Решение по делу № 2-325/2024 от 09.02.2024

Дело № 2-325/2024 23RS0027-01-2024-000361-48

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 июня 2024 года г. Лабинск

Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Усенко А.А.,

при секретаре судебного заседания Чунихиной Ю.А.,

с участием: представителей истца - заместителя Лабинского межрайонного прокурора Минакова А.В., помощника Лабинского межрайонного прокурора

Родичкина М.С.,

представителей ответчика - администрации МО Лабинский район -

Ковалевой Е.В., Костоглотовой А.С.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Владимирского сельского поселения - Бондаренко Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному исковому заявлению Лабинского межрайонного прокурора в интересах Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 к администрации муниципального образования <...> о признании заключения от <...> об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации недействительным, отказы администрации МО <...> незаконными, обязании включить в список нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, признании факта проживания в жилом помещении,

установил:

Лабинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Ф,И.О.1, Ф,И.О.2, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <...> о признании незаконным заключения от <...>, об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации недействительным, отказы администрации МО <...> незаконными, обязании включить в список нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, признании факта проживания в жилом помещении.

В обоснование исковых требований указано, что в результате выпадения большого количества осадков, изменения уровня рек в <...>, произошло подтопление домов и дворовых территорий жителей Владимирского сельского поселения <...>, в том числе домовладения, расположенного по адресу: <...>, в котором проживают Ф,И.О.1, <...> года рождения и Ф,И.О.2, <...> года рождения.

Комиссией при администрации Владимирского сельского поселения <...> составлен акт обследования придомовой территории и земельного участка, находившихся в зоне подтопления по адресу: <...>. В ходе осмотра обследуемой территории, установлено, что подтоплен двор, огород, хозяйственные постройки, а также, единственный источник водоснабжения - колодец, в котором визуально установлена мутная вода, требуется откачка и дезинфекция колодца. При этом, <...> заключение об установлении фактов нарушения условий жизнедеятельности обследования указанного земельного участка и домовладения граждан, комиссией не составлялось. Истец считает, что указанный акт обследования подтверждает нахождение домовладения в зоне чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшей на территории муниципального образования <...>, факт подтопления, нарушения водоснабжения указанного домовладения, а следовательно, факт нарушения условий жизнедеятельности проживающих в домовладении Ф,И.О.1, Ф,И.О.2, подлежащих включению в списки на предоставление единовременной материальной помощи. Факт подтопления и нахождения домовладения в зоне чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшей на территории муниципального образования <...> подтверждается и объяснениями Ф,И.О.8, Ф,И.О.9, Ф,И.О.7

Однако, несмотря на вышеизложенные обстоятельства, только по прошествии двух месяцев комиссией, действующей на основании постановления ### от <...>, <...> составлено заключение от об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, утвержденное исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования <...>, согласно которому факт нарушения условий жизнедеятельности граждан, указанных ранее, в результате чрезвычайной ситуации не установлен. При этом, комиссией не было учтено то, что при подтоплении домовладения граждан в июне 2023 года было нарушено водоснабжение, требовалась и проводилась дезинфекция источника водоснабжения, подвоз воды.

Также, администрацией муниципального образования <...> несмотря на имеющиеся заключения, акты, проведение дезинфекции, а также фактическое подтопление домовладения и участка по адресу: <...>, указанное домовладение не включено в зону подтопления, определенную постановлением администрации муниципального образования <...> от <...> ### «Об определении границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования <...>», чем нарушено право граждан на получение выплаты в связи с подтоплением. В связи с бездействием ответчика и не своевременном доведении информации гражданам, о необходимости подавать заявления на предоставление единовременной материальной помощи, в том числе в интересах своих несовершеннолетних детей. Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2 вышеуказанные заявления были поданы лишь <...>, в ответ на которые <...> от ответчика пришли отказы, в которых ответчиком указано на отсутствие факта нарушения условий жизнедеятельности, вышеуказанных граждан. Однако, истец считает отказы направленные в адрес Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2, не обоснованными, а указанные граждан, поскольку подлежат включению в списки на предоставление единовременной материальной помощи.

Так, решением Совета муниципального образования <...> от <...> ### утвержден «Порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшей на территории муниципального образования <...> <...>». Проведенной проверкой установлено, что Ф,И.О.1, Ф,И.О.2, проживают по адресу: <...>. Согласно заключению от <...> об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного исполняющим обязанности главы муниципального образования <...> факт проживания в жилом помещении Ф,И.О.1, Ф,И.О.2, установлен. Факт нарушения водоснабжения и условий жизнедеятельности подтверждается актом обследования актом обследования придомовой территории и земельного участка, находившихся в зоне подтопления от <...>, реестром дезинфекции источников водоснабжения после подтопления, муниципальным контрактом, заключенным между администрацией Владимирского сельского поселения <...> и ООО Фирма «Дезинфекция». Жилой дом, в котором проживают указанные граждане, обеспечивается водой из колодца, находящего на территории земельного участка, центральное водоснабжение отсутствует.

Таким образом, истец считает, что факт нарушения условий жизнедеятельности Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 - считаем установленным. В связи с этим, Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 подлежат включению в списки на предоставление единовременной материальной помощи и выплате на каждого суммы в размере 10 000 рублей.

Ф,И.О.1, Ф,И.О.2, не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов в связи с юридической неграмотностью, невозможностью обратиться к юристам, в связи с трудной жизненной ситуацией, связанной с ликвидацией последствий подтопления, восстановлением утраченного имущества, преклонным возрастом, в связи с чем, обратились к Лабинскому межрайонному прокурору с соответствующим заявлением. После рассмотрения указанного заявления, Лабинским межрайонным прокурором указанные в заявлении обстоятельства невозможности самостоятельно обратиться в суд признаны уважительными, в связи с чем, на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор имеет право обращения в суд в интересах Ф,И.О.1, Ф,И.О.2, проживающих по адресу: <...>.

На основании изложенного истец просит суд, признать заключение от <...> об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного исполняющим обязанности главы муниципального образования <...> в части установления факта нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайно ситуации - недействительным, отказы администрации муниципального образования <...> Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 от <...> – незаконными. Обязать ответчика включить домовладение по адресу: <...>, в границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования <...>, утвержденные постановлением администрации муниципального образования <...> от <...> ### «Об определении границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования <...>». Признать факт проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации и факт нарушения условий жизнедеятельности в отношении Ф,И.О.1, <...> года рождения, Ф,И.О.2, <...> года рождения проживающих по адресу: <...> - установленным. Обязать ответчика включить Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования <...>. Обязать ответчика выплатить Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 единовременную материальную помощь на каждого в размере 10 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца – помощник Лабинского межрайонного прокурора – Ф,И.О.10, дал объяснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, поддержал изложенные доводы в полном объеме, а также уточнил ранее заявленные исковые требования, а именно, признать заключение от <...> об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного исполняющим обязанности главы муниципального образования <...> в части установления факта нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайно ситуации - недействительным, отказы администрации муниципального образования <...> Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 от <...> - незаконными. Обязать ответчика включить домовладение по адресу: <...>, в границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования <...>, утвержденные постановлением администрации муниципального образования <...> от <...> ### «Об определении границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования <...>». Признать факт проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации и факт нарушения условий жизнедеятельности в отношении Ф,И.О.1, <...> года рождения, Ф,И.О.2, <...> года рождения проживающих по адресу: <...> - установленным. Обязать ответчика включить Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования <...>. Обязать ответчика выплатить Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 единовременную материальную помощь на каждого в размере 10 000 рублей. Уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования <...> Ф,И.О.11, в судебном заседании уточненные исковые требования Лабинского межрайонного прокурора не признала, поддержала доводы изложенные в возражении приобщенном к материалам дела, а также пояснила, что комиссией Владимирского сельского поселения <...> было произведено обследование придомовой территории и земельного участка, расположенных по адресу: <...>. В результате обследования было установлено, что подтопило двор, огород, хозяйственные постройки, гараж, о чем комиссией был составлен акт обследования придомовой территории и земельного участка, находящихся в зоне подтопления от <...>. Утраты имущества первой необходимости выявлено не было, водоснабжение здания (жилого помещения) не нарушено. Заключением об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации и факта нарушения условий жизнедеятельности, факт нарушения условий жизнедеятельности Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 не установлен.

Постановлением администрации муниципального образования <...> от <...> ### «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <...> т <...> ### «Об определении границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования <...>», определены границы зоны чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования <...> 26 мая, 5-6 июня, 16-<...> в пределах Владимирского, Вознесенского и Зассовского сельских поселений <...>. Согласно указанному постановлению домовладение ###, расположенное по <...> в <...> не входит в зону чрезвычайной ситуации.

Кроме того, в соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с п. 3 ст. 131 ГПК РФ в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином. При этом прокурором должны быть предоставлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения и приложены копии документов.

Как указанно в исковом заявлении Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов в связи с трудной жизненной ситуацией, загруженностью в связи с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуацией, восстановлением утраченного имущества. Судебная практика относит к уважительным обстоятельствам те, которые не позволяют гражданину самостоятельному обращению его в суд, под которым следует понимать не любые заболевания, а лишь хроническую болезнь, сковывающую человека в физическом и эмоционально-волевом отношении.

С момента подтопления до подачи искового заявления в суд прошло боле шести месяцев, то есть прошло достаточно время для ликвидации последствий чрезвычайной ситуацией и восстановление утраченного имущества. Следовательно, граждане могли самостоятельно обратиться в суд для защиты своих интересов. Лабинским межрайонным прокурором не предоставлены доказательства, подтверждающие невозможность гражданам самостоятельно обратиться в суд за защитой своих интересов, и не приложены копии документов.

Кроме того, в исковом заявлении прокурор указывает на тот факт, что межрайонной прокуратурой проведена проверка выполнения администрацией МО <...> мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории <...>, а далее указывают, что граждане обратились в прокуратуру с заявлением для защиты своих прав. Однако, на каком основании прокурор обратился в суд на основании проведенной проверки или по заявлению граждан, не понятно, что именно послужило причиной поданного иска. Администрация МО <...> не была ознакомлена с постановлением о проведении данной проверки, а также с результатами проведенной проверки.

Представитель истца считает, что факт нарушения условий жизнедеятельности Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 выраженного в нарушении водоснабжения и жизнедеятельности граждан - заполнение колодца водой в результате подтопления, не соответствует действительности, поскольку согласно реестра дезинфекции источников водоснабжения после подтопления утвержденного Главой администрации Владимирского сельского поселения <...> <...>, произведена дезинфекция источника водоснабжения Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 Также администрацией Владимирского сельского поселения было организовано обеспечение питьевой водой граждан, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.

В соответствии с порядком факт нарушений условий жизнедеятельности граждан устанавливается заключением об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, составленному комиссией.

Пунктом 8 порядка определено, что «заключения составляются комиссией, состав которой (не менее трех человек) определяется правовым актом администрации поселения, на территории которого находятся жилые помещения, попавшие в зону чрезвычайной ситуации.».

Согласно пункта 7 порядка заключение составляется по формам, утвержденным правовым актом администрации муниципального образования <...>.

Ни форма акта, ни состав комиссии, которой был составлен акт, нормами права, устанавливающими порядок оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС, не предусмотрены. В связи с чем, доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. В соответствии с вышеизложенным, акт обследования придомовой территории и земельного участка расположенного по адресу: <...>, составленный комиссией <...>, не подтверждает факт нарушения условий жизнедеятельности граждан, проживающих по данному адресу. Вместе с тем, просила суд дать оценку на предмет соответствия колодца предназначенного для водоснабжения, по вышеуказанному адресу, санитарным правилам по устройству и содержанию колодцев и каптажей родников, используемых для децентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР <...> ###) где указано как должны быть обустроены колодцы для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

С учетом изложенных обстоятельств, представитель ответчика просила суд отказать в его удовлетворении уточненного искового заявления в полном объеме.

Представитель третьего лица - администрации Владимирского сельского поселения <...> Ф,И.О.7 в судебном заседании полагалась при принятии решения на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – министерства гражданской обороны и чрезвычайной ситуаций <...> по доверенности – Ф,И.О.12 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, также письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому, в соответствии с пунктом 11 порядка Администрация муниципального образования <...> принимает решение о включении заявителя в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшей на территории муниципального образования <...>, либо принимает решение об отказе во включении в списки. Основанием для отказа во включении в списки является, в том числе, несоблюдение условий, указанных в пункте 3 порядка. В соответствии с заключением от <...> факт проживания в жилом помещении по адресу: <...>, Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 установлен. Однако, факт нарушения условий жизнедеятельности данных граждан комиссией, уполномоченной законодательством на установление данного факта, не установлен. Таким образом, при ликвидации чрезвычайной ситуации факт нарушения условий жизнедеятельности граждан по вышеуказанному адресу не нашел своего подтверждения.

Кроме того, согласно статье 5 Федерального закона № 68-ФЗ границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (статья 1 Федерального закона № 68-ФЗ).

Постановлением администрации муниципального образования <...> от <...> ### определены границы зоны чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования <...> 26 мая, 5-<...> в пределах Владимирского, Вознесенского и Зассовского сельских поселений <...>. Домовладение ### по <...> в <...> не вошло в границы зоны чрезвычайной ситуации, а значит граждане, проживающие в нем, не подпадают под действие Порядка, не считаются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и не имеют право на предоставление им единовременной материальной помощи, предусмотренной Порядком.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Таким образом, вопросы по установлению при ликвидации чрезвычайных ситуаций фактов проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации, а также по определению границ зоны чрезвычайной ситуации отнесены законодательством к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Исходя из вышеизложенного, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства гражданской обороны и чрезвычайной ситуаций <...> по доверенности – Ф,И.О.12 считает решения администрации муниципального образования <...> об отказе Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 во включении в вышеуказанный список за конными и обоснованными, а исковые требования Лабинского межрайонного не подлежащими удовлетворению.

Лица, в интересах которых Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГК РФ – Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, представили в суд ходатайство о рассмотрении дела их в отсутствие, просили суд поданное Лабинским межрайонным прокурором исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

С учетом представленных документов, и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, признав их неявку уважительной.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Лабинского межрайонного прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, регламентированы Федеральным законом от <...> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от <...> № 68-ФЗ, правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от <...> № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают, в соответствии с федеральными законами, законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Так, согласно материалам дела, постановлением администрации МО <...> ### от <...> введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», с изменениями, внесенными согласно постановлению администрации МО <...> ### от <...> /л.д. 57/.

Постановлением администрации Владимирского сельского поселения <...> ### от <...> «О комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушении условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Владимирского сельского поселения <...> <...>» - утвержден состав комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Владимирского сельского поселения <...> <...> /л.д. 56/.

Постановлением администрации муниципального образования <...> ### от <...>, определены границы зоны чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории МО <...> 26 мая, 5-<...> в пределах Владимирского, Вознесенского и Зассовского сельских поселений <...>, с указанием в приложении к постановлению точных адресов /л.д. 16/.

Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2 в интересах которых прокурором подан настоящий иск, проживают в домовладении по адресу: <...>, которое не входит в зону чрезвычайной ситуации, определенную вышеуказанным постановлением ### от <...>.

Советом МО <...> Решением ### от <...>, утвержден порядок оказания единовременной материальной
помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой
необходимости гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной
ситуации муниципального характера, произошедшей на территории муниципального образования <...> <...> /л.д. 11-14/.

В соответствии с указанным порядком факт нарушений условий жизнедеятельности граждан устанавливается Заключением, составленным комиссией по формам, утвержденным правовым актом администрации муниципального образования <...> (пункт 7 порядка).

Состав комиссии (не менее трех человек) определяется правовым актом администрации поселения, на территории которого находятся жилые помещения, попавшие в зону чрезвычайной ситуации (пункт 8 порядка).

Постановлением администрации Владимирского сельского поселения <...> от <...> ### «О комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения их жизнедеятельности и утраты ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Владимирского сельского поселения», утвержден состав комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения их жизнедеятельности и утраты ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

Как следует из материалов дела, <...> Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2 обратились с заявлениями к главе муниципального образования <...> о назначении выплаты единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации /л.д. 23-24/.

По результату рассмотрения данных заявлений, комиссией вынесено заключение «Об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации», в соответствии с которыми, факт нарушения условий жизнедеятельности Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2, не установлен.

Среди показателей критериев нарушения условий жизнедеятельности в заключении не сделана отметка о том, что водоснабжение здания (жилого помещения) нарушено/не нарушено, сделана отметка о том, что электроснабжение здания (жилого помещения), теплоснабжение не нарушено, само жилое помещение не повреждено /л.д. 20-22/.

Также не установлен факт утраты заявителями имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

Вместе с тем, в нарушение абз. 2 п. 8 Порядка /л.д.11-14/, указанные выше заключения не содержат обязательного проставления даты их утверждения и.о. главы МО <...> Ф,И.О.13 /л.д. 20/.

Доводы истца о том, что факт нарушения условий жизнедеятельности по адресу: <...>, установлен актом обследования придомовой территории и земельного участка, находящихся в зоне подтопления от <...> в обоснование требований иска, суд относится критически, поскольку, согласно п. 7 порядка, факт нарушения условий жизнедеятельности граждан, должен быть установлен заключением комиссии. В связи с чем, акт обследования от <...> не может служить доказательством по делу, поскольку не подтверждает нахождение домовладения в зоне чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшей на территории муниципального образования <...>, кроме того, представленным с иском заключением комиссии от <...> установлено обратное.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что домовладение в <...>, в котором проживают Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2 - не входит в зону чрезвычайной ситуации, которая определена Постановлением администрации муниципального образования <...> ### от <...> «Об определении границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования <...>».

Указанное Постановление ### от <...> действующее, никем не оспорено, следовательно, Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2 не являются лицами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно пп 21 п.1 ст. 15 Федерального закона от <...> ### ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На основании подпунктов «б», «и», «к», «п» пункта 2 ст. 11 Федерального закона от <...> 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно:

-принимают решение об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;

- вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном п.8 ст. 4.1 настоящего Федерального закона;

-устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.

Постановлением администрации муниципального образования <...> от <...> ###, на территории муниципального образования <...> с 18-00 часов <...> введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», установлен местный уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию.

Решением Совета муниципального образования <...> от <...> ### утвержден порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшей на территории муниципального образования «<...> <...>.

Согласно п. 3 порядка, предоставление гражданам единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении при введении режима чрезвычайной ситуации следующих условий: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации устанавливается исходя из следующих критериев:

-невозможность проживания граждан в жилых помещениях;

-невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания граждан и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;

-нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

Факт нарушения условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации устанавливается по состоянию хотя бы одного из показателей указанных критериев, характеризующего невозможность проживания граждан в жилых помещениях согласно заключению, составленному комиссией.

В соответствии с п. 6 порядка, списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи, формируются на основании заявлений граждан и заключений об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации. Заключения составляются комиссией (п. 8 порядка).

Согласно п. 11 порядка, администрация муниципального образования <...> принимает решение о включении заявителя в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшей на территории муниципального образования <...>, либо принимает решение об отказе во включении с писки.

Основанием для отказа во включении в списки, является, в том числе, несоблюдение условий, указанных в п. 3 порядка.

В соответствии с заключением от <...>, факт проживания в жилом помещении по адресу: <...>, Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2 установлен. Однако, нарушения условий жизнедеятельности данных граждан комиссией, уполномоченной законодательством на установление данного факта, не установлен.

Таким образам, при ликвидации чрезвычайной ситуации факт нарушения условий жизнедеятельности граждан по вышеуказанному адресу, в интересах которых прокурором предъявлен иск, не нашел своего подтверждения.

Письмами отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации муниципального образования <...> от <...>, Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2 обоснованно отказано во включении в списки, поскольку факт нарушения их условий жизнедеятельности не установлен.

Кроме того, согласно ст. 5 Федерального закона № 68-ФЗ, границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основании классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территории которых, сложились чрезвычайные ситуации.

Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ).

Постановлением администрации муниципального образования <...> от <...> ###, определены границы зоны чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования <...> 26 мая, 5-<...> в пределах, в том числе, Владимирского сельского поселения.

Как установлено судом, домовладение ### по <...> в <...>, не вошло в границы зоны чрезвычайной ситуации, следовательно, граждане, проживающие в нем, не подпадают под действие порядка, не считаются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и не имеют право на предоставление единовременной материальной помощи, предусмотренной вышеуказанным порядком и администрацией муниципального образования <...>, им обоснованно отказано во включении в списки граждан, имеющих право на получение такой материальной помощи.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Таким образом, вопросы по установление при ликвидации чрезвычайной ситуации фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества в результате чрезвычайной ситуации, а также, по определению границ зоны чрезвычайной ситуации, отнесены законодательством к исключительной компетенции органов местного самоуправления и суд не вправе их подменять.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение администрации муниципального образования <...> об отказе Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2 во включении в вышеуказанный список, является законным и обоснованным и оснований для признания его незаконным не имеется.

Переходя к правовой оценке настоящего обращения за защитой нарушенного права, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого, является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Таким образом, обращение Лабинского межрайонного прокурора с указанным заявлением в интересах Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2 не является нарушением, как на это указывал представитель администрации.

Кроме того, согласно п. 11 порядка, в случае принятия решения об отказе во включении в списки, уведомление о принятом решении направляется гражданам с указанием причин отказа в течение пяти: рабочих дней со дня принятия данного решения. Отказ во включении в списки граждан не препятствует повторному обращению граждан с заявлением, в установленном порядке. В случае несогласия с принятым решением гражданин вправе обжаловать его в судебном порядке.

Как установлено судом, с повторным заявлением в администрацию муниципального образования <...> Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2 не обращались.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами в силу норм ст. 60 ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Материалы дела содержат заявление Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2 адресованные Лабинскому межрайонному прокурору с просьбой обратиться в суд с иском о защите их интересов и предоставления единовременной выплаты /л.д. 9/.

Однако, в судебном заседании установлено, что указанное заявление не датировано заявителями, на заявлении отсутствуют: отметка о принятии его в органе прокуратуры, входящий номер, резолюция прокурора.

Рассматривая требования Лабинского межрайонного прокурора об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение личных или имущественных прав граждан. В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из справки администрации Владимирского сельского поселения /л.д. 58/ известно, что Ф,И.О.2 зарегистрирован и проживает по адресу: <...> с июня 2016 года, Ф,И.О.1, зарегистрирована и проживает по адресу: <...> с октября 1987 года, что также подтверждается копиями их паспортов /л.д. 46-49/, а также подтверждается заключением и актом обследования придомовой территории и земельного участка, находившихся в зоне подтопления от <...> по адресу: <...>.

При таких обстоятельствах, исковые требования в части об установлении факта проживания в жилом помещении не подлежат удовлетворению.

Участвующими в деле представителями истца, суду не даны пояснения относительно факта отсутствия надлежащей регистрации заявления Ф,И.О.1 и Ф,И.О.2, послужившего основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском, также не смог пояснить, когда было подано указанное заявление.

На основании изложенного, суд также приходит к выводу, что настоящее исковое заявление подано истцом преждевременно в нарушение утвержденного Решением Совета муниципального образования <...> от <...> ### «Порядка оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшей на территории муниципального образования <...> <...>» (п. 11).

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении уточненных исковых требований Лабинского межрайонного прокурора в интересах Ф,И.О.1, Ф,И.О.2 к администрации муниципального образования <...> о признании заключения от <...> об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации недействительным, отказы администрации МО <...> незаконными, обязании включить в список нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, признании факта проживания в жилом помещении - отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в <...>вой суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Лабинский городской суд.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено <...>

Председательствующий

2-325/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Лабинский межрайонный прокурор в интересах Ефимовой В.А., Мещерякова Н.Н.
Ефимова Вера Андреевна
Мещеряков Николай Николаевич
Ответчики
Администрация МО Лабинский район
Другие
Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края
Администрация Владимирского сельского поселения
Суд
Лабинский городской суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
labins-gor.krd.sudrf.ru
09.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2024Передача материалов судье
12.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2024Подготовка дела (собеседование)
01.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Подготовка дела (собеседование)
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
07.05.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
03.06.2024Судебное заседание
07.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2024Дело оформлено
10.07.2024Дело передано в архив
15.07.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.08.2024Судебное заседание
03.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее