Судья Сапегина Н.В. Дело № 33-3683/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 17 июня 2019 года дело по апелляционной жалобе Я. на решение Интинского городского суда Республики Коми от 27 марта 2019 года, по которому
признано незаконным и отменено решение ГУ РК "Центра занятости населения г. ..." от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о сохранении Я. среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В.,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО "..." обратилось в суд с иском к ГУ РК "ЦЗН г. ..." о об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Я.
В обоснование иска указало, что Я. осуществляла трудовую деятельность в АО "...", уволена <Дата обезличена> по сокращению штата работников. ГУ РК "ЦЗН г. ..." принято решение о сохранении Я. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого месяца, в котором указано, что исключительным случаем для сохранения среднего заработка является наличие на иждивении ребенка, обучающегося по очной форме обучения в профессиональном образовательном учреждении. Не согласившись с указанным решением, АО "..." обратилось в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивала.
Представитель ЦЗН г. ... иск не признала.
Третье лицо - Я. иск не признал, указав, что помимо нахождения на иждивении дочери, которая обучается по очной форме обучения в профессиональном образовательном учреждении, она имеет кредитное обязательство, обязанность по уплате жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, она наблюдается у врача, в связи с чем вынуждена проходить платные медицинские обследования.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Я. В обоснование доводов жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц, при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Я. состояла в трудовых отношениях с АО "...", уволена <Дата обезличена> по п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.
<Дата обезличена> Я. обратилась в ГУ РК "ЦЗН г. ..." с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
<Дата обезличена> Я. обратилась в ГУ РК "ЦЗН г. ..." с заявлением о сохранении среднемесячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения.
Решением ГУ РК "ЦЗН г. ..." от <Дата обезличена> <Номер обезличен> за Я. сохранен средний месячный заработок на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса РФ (статьи 313 - 327), руководствуясь которыми применительно к установленным обстоятельствам дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ГУ РК "ЦЗН г. ..." не имелось оснований для признания Я. лицом, оставшимся в результате увольнения без средств к существованию и наличия исключительных обстоятельств для получения заработной платы за четвертый месяц трудоустройства, в связи с чем признал незаконными решение ГУ РК "ЦЗН г. ..." о сохранении за работником среднего месячного заработка за указанный месяц со дня его увольнения.
Правовых оснований не согласиться с выводами суда не имеется.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса РФ (статьи 313-327).
Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 Трудового кодекса РФ.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1 статьи 318 Трудового кодекса РФ).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса РФ).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 3 статьи 318 Трудового кодекса РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
В определении от 29.11.2012 № 2214-О "По жалобе государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук" на нарушение конституционных прав и свобод положением части второй статьи 178 Трудового кодекса РФ" Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным.
Доказательств, подтверждающих наличие у Я. исключительных обстоятельств, дающих основание для выплаты среднего месячного заработка за четвертый месяцы, в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, что Я. состоит в браке, ее супруг трудоустроен, имеет постоянный доход и является получателем страховой пенсии по старости. Дочь Я. является совершеннолетней, трудоспособной. Семья Я. малоимущей не признана.
Я. является получателем страховой пенсии по старости в размере ... руб. ... коп., не признана инвалидом или нуждающейся в дорогостоящем лечении.
Кроме того, суд обоснованно учел то обстоятельство, что при увольнении в ... года Я. выплачено выходное пособие и компенсация за неиспользованный отпуск в размере ... руб. Средний заработок за второй месяц трудоустройства составил ... руб., за третий месяц трудоустройства - ... руб. При этом Я. при достаточной степени заботливости и осмотрительности могла предвидеть возможные негативные последствия своего нетродоустройства в будущем.
Судом также отклонены доводы о нуждаемости Я. в прохождении платных медицинских обследований, исполнения обязательств по выплате займа и оплате ЖКУ, поскольку сами по себе указанные обстоятельства не могут быть отнесены к исключительным случаям для сохранения среднего заработка.
В апелляционной жалобе Я. просит отменить решение суда, настаивая, что в случае невыплаты среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения остающиеся в ее семьи распоряжении денежные средства будут недостаточными, поэтому все установленные по делу обстоятельства в их совокупности являются исключительными обстоятельствами для сохранения среднего заработка.
Вместе с этим судебная коллегия оснований для переоценки установленных по делу обстоятельств не усматривает, при этом учитывает, что наличие пенсии у уволенных работников не лишает их права на получение предусмотренных частью 2 статьи 318 Трудового кодекса РФ выплат, вместе с тем их большая социальная защищенность требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными. Таких обстоятельств в рамках настоящего дела не установлено.
При таком положении решение суда законно и обоснованно, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 27 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Я. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи-