, не совершать действий, приводящих к порче общего имущества дома, либо создающих повышенный шум или вибрацию, нарушающие нормальные условия проживания граждан.
Согласно акту проверки и Предписанию от 20.01.2020 № ЛК 089/015/4263 Государственного комитета РК по строительному, жилищному и дорожному надзору Обществу с ограниченной ответственностью «Петрозаводская коммунальная компания» необходимо провести мероприятия по обеспечению соблюдения требований таких как: 1. Организовать работу по обследованию специализированной организацией в целях установления причин повреждения и методов ремонта балконной плиты между лоджиями кв. №, и № МКД, плиты ограждения лоджии кв. № МКД. 2. Организовать систематическое наблюдение в течении 30 дней за трещиной, расположенной между установленным наружным блоком кондиционера и телевизионной антенной, на плите ограждения лоджии квартиры № МКД, а так же за трещиной в балконной плите кв. № и № путем установки маяков (с предоставлением приказа о назначении должностного лица, ответственного за организацию проведения вышеуказанного систематического наблюдения, информацию о ведении журнала вышеуказанного систематического наблюдения). 3. Обеспечить демонтаж с фасада МКД наружного блока кондиционера, двух телевизионных антенн («тарелок») на ограждающей плите лоджии в районе кв. № и № МКД, либо согласование их размещения.
Ответчица является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В адрес ответчицы ДД.ММ.ГГГГ истцом направлялось письменное уведомление № о необходимости обеспечить доступ в жилое помещение для организации систематического наблюдения за трещиной, расположенной в балконной плите кв.№, путем установки маяка. Уведомление ответчиком получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении, однако, проигнорировано.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлено предупреждение № с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить соответствующее разрешение на установку наружного блока кондиционера на фасаде МКД, или в случае его отсутствия произвести демонтаж самовольно установленного кондиционера. Предупреждение ответчиком было получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Полученного в установленном порядке разрешения на установку кондиционера в управляющую организацию от ответчика не поступало, демонтаж кондиционера не произведен, допуск сотрудникам «Общества» не предоставлен.
Согласно акту осмотра маяка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПКК» был произведен осмотр установленного ДД.ММ.ГГГГ маяка на трещину, расположенную между установленным наружным блоком кондиционера и телевизионной антенной на плите ограждения лоджии квартиры <адрес>. В результате обследования установлено, что смещение плит ограждения лоджии не выявлено, разрушения маяка отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ управляющая организация направила ответчику уведомление № о предоставлении доступа в жилое помещение работникам ООО «Консалтинговая компания «КРОНОС-Карелия» для осмотра и установки маяка с целью наблюдения за трещиной, расположенной в балконной плите квартиры, проведения строительно-технической экспертизы. Между тем, в оговоренное время доступ в жилое помещение ответчиком не был предоставлен. Указанные обстоятельства подтверждаются как письменными материалами дела, так и пояснениями свидетеля ФИО6
Согласно ч.ч.1, 1.1, 2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Право на обращение в суд с иском об устранении нарушений прав собственников помещений многоквартирного дома основано на выполнении управляющей компанией обязанностей по оказанию услуг собственникам с учетом определенных нормативным актом стандартов, предусматривающим обязанность содержания общедомового имущества с учетом прав и интересов всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, управляющая организация в силу прямого указания закона обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме, несет ответственность за несоблюдение указанных требований, в связи с чем, вправе обращаться в суд с настоящим иском.
Судом установлено, что спорный блок наружного кондиционирования установлен собственником квартиры <адрес>. При этом собственниками помещений многоквартирного дома не принималось решение о разрешении установки кондиционеров на фасаде многоквартирного дома, факт самовольной установки кондиционера подтвержден материалами дела. Доказательств иного в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.
Между истцом и ООО Консалтинговая компания «КРОНОС-Карелия» заключен договор на оказание услуг экспертного осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ. Предмет договора - экспертный осмотр балконных плит и ограждающих конструкции лоджии, расположенных по адресу: <адрес>.
Анализируя всю совокупность доказательств, представленных в материалы дела, принимая во внимание, что факт нарушения прав собственников помещений многоквартирного дома нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем, обязывает ответчика: демонтировать блок наружного кондиционирования, установленный на ограждающей плите лоджии квартиры № на фасаде многоквартирного <адрес>; обеспечить доступ представителям управляющей организации ООО «Петрозаводская коммунальная компания» в жилое помещение № в <адрес> для установки маяка с целью наблюдения за трещиной, расположенной в балконной плите квартиры; обеспечить доступ представителям ООО Консалтинговая компания «КРОНОС-Карелия» в жилое помещение № в <адрес> для проведения осмотра и выявления причин появления трещин на балконной плите и ограждающих конструкций лоджии в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчицы в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Петрозаводская коммунальная компания» удовлетворить.
Обязать Парри Елену Владимировну демонтировать блок наружного кондиционирования, установленный на ограждающей плите лоджии <адрес> на фасаде многоквартирного <адрес>. Обязать Парри Елену Владимировну обеспечить доступ представителям управляющей организации ООО «Петрозаводская коммунальная компания» в жилое помещение № в <адрес> для установки маяка с целью наблюдения за трещиной, расположенной в балконной плите квартиры.
Обязать Парри Елену Владимировну обеспечить доступ представителям ООО Консалтинговая компания «КРОНОС-Карелия» в жилое помещение № в <адрес> для проведения осмотра и выявления причин появления трещин на балконной плите и ограждающих конструкции лоджии в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.
Взыскать с Парри Елены Владимировны в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Петрозаводская коммунальная компания» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме,
Судья О.В.Витухина
Мотивированное решение
изготовлено 30 июня 2020 года.