РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2023 года г. Ипатово
Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе судьи Деевой И.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Анжеровской К.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ипатовского района Тенищевой Л.Е., представителя ответчика администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края по доверенности Бобровой С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Ипатовского района Ставропольского края Мануйлова А.И. в защиту прав и законных интересов Супрунова А.С. к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
прокурор Ипатовского района Мануйлов А.И. обратился в суд с настоящим иском, в котором просит обязать ответчика - администрацию Ипатовского городского округа Ставропольского края взыскать в пользу Супрунова А.С. в счет компенсации морального вреда 30000 руб.
В обоснование доводов иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с животными без владельцев администрацией Ипатовского городского округа Ставропольского края, которой установлено, что 31.10.2022 примерно в 16 часов, на ул. Чапаева г. Ипатово, неподалеку от «Ипатовского Лесхоза» на Супрунова А.С. набросилась стая безнадзорных собак, одна из которых (дымчатого окраса) укусила его за голень левой ноги, в связи с чем последнему понадобилась медицинская помощь, за которой он обратился в ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница», где проходил стационарное лечение в период времени с 31.10.2022 по 05.11.2022. В прокуратуру района обратился Супрунов А.С., пенсионер, инвалид № группы инвалидности, с заявлением о нападении на него безнадзорных собак. В связи с ненадлежащим исполнением администрацией Ипатовского городского округа полномочий по отлову безнадзорных животных, Супрунову А.С. причинены физические и нравственные страдания, выразившиеся в длительном болезненном стационарном лечении. Кроме того, в момент нападения безнадзорных собак Супрунов А.С. испытывал страх и физическую боль. Считает, что со стороны администрации Ипатовского городского округа установлено ненадлежащее исполнение полномочий, поскольку, несмотря на заключенный муниципальный контракт от 15.02.2022 № 63-МК на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края, фактически агрессивные особи не отлавливались, администрация как заказчик деятельность исполнителя в рамках заключенного контракта не контролировала, о чем свидетельствует рост обращений в учреждения здравоохранения за медицинской помощью в связи с укусом безнадзорных животных (собак), а также обращение граждан в ОМВД России Ипатовскому городскому округу.
Определением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 02.05.2023 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управление ветеринарии Ставропольского края.
В судебном заседании представитель истца – прокурор Тенищева Л.Е., исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила об его удовлетворении в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края по доверенности Боброва С.П., исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. К материалам дела приобщены письменные возражения.
В судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте его проведения, представитель Управления ветеринарии Ставропольского края по доверенности Дворятнкин А.В., не явился, суду представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований прокурора района, отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон от 30.03.1999 №52-ФЗ) настоящий закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В силу требований п. 5 В Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее - СанПиН 3.3686-21) целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться выполнение установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные) среды обитания человека и условий его жизнедеятельности (труда, проживания, воспитания, обучения, питания), а также должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с п. 3323 СанПиН 3.3686-21 предупреждение заражения человека и сельскохозяйственных животных включает, в том числе обеспечение органами местного самоуправления и юридическими лицами учета и регистрации собак, регулирования численности бродячих собак путем их отлова и содержания в специальных питомниках.
Кроме того, п.п. 3.1, 4.8 СП 3.1.096-96. ВП 13.3.1103-96. 3.1. «Профилактика инфекционных болезней. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 13. Бешенство. Санитарные правила. Ветеринарные правила» определено, что бешенство - острая вирусная болезнь животных и человека, характеризующаяся признаками полиоэнцефаломиелита и абсолютной летальностью. Заражение человека и животных происходит при непосредственном контакте с источниками возбудителя бешенства в результате укуса или ослюнения поврежденных кожных покровов или наружных слизистых оболочек. В этой связи, с целью предупреждения распространения болезней, своевременного выявления и профилактики распространения бешенства диких животных, собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 названного Кодекса.
В силу положений ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
Установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
Статьей 1 Федерального закона N 498-ФЗ от 27.12.2018 г. "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (статья 3 указанного Федерального закона)
Частью 3 статьи 7 названного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Из пунктов 9.5, 9.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 54 от 6 мая 2010 г., регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Ставропольского края от 06.10.2015 г. № 90-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими в организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.4 Закона СК от 06.10.2015 N 90-кз органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края.
В соответствие с п.1 ч.3 ст.5 указанного Закона СК органы государственной власти Ставропольского края обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления ими отдельных государственных полномочий.
Частью 1 ст. 6 данного краевого закона установлено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются финансовый год и плановый период в форме субвенций.
Главными распорядителями средств бюджета Ставропольского края на указанные цели является Управление ветеринарии Ставропольского края.
15.02.2022 администрацией Ипатовского городского округа Ставропольского края по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт № 63-МК на сумму 1276630 руб., согласно которого произведен отлов и транспортировка в приют для животных, а также возврат в прежнюю среду обитания 67 голов животных без владельца. На территориях в районе магазина «Мясная лавка», расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ипатово, ул. Свердлова, 30 «б», по ул. Первомайская, ул. Ленинградская, в районе «Парка колхозника» (ул. Профсоюзная, Орджоникидзе), ул. Северная (в районе базы АТП, ЦРБ), отловлено и направлено в питомник восемь собак, проявляющих агрессию, из них три собаки укусившие людей.
Актами № 1 от 22.002.2022, № 13 от 04.04.2022, № 31 от 13.06.2022, № 47 от 08.08.2022 подтверждается исполнение указанного муниципального контракта в полном объеме.
25.05.2023 администрацией Ипатовского городского округа Ставропольского края Ставропольского края по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт № 250-МК на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края. Подрядчик ФИО8
При этом, как установлено проверкой, между администрацией Ипатовского городского округа 15.02.2022 и ИП ФИО8 заключен муниципальный контракт № 63-МК на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края на сумму 1 276 630 руб. Согласно данному контракту произведен отлов и транспортировка в приют для животных, а также возврат в прежнюю среду обитания 67 животных без владельцев. Сумма исполнения контракта – 1 268 532 руб.
31.08.2022 между администрацией Ипатовского городского округа и ИП ФИО8 заключено соглашение о расторжении контракта на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края № 63-МК от 15.02.2022.
Таким образом, на период нападения безнадзорных собак на граждан с августа 2022 года по декабрь 2022 года на территории Ипатовского городского округа мероприятия, предусмотренные ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не проводились, полномочия, предусмотренные Законом Ставропольского края от 06.10.2015 № 90-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», администрацией Ипатовского городского округа не исполнялись.
Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, 31.10.2022 примерно в 16 часов, на ул. Чапаева г. Ипатово неподалеку от «Ипатовского Лесхоза» на Супрунова А.С. набросилась стая безнадзорных собак, одна из которых (дымчатого окраса) укусила его за левую голень.
В этот же день, Супрунов А.С. госпитализирован в ГБУЗ СК «Ипатовская РБ» с диагнозом W54.9 «укус или удар, нанесенный собакой», где проходил лечение по 07.11.2022.
15.03.2023 Супрунов А.С. обратился в прокуратуру Ипатовского района по факту нападения на него безнадзорных собак.
Судом также установлено, что вступившим законную силу 21.03.2023 решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 15.02.2023, административный иск прокурора Ипатовского района Ставропольского края Мануйлова А.И. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести определенные действия, удовлетворен. Признано незаконным бездействие должностных лиц администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в части непринятия мер к заключению договора (контракта) на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края, обязав их в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения.
На основании ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Ввиду положений ч. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), бюджета субъекта Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного фонда), бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что администрация Ипатовского городского округа Ставропольского края, в силу действующего законодательства является заказчиком по заключенным контрактам на оказание услуг по отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания животных без владельцев, а также распорядителем перечисленных на ее счет денежных средств из областного бюджета, следовательно, является ответственным лицом за возмещение причиненного ущерба.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Ипатовского городского округа СК ответственности в виде взыскания в пользу Супрунова А.С. за счёт казны муниципального образования компенсации морального вреда.
В соответствии с положениями ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п. 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2).
Согласно разъяснениям, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора (п. 1). Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина (п. 2). В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (п. 3).
Изложенное свидетельствует о том, что обязательство по компенсации морального вреда возникает при наличии следующих условий: претерпевание морального вреда - наличие у потерпевшего физических или нравственных страданий; неправомерность - противоречащее нормам объективного права, действие или бездействие причинителя вреда, умаляющее принадлежащие потерпевшему нематериальные блага или создающие угрозу такого умаления; наличие причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и моральным вредом, вина причинителя вреда - его психическое отношение к своему противоправному деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.
Исходя из материалов дела, Супрунову А.С., в результате укуса собаки, причинён моральный вред. Им перенесена сильная физическая боль, связанная с полученной травмой. Супрунов А.С. является пенсионером, инвалидом № группы.
Принимая во внимания обстоятельства дела, в результате действий ответчика пенсионер понес физические и нравственные страдания, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании с ответчика администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края компенсации морального вреда в размере 20000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования прокурора Ипатовского района Ставропольского края Мануйлова А.И., удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в пользу пенсионера, инвалида № группы Супрунова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего паспорт РФ серии №, выданный <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, проживающего по адресу: <адрес> в счет компенсации морального вреда 20000 руб., перечислив на счет - получатель: Супрунова А.С., счет получателя: №; банк получателя: Ставропольское отделение №5230 ПАО Сбербанк; корреспондентский счет 30101 810 9 0702 0000615; БИК 040702615; КПП 263443001; ИНН 7707083893.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ипатовский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательном виде. Мотивированное решение принято 09.06.2023.
Судья