Решение по делу № 2-353/2015 (2-8875/2014;) от 19.11.2014

Гражданское дело 2-353\2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2015 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в составе:

председательствующего судьи Куракиной Т.П.

при секретаре Павловой Е.Н.

с участием

пом.прокурора Обухова Р.В.

представителя ответчика Григорьева И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Сургута в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания Северо-Восточная», администрации города Сургута об устранении нарушений природоохранного законодательства,

    УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сургута в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам об устранении нарушений природоохранного законодательства, мотивируя свои требования тем, что ими была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории г.Сургута ХМАО-Югры. Проверкой установлено, что ООО «УК Северо-Восточная» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушениями требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города совместно с Сургутским управлением Природнадзора Природнадзора Югры на основании распоряжения проведено патрулирование территории г. Сургута на предмет соблюдения природоохранного законодательства, в результате которого установлено, что при движении по <адрес> установлен контейнер для временного размещения отходов производства и потребления, данное место не оборудовано как специализированное место для временного размещения отходов производства и потребления согласно п.2.2; п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-033 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года № 80, контейнер установлен на открытом земельном участке, с подветренной стороны не закрыт ограждением и т.д. Вокруг данного контейнера на открытом земельном участке не санкционировано размещены отходы производства и потребления в виде: обрывков бумаг, картона, пенопласта, обломков деревянных досок, боя кирпича, камня, металлолома, полиэтиленового оберточного материала, мебели, утратившей свои потребительские свойства, на ориентировочной площади 25 кв.м., ориентировочным объемом 3 кв.м., а также видны четкие следы слива водно-бетонной смеси на рельеф местности. В результате вышеуказанных действия образовалась несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Основным хозяйственным видом деятельности ООО «УК Северо-Восточная» является управление эксплуатацией жилого фонда. Общество оказывает услуги по содержанию и уборке придомовой территории, услуги по содержанию внутридомовой уборке мест общего пользования, услуги по вывозу и утилизации ТБО с санитарным содержанием контейнерных площадок. Согласно пп. «д» ч.11, гл. II Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания в многоквартирных домах) управляющей компанией должен был организован сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы образующиеся в результате деятельности организацией и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Согласно ст.ст. 3.12, 9.2 решения думы г. Сургута от 20 июня 2013 года № 345-V ДГ «Об утверждении Правил благоустройства территории города Сургута, площадки для установки мусоросборников- специально оборудованные места, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов. Наличие таких площадок предусматривает в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться ТБО, для сбора отходов производства и потребления физические и юридические лица организуют места временного хранения отходов и осуществляют их уборку и техническое обслуживание, установка емкостей для временного хранения отходов производства и потребления и их очистка осуществляется лицами, ответственными за уборку соответствующих территорий. Факт нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ подтвержден актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Просят обязать ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: очистить территорию обслуживания ООО «УК Северо-Восточная» от бытовых отходов; оборудовать специализированное место для временного размещения отходов; поверхность площадки для временного размещения отходов оборудовать в соответствии с требованиями законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора г. Сургута Обухов Р.В. уточнил исковые требования и просит обязать ООО «УК Северо-Восточная» устранить нарушения природоохранного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ООО «УК Северо-Восточная» Григорьев И.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании считает заявленные прокурором г. Сургута исковые требования обоснованными, согласны устранить нарушение природоохранного законодательства в установленных срок.

Представитель ответчика администрации г. Сургута в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, письменно просят рассмотреть дело в их отсутствие. Суд рассматривает дело в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности, и бесхозяйным жилищным фондом, заключенному между администрацией <адрес> и ООО «УК «Северо-Восточная», целью которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилых помещениях многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности, и бесхозяйном жилищном фонде, обеспечение сохранности, надлежащего управления и содердания, ремонта общего имущества домов, инженерных сетей и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории.

Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ проведенного Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, в районе <адрес> установлен контейнер для временного размещения отходов производства и потребления, данное место не оборудовано как специализированное место для временного размещения отходов производства и потребления, контейнер установлен на открытом земельном участке, с подветренной стороны не закрыт ограждением. Вокруг данного контейнера на открытом земельном участке не санкционировано размещены отходы производства и потребления в виде: обрывков бумаг, картона, пенопласта, обломков деревянных досок, боя кирпича, камня, металлолома, полиэтиленового оберточного материала, мебели, утратившей свои потребительские свойства, на ориентировочной площади 25 кв.м., ориентировочным объемом 3 кв.м., а также видны четкие следы слива водно-бетонной смеси на рельеф местности. В результате вышеуказанных действия образовалась несанкционированная свалка отходов производства и потребления, что подтверждается фото-таблицами.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые заявления по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

В ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность.

Согласно ч. 1 ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.Целями охраны земель согласно ч. 2 ст. 12 Земельного кодекса РФ являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ закреплено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, а также проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Статья 42 Земельного кодекса РФ закрепляет обязанности собственника земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Так, указанные лица обязаны в том числе:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст.ст. 3.12, 9.2 решения думы г. Сургута от 20 июня 2013 года № 345-V ДГ «Об утверждении Правил благоустройства территории города Сургута, площадки для установки мусоросборников- специально оборудованные места, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов. Наличие таких площадок предусматривает в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться ТБО, для сбора отходов производства и потребления физические и юридические лица организуют места временного хранения отходов и осуществляют их уборку и техническое обслуживание, установка емкостей для временного хранения отходов производства и потребления и их очистка осуществляется лицами, ответственными за уборку соответствующих территорий.

На основании ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002г. № 1225-р, установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. К числу основных направлений государственной политики в области экологии относится снижение загрязнения окружающей среды, сохранение и восстановление природной среды.

В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.

В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики Российской Федерации в области охраны окружающей среды являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.

Перечисленные нарушения природоохранного, санитарного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются жители постоянно или временно проживающие в г.Сургуте, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

    В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Согласно ст. 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами гражданами и юридическими лицами влечет за собой гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, заявленные требования прокурора г. Сургута в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц об устранении нарушений природоохранного законодательства подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований, а потому с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в полном объеме размере <данные изъяты>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора города Сургута в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания Северо-Восточная», администрации города Сургута об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать ООО «Управляющая компания Северо-Восточная» устранить нарушение природоохранного законодательства, а именно: очистить территорию обслуживания ООО «УК «Северо-Восточная» от бытовых отходов; оборудовать специализированное место для временного размещения отходов; поверхность площадки для временного размещения отходов оборудовать в соответствии с требованиями законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ООО «Управляющая компания Северо-Восточная» государственную пошлину в доход государства для зачисления в бюджет муниципального образования городской округ город Сургут в сумме <данные изъяты>) рублей.

На решение может быть подана жалоба в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Сургутский городской суд.

Судья Т.П.Куракина

2-353/2015 (2-8875/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Сургута
Ответчики
Администрация г.Сургута
Северо-Восточная УК ООО
Суд
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Дело на странице суда
surggor.hmao.sudrf.ru
19.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2014Передача материалов судье
24.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2014Подготовка дела (собеседование)
12.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2014Судебное заседание
29.12.2014Подготовка дела (собеседование)
29.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2015Судебное заседание
29.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее