УИД 10RS0011-01-2022-014180-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2022 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Борисовой В.А. с участием прокурора Красникова К.Ю., представителей ответчиков и третьих лиц Бобровой Т.П., Козиной К.К., Дагдановой А.А., Завариной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7195/2022 по искам Шукюрова Р.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области» и Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» о компенсации морального вреда,
установил:
Шукюров Р.А. обратился в суд с объединенными в порядке ст. 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в одно судебное производство исками к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области» и Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» о компенсации взысканием 3 млн. руб. морального вреда. В обоснование иска указано на заболевание в период содержания под стражей туберкулезом и гепатитом С. Одновременно Шукюровым Р.А. заявлено о возмещении вреда здоровью пожизненными денежными присуждениями (по 30.000 руб. ежемесячно) и выплатами на лечение и реабилитацию (3 млн. руб.), а также о признании незаконными действий (бездействия) сотрудников Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области» и органов государственной власти по вопросам, связанным с заражением указанными болезнями.
В судебном заседании представители Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия», а также третьих лиц Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия и Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 10 Федеральной службы исполнения наказаний» иск не признали, указав, что объективные данные о получении Шукюровым Р.А. заболеваний именно в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы отсутствуют, необходимая медицинская помощь ему оказана, а финансовые органы надлежащим ответчиком по заявленным требованиям не являются. Остальные участвующие в деле лица своих представителей в суд не направили. Участие истца, являющегося осужденным к лишению свободы, в рассмотрении инициированного им спора обеспечено с учетом ограничений уголовно-исполнительного законодательства.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения представителей ответчиков, третьих лиц и заключение прокурора о несостоятельности требований истца, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исков.
Шукюров Р.А. 1981 года рождения приговором Невского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ осужден по п. «в» ч. 4 ст. 162 и ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к 17 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. До осуждения с ДД.ММ.ГГГГ истец был заключен под стражу, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а затем ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ содержался в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области».
Как утверждает истец, в декабре 2014 года у него впервые был диагностирован туберкулез легких, а в марте 2017 года – гепатит С. По его мнению, заболевания приобретены в период пребывания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, что обязывает ответчиков возместить причиненный вред здоровью, а также выплатить компенсацию морального вреда.
В соответствии со ст.ст. 53 Конституции Российской Федерации, 12, 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать возмещения причиненного ему ущерба, связанного с незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. К такому возмещению относится в том числе компенсация морального вреда (ст.ст. 151, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации), и оно – бремя казны Российской Федерации через соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета. В рассматриваемом спорном правоотношении – через Федеральную службу исполнения наказаний (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314). Соответственно, в требованиях Шукюрова Р.А. об испрошенной им ответственности к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области» и Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» следует отказать как заявленным к ненадлежащим ответчикам.
Кроме того, спорные денежные присуждения с учетом правил ст.ст. 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации возможны только при установлении противоправности в действиях учреждений Федеральной службы исполнения наказаний и их вины, что особо отмечено п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» и п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда».
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред, в случае судебного спора обязан представить истец-потерпевший. Данная процессуальная обязанность Шукюровым Р.А. не выполнена. Его ссылка на факт содержания в местах заключения под стражу и лишения свободы сама по себе удовлетворению иска служить не может.
Из представленных суду медицинских документов истца следует, что хронический вирусный гепатит С вне обострения у него был зафиксирован еще в декабре 2013 года в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении здравоохранения «Городская психиатрическая больница № 6», а туберкулез легких – в декабре 2014 года в Федеральном казенном учреждении здравоохранения «Медико-санитарная часть № 78 Федеральной службы исполнения наказаний». При этом анамнез пациента свидетельствует, что истец являлся потребителем наркотиков внутривенно в 2007-2012гг., но на учете нарколога не состоял, в связи с чем специализированно не обследовался.
Ст. 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1).
При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (ч. 3).
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в ч. 1 ст. 26 закона, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 7).
В силу ст. 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (ч. 1).
Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ч. 2).
При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи (ч. 4).
Согласно ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, – лечебные исправительные учреждения (ч. 2).
В соответствии с перечисленными законоположениями Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 года № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы. П. 2 этого Порядка предусмотрено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний, а при невозможности оказания медицинской помощи в этих организациях – в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
С момента установления у истца указанных заболеваний в учреждениях органов уголовно-исполнительной системы (а гепатит С именно в этих учреждениях выявлен у Шукюрова Р.А. только в 2017 года) сразу же в отношении него, что документально подтверждено, было осуществлено специализированное лечение, а в последующем – регулярные обследования и лечение по обращаемости (в основном – из-за членовредительства), в том числе в медицинских учреждениях общей государственной системы здравоохранения. Нарушения в организации предоставления медицинской помощи, регламентированной названным Порядком, не выявлены, истцом на них не указано. Фиксация утраты его трудоспособности или его инвалидизация в установленном порядке органами медико-социальной экспертизы не производились.
Туберкулез, являющийся инфекционным заболеванием, вызываемым микобактериями и передающимся воздушно-капельным путем, имеющим скрытый период течения заболевания, выявляется только при медицинском освидетельствовании. Аналогичные по своему проявлению особенности характерны генезу гепатита С. Эта объективная природа вещей, тем более, при обозначенном длительном пагубном образе жизни истца исключает категоричный вывод о поражении его данными болезнями именно в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области» либо в ином учреждении уголовно-исполнительной системы. Объективные данные о нарушениях этим ответчиком или иными лицами режима содержания Шукюрова Р.А. или о ненадлежащей оказанной ему медицинской помощи при разрешении спора не проявились. Как следствие, доводы истца о том, что действия (бездействие) учреждений уголовно-исполнительной системы повлекли заражение и развитие заболеваний, в части указания и предъявления суду доказательств наличия прямой причинной связи между этими позициями ничем не подкреплены.
Поскольку установить момент возникновения заболевания туберкулезом и гепатитом медицинскими методами невозможно, а Шукюров Р.А., кроме того, несмотря на отдельное судебное разъяснение не обеспечил выполнение своей процессуальной обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о предварительном внесении денежных средств, подлежащих выплате экспертам, основания к назначению судебно-медицинской экспертизы не усмотрены.
При таких обстоятельствах причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступившими неблагоприятными последствиями для истца – наличием заболеваний туберкулез и гепатит С не усматриваются, заявленные Шукюровым Р.А. требования признаются необоснованными, в удовлетворении его исков следует отказать. Причем, данный вывод относим как к требованиям денежных возмещений и компенсаций, так и к формирующих их испрашиваемой правовой оценке оспоренных действий (бездействия).
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исков Шукюрова Р.А. к Министерству финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360), Министерству юстиции Российской Федерации (ИНН 7707211418), Федеральной службе исполнения наказаний (ИНН 7706562710), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ИНН 7825046249), Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (ИНН 1001041918), Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области» (ИНН 7807022894) и Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» (ИНН 1001041033) о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
Судья
К.Л.Мамонов