Ленинский районный суд г.Махачкалы
Судья ФИО5
Дело №
УИД 05RS0№-29
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2024 года, № 33-8737/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Загирова Н.В.,
судей Алиевой Э.З. и Минтемировой З.А.
при секретаре судебного заседания Газиевой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибрагимова Ибрагима Алиевича к ГУ ОПФР по РД и ГУ-ОПФР по РД в Ленинском районе г.Махачкалы РД о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и назначение трудовой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя ОСФР по РД Гасанова А.М. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы РД от 13 декабря 2022г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения представителя ОСФР по РД, просившего решение суда отменить, возражения истца Ибрагимова И.А. и его представителя Касимова З.М., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Ибрагимов И.А. обратился в суд с иском к ГУ ОПФР по РД о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и назначении трудовой пенсии.
В обоснование иска указал, что 22.03.2022 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением от 10.08.2022 отказано, со ссылкой на то, что на 22.03.2022 оснований для назначения пенсии не имеется, в связи с ранним обращением за пенсией, с чем истец не согласен, указывая, что ранее решением ответчика от 01.02.2021 на дату обращения 04.02.2020 у него признан льготный страховой стаж 20 лет 04 мес. 10 дней. Расчет пенсионного фонда сделан на период 31.12.2019г.
Решением суда от 02.02.2022 по делу №2-1713/2021, периоды работы с 01.11.1999 по 31.12.2000 и с 01.01.2010 по 30.06.2010, были засчитаны в льготный стаж. В подтверждение периода работы директором заочной районной школы при МКУ РУО и 0,5 ставки методистом ИМЦ МКУ РУЮ с 22.12.2006 по 31.12.2009, что составляет 3 (три) года 10 (десять) дней, который также является стажем работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, предоставил трудовую книжку и Выписку из приказа №47 от 20.12.2006 о назначении его директором заочной районной школы при МКУ РУО и 0,5 ставки методистом ИМЦ МКУ РУЮ.
Исходя из всех вышеперечисленных обстоятельств, стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью на 31.12.2019 составил 25 лет 20 дней, в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" №400 от 23.12.2013г., с учетом ст.7 закона №350 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 03.10.2018, считает что он имел право на досрочную пенсию с 11.12.2020. Соответственно пенсионный орган должен был включить период его работы директором заочной районной школы при МКУ РУО и 0,5 ставки методистом ИМЦ МКУ РУЮ с 22.12.2006 по 31.12.2009, что составляет 3 (три) года 10 (десять) дней в льготный стаж и назначить ему досрочную страховую пенсию со дня обращения, т.е. с 22.03.2022.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 13 декабря 2022г. исковые требования Ибрагимова И.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по РД Гасанов А.М., указывая на обстоятельства, приведенные в обоснование решения об отказе в назначении пенсии, просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).
Подпунктом "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются в том числе:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона ФИО1 "О государственных пенсиях в ФИО1", утвержденный постановлением ФИО1 от <дата> N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (прил. к постановлению ФИО2 от <дата> N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до <дата>г.
Пунктом 2 Постановления Совмина ФИО1 от <дата> N 463 установлено, что в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Как усматривается из материалов дела, <дата> ФИО3 И.А. обратился в ГУ - Управление ОПФР по РД в <адрес> г.Махачкалы за назначением досрочной трудовой пенсии по старости на основании подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ», в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением комиссии по пенсионным вопросам от <дата> № в назначении досрочной трудовой пенсии по старости за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью ФИО3 отказано в связи с ранним обращением за пенсией.
Обосновывая указанный отказ, пенсионный орган указывает на то, что периоды работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> согласно решению суда от <дата> уже были засчитаны как стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. При этом для назначения страховой пенсии на <дата> оснований не имеется, в связи с ранним обращением за пенсией.
С указанной позицией ответчика нельзя согласиться ввиду следующего.
Согласно ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <дата> ФИО3 И.А. уже обращался с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ОПФР по РД № от <дата> ФИО3 было отказано. В обоснование принятого решения указано следующее:
В льготный стаж засчитаны следующие периоды:
<дата> по <дата>,
<дата> по <дата>,
<дата> по <дата>,
<дата> по <дата>,
<дата> по <дата>,
<дата> по <дата>,
<дата> по <дата>.
В расчет спец. стажа не включены следующие периоды:
<дата> по <дата>, так как тарификационные списки не являются основанием для расчета льготного стажа.
<дата> по <дата>, согласно акта проверки в книгах приказов отсутствуют приказы о принятии и увольнении.
Таким образом, по представленным документам у заявителя на дату обращения <дата> имеется в наличии льготный страховой стаж 20 лет 04 мес. 10 дней, при требуемом 25 лет».
С учетом изложенного, из указанного решения ГУ-ОПФР по РД № от <дата> следует, что льготный страховой стаж 20 лет 04 мес. 10 дней рассчитан за период до <дата>.
Не согласившись с указанным решением № от <дата>, ФИО3 И.А. обжаловал его в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда г.Махачкалы от <дата> по делу №, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от <дата> и кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> частично удовлетворены исковые требования ФИО3 к ГУ-ОПФР по РД, постановлено:
«Исковые требования ФИО3 к Государственному учреждению – отделение пенсионного Фонда России по Республике Дагестан в лице ГУ-ОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ-ОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы 01.02..2021г. в части не включения в специальный стаж ФИО3 периодов работы с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. и с 01.01.2010г. по 30.06.2010г.
Обязать ГУ-ОПФР по РД включить ФИО3 в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. и с 01.01.2010г. по 30.06.2010г.
В удовлетворении остальной части требований – отказать».
Из содержания указанного решения следует, что на дату обращения ФИО3 с заявлением в ГУ-ОПФР по РД о назначении досрочной страховой пенсии от <дата>, специальный страховой стаж ФИО3 с учетом бесспорно включенного стажа, включенного решением суда, составил менее требуемых 25 лет, в связи с чем, отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца в части обязания ответчика назначить пенсию с даты подачи заявления о назначении пенсии.
Таким образом, к льготному страховому стажу 20 лет 04 мес. 10 дней рассчитанному за период до <дата> судом включен период <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, что составляет 1 год и 8 месяцев, а в общем составляет 22 года 2 месяца и 10 дней.
В соответствии с абзацем 1 ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Аналогичное положение закреплено в пункте 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 555 а также в п.11 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N1015.
Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на пенсионное обеспечение, то страховая пенсия может назначаться и без истребования дополнительных документов.
Из представленной ФИО3 трудовой книжки АТ-III № следует, что он с <дата> по <дата> проработал директором заочной районной школы при МКУ РУО и 0,5 ставки методистом ИМЦ МКУ РУО.
Указанное также подтверждается выпиской из приказа МКУ РУО МО «<адрес>» № от <дата>, а также справкой начальника Рутульского РУО № от <дата>.
Таким образом, судом установлен ранее не засчитанный ГУ-ОПФР по РД период специального стажа истца за период с <дата> по <дата>, равный 3 годам и 10 дням, с учетом которого льготный страховой стаж истца за принятый ответчиком период до <дата>, составляет 25 лет 2 месяца и 20 дней из расчета: 20л.4м.10дн. (решение ОПФР от <дата>) + 1г.8м.0дн. (решение суда от <дата>) + 3г.0м.10дн. (ранее не включенный период работы директором заочной районной школы при МКУ РУО и 0,5 ставки методистом ИМЦ МКУ РУО с <дата> по <дата>).
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. №-П, а также в ряде его определений, ч.2 ст.6,ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст. 18, 19, 39 ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и бытии уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В Постановлении от <дата> №-П Конституционный Суд РФ также указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действующего на момент приобретения права.
Исходя из положений Постановления Конституционного суда от 03.06.2004г. №-П по делу о проверке конституционности положений пп. 10, 11,12 п.1 ст.28, п.1 и п.2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Принимая во внимание изложенное, суд верно признал, что ФИО3 И.А. в период с <дата> по <дата> работал в образовательном учреждении, осуществляя педагогическую деятельность.
Разрешая спор по существу с учетом обстоятельств дела, а также приведенных норм материального права, суд пришел к правильному выводу, что исковые требования ФИО3 в части признания решения ГУ-ОПФР по РД в <адрес> г.Махачкалы от <дата> № незаконным и возложении обязанности включить в педагогический стаж истца период работы с <дата> по <дата> в должности директора заочной районной школы при МКУ РУО и 0,5 ставки методиста ИМЦ МКУ РУО МО «<адрес>», а также о назначении пенсии с момента возникновения права на нее.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Ввиду изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата>г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОСФР по РД ФИО10 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи