Решение от 20.12.2023 по делу № 33-4980/2023 от 04.12.2023

Судья Стрельцов А.Н.                                                                          дело № 33-4980/2023 г.

                         УИД 46RS0021-01-2023-000246-23

                                       № 2-281/2023

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего                 Апалькова А.М.

судей                     Черниковой Е.Н., Букреевой Е.В.

при секретаре             Орлове А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 декабря 2023 года дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Стрельникову Александру Николаевичу о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество, исключении из границ земельного участка площади пересечения с границами земель лесного фонда, изменении сведений о прохождении части границ земельного участка, поступившее по апелляционной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на решение Советского районного суда Курской области от 25 сентября 2023 года, которым постановлено:

Отказать в удовлетворении искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства к Стрельникову Александру Николаевичу о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество, исключении из границ земельного участка площади пересечения с границами земель лесного фонда, изменении сведений о прохождении части границ земельного участка.

Заслушав доклад судьи Черниковой Е.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к Стрельникову А.Н. о признании отсутствующим зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости права собственности ответчика на недвижимое имущество - земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; в части наложения указанного земельного участка на границы земель лесного фонда Советского лесничества Курской области (площадь наложения составляет <данные изъяты> кв.м.) в координатах поворотных точек границы пересечения согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» от 20.12.2021 г.; исключении из границ земельного участка с кадастровым номером площади пересечения (наложения) с границами земель лесного фонда Советского участкового лесничества Советского лесничества Курской области в размере <данные изъяты> кв.м., изменении сведений о прохождении части границ земельного участка с кадастровым номером , путем исключения площади пересечения в указанных в иске координатах поворотных точек границы пересечения согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» от 20.12.2021 г., ссылаясь на то, что в результате исследования границ земельного участка с кадастровым номером с границами Советского лесничества Курской области установлено их пересечение с землями лесного фонда Советского участкового лесничества Курской области, так как согласно заключению филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» от 20.12.2021г. при сопоставлении границ спорного земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером расположены в границах земель лесного фонда Советского участкового лесничества Курской области (<адрес>), площадь пересечения составила <данные изъяты> кв.м. Российская Федерация является собственником лесного участка, право Российской Федерации на лесной участок является ранее возникшим в силу прямого указания закона. Площадь пересечения покрыта лесными насаждениями, из владения Российской Федерации в качестве земель лесного фонда не выбывала, на спорной площади осуществляются контрольно-надзорные мероприятия органом исполнительной власти субъекта. Сведения о лесных участках, расположенных в Советском районе Курской области, внесены в Единый государственный реестр недвижимости в составе сведений о лесном участке с кадастровым номером , категория земель «земли лесного фонда», вид разрешённого использования «для лесоразведения», статус записи об объекте недвижимости «актуальные, ранее учтенные», дата присвоения кадастрового номера 09.01.2004. Собственник участков Российская Федерация, запись о регистрации от 02.04.2004 Границы лесных (земельных) участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Регистрация права федеральной собственности произведена на основании планов лесных участков, подготовленных по материалам лесоустройства. При отсутствии в ЕГРН сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить по материалам лесоустройства. Учитывая, что пересекаемые границы Советского лесничества Курской области из состава земель лесного фонда не выбывали, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведены не были, формирование и постановка на кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером в его границах, без учета границ лесного фонда, было произведено в нарушение действующего законодательства Российской Федерации, т.е., образовав земельный участок из земель лесного фонда, ответчик превысил свои полномочия, что в результате не позволяет поставить на кадастровый учет границы лесничества, и нарушает имущественные права Российской Федерации. Доступ истца на лесной участок в составе спорного земельного участка ответчика не ограничен, так как отсутствуют препятствия к доступу на лесной участок на спорной площади (отсутствуют какие бы то ни было ограждения, заборы, искусственно созданные препятствия), не ведется сельскохозяйственная деятельность. В то же время, на спорном земельном участке находятся принадлежащие Российской Федерации многолетние лесные насаждения, учтенные в установленном законом порядке, в отношении которых уполномоченными органами осуществляется комплекс мер по их охране, защите, мониторингу состояния, воспроизводству лесов (в том числе, противопожарные мероприятия), лесная охрана (патрулирование).

Ответчик Стрельников А.Н. в представленном в суд заявлении просил отказать в удовлетворении исковых требований

Представитель третьего лица, Министерства природных ресурсов Курской области в представленном в суд отзыве полагал необходимым удовлетворить иск

Представитель третьего лица, Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» в представленном в суд отзыве полагал заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства просит решение отменить как незаконное, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные о слушании дела надлежащим образом, не явились. Информация о времени и месте судебного заседания, назначенного на 11 часов 15 минут 20 декабря 2023 года, размещена на официальном сайте Курского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При указанных обстоятельствах в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Пунктом 36 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

Право собственности на недвижимость, приобретенную по договорам купли-продажи, мены или иной сделке, переходит к приобретателю с момента внесения в государственный реестр записи о регистрации за ним данного права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 1 статьи 131, п.2 статьи 223, пункт 1 статьи 551 Гражданского кодекса РФ).

Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации)

Согласно ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Таким образом, из приведенных положений следует, что принадлежность земельного участка на праве собственности конкретному лицу и в конкретных границах определяется сведениями, внесенными в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственный кадастр недвижимости (ГКН), в настоящее время - в ЕГРН.

В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст.ст. 67-69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.

Согласно ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В соответствии со статьёй 4.2 Федерального закона №201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

По смыслу приведенных норм права все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.

В силу ч.ч. 5, 6 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.

В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 79 ЗК РФ сенокосы и пастбища отнесены законодателем к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране; при этом использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Названный Федеральный закон допускает оборот земель сельскохозяйственного назначения на основе принципа сохранения целевого использования земельных участков (подпункт 1 пункта 3 статьи 1).

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, предоставляя собственнику защиту от действий, не связанных с лишением владения, в том числе от действий собственника (владельца) соседнего земельного участка.

Как указано в пункте 45 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Федеральным законом от 29.07.2017 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Принятие данного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», пункта 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Согласно ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:

1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения;

2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о результатах проведения федерального государственного земельного контроля (надзора), подтверждающих факты, указанные в пункте 1 статьи 6 указанного Федерального закона.

В соответствии с ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня направления решения о необходимости устранения реестровой ошибки в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

В соответствии с частями 1, 4 ст. 60.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 г. №280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка. Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

На основании ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 г. №280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 г. №218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).

В соответствии с п. 4 «Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 года №1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1-8, 10, 10.1, 13-15 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что правообладатель либо уполномоченное им лицо до 1 октября 2023 г. или в течение 2 лет со дня возникновения права на соответствующий земельный участок вправе направить по форме согласно приложению заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее - заявление), в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с указанием сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на соответствующих земельных участках, составленных по форме приложения к заявлению.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Стрельникову А.Н. с 13.07.2010 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно данной выписки из ЕГРН, в границах земельного участка расположена охранная зона объекта электросетевого хозяйства напряжение свыше 1000 В площадью <данные изъяты> кв.м., сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, а также сведений о результатах проведения федерального государственного земельного контроля (надзора), подтверждающих факты, указанные в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в ЕГРН отсутствуют.

В ЕГРН внесены сведения о границах земельного участка (точки н1 – н29), определенные в землеустроительном деле, подготовленном ООО «Земкадастр» в 2008 г., согласно которого и описаний земельного участка характерные точки границ земельного участка являются краем поля.

Из материалов дела следует, что данный земельный участок был выделен предыдущим собственником Трутаевой В.В. в счёт имеющейся у неё земельной доли площадью 7,4 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , образованного из невостребованных кормовых угодий, расположенных в южной части поля №5 первого зернопропашного севооборота СПК «Нижнее Гурово» Советского района Курской области, право собственности на которую у неё возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 04.04.2006 г., удостоверенного нотариусом Советского нотариального округа Курской области, реестровый номер . Объявление Трутаевой В.В. о выделении земельного участка в счёт находящейся в её собственности земельной доли было опубликовано в газете «Курская Правда» №98-99 (24528-24599) от 02.07.2008 г.

Полученная Трутаевой В.В. в порядке наследования вышеуказанная земельная доля была передана в собственность наследодателю при реорганизации сельскохозяйственного предприятия и приватизации земель в 1994 г. в порядке реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

15.02.2010 г. земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет с внесением его границ в ГКН на основании решения о постановке выделенного Трутаевой В.В. в счёт принадлежащей ей земельной доли земельного участка на кадастровый учёт, принятого начальником МТО №3 Федерального агентства объектов недвижимости Курской области от 15.02.2010 г.

Указанный земельный участок был приобретен Стрельниковым А.Н. по договору купли-продажи от 17.06.2010 г. за 30000 руб., заключенному с Трутаевой В.В., который был зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области 13.06.2010 г., запись о регистрации , о чем Стрельникову А.Н. было выдано свидетельство о государственной регистрации права серии .

До заключения договора купли-продажи земельного участка, действующий на основании выданной Трутаевой В.В. доверенности Сафонов Е.В. обращался по вопросу продажи земельного участка с кадастровым номером в Комитет по управлению имуществом Курской области, но с учетом рекомендации комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с приобретением в государственную собственность Курской области земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, Администрация Курской области отказалась его приобретать, что следует из ответа заместителя председателя Правительства Курской области Гнездилова В.В. от 24.05.2010г.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что Стрельников А.Н. является добросовестным приобретателем, приобрел спорный земельный участок по возмездной сделке, доказательств того, что предыдущий собственник Трутаева В.В. поставила земельный участок на кадастровый учёт и зарегистрировала право собственности на него с нарушением закона истцом в суд не представлено, как не представлено доказательств того, что у предыдущего собственника отсутствовали основания для отчуждения этого земельного участка.

Судом также установлено, что принадлежащий ответчику на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположен за пределами населенных пунктов, образован в результате неоднократных разделов земель СПК «Нижнее Гурово» Советского района Курской области, из земельной доли, права на которую возникли в процессе приватизации земель сельскохозяйственного назначения в 1994 году в ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», зона - сенокосы, пастбища, и был поставлен на кадастровый учёт, с внесением в ГКН сведений о его границах, 15.02.2010 г., т.е. до 01.01.2016 г.

Судом также установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права серии , выданного 25.10.2010 г. в собственности Российской Федерации находится лесной участок по Советскому лесхозу (Кшенское лесничество - кварталы <адрес>; Советское лесничество – кварталы <адрес>; категория земель – земли лесного фонда, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.04.2004 г. сделана запись регистрации .

Согласно информации Министерства природных ресурсов Курской области от 17.02.2023 г. лесной участок – квартал Советского участкового лесничества, относящегося к лесам водоохранных зон и противоэрозионным лесам, имеет пересечение с земельным участком с кадастровым номером .

Согласно заключению филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» от 20.12.2021 г. выделы Советского участкового лесничества Советского лесничества Курской области имеют пересечение на площади <данные изъяты> кв.м. с земельным участком с кадастровым номером , отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения.

Из представленного истцом акта обследования лесного участка, расположенного в квартале 26 Советского участкового лесничества, и отнесенного к противоэрозионным лесам, имеется пересечение с земельным участком с кадастровым номером , на местах пересечения находятся лесонасаждения.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, правильно исходил из того, что в случае, если принадлежащий землепользователю земельный участок в соответствии со сведениями государственного лесного реестра или лесного плана субъекта РФ относится к землям лесного фонда, а по данным ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов принадлежит к другой категории земель, например, землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.

Принадлежащий Стрельникову А.Н. земельный участок был выделен из земель сельскохозяйственного назначения СПК «Нижнее Гурово» Советского района Курской области предыдущим собственником в счёт выделенной в 1994 г. в порядке реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» земельной доли в соответствии с требованиями закона.

Стороной истца не представлено достоверных доказательств нахождения земель лесного фонда в границах спорного земельного участка в 1994 году.

Как правильно указано судом, факт наложения границ земельного участка ответчика, зарегистрированных в ЕГРН, с землями лесного фонда не свидетельствует о неоднозначном отнесении спорной части земельного участка к землям лесного фонда.

Доказательств, свидетельствующих о том, что по результатам проведения федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении земельного участка с кадастровым номером установлены факты, указанные в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», т.е. участок не используется по целевому назначению либо используется с нарушением законодательства Российской Федерации, истцом не представлено.

Границы земельного участка с кадастровым номером (земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации) установлены и определены в соответствии с лесным законодательством, но в силу требований земельного законодательства не считаются установленными, поскольку идентификация лесных участков осуществлялась на основании материалов лесоустройства. Выпиской ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером подтверждено наличие в графе «Особые отметки» записи «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

На основании абзаца 2 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав ос░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 10, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 22 ░░ 29.04.2010 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 52 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 10/22 ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░/░; ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░.) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ 20.12.2021 ░., ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░» «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ 20.12.2021 ░. – ░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 330 ░░░ ░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░    ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

33-4980/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Стрельников Александр Николаевич
Другие
Федеральное государственное бюджетное учреждение Рослесинфорг
Управление Росреестра по Курской области
Долгова Анна Сергеевна
Министерство природных ресурсов Курской области
Суд
Курский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krs.sudrf.ru
05.12.2023Передача дела судье
20.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2023Передано в экспедицию
20.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее