Дело № 2а-39/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2017 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ведерниковой Е.Н., при секретаре Наугольных Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва административное дело по иску Лысьвенского городского прокурора к администрации г.Лысьвы о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Лысьвенский городской прокурор обратился с административным исковым заявлением к администрации г.Лысьвы о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
В административном исковом заявлении Лысьвенский городской прокурор указал, что 26.10.2015г. 20 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу была проведена выездная плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МБОУ «Новорождественская средняя общеобразовательная школа» (здания и помещения по адресам: Лысьвенский городской округ, с. Новорождественское, ул. Школьная, 1; п. Шаква, ул.Школьная, 9), в ходе которой выявлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности. По итогам проверки 30.10.2015г. директору МБОУ «Новорождественская средняя общеобразовательная школа» вручено предписание № 83/1/1 об устранении 21 выявленного нарушения требований пожарной безопасности в срок до 10.08.2016г.
05.09.2016г. 20 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МБОУ «Новорождественская средняя общеобразовательная школа» с целью проверки устранения ранее выявленных нарушений. Согласно акту проверки № 47 от 07.09.2016г. учреждением не выполнено 19 пунктов предписания № 83/1/1 от 30.10.2015г. При этом, МБОУ «Новорождественская средняя общеобразовательная школа» приняты возможные меры по устранению выявленных нарушений, а именно: составлены сметы на выполнение работ по устранению выявленных нарушений и направлены письма и запросы в адрес учредителя образовательного учреждения - администрации г.Лысьвы о необходимости финансирования указанных мероприятий.
Также, 20 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу в период времени с 10 по 11 февраля 2015 года была проверена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» (здания, помещения и строения по адресу: г. Лысьва, ул. Чайковского, 3), в ходе которой выявлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности. По итогам проверки 20.02.2015г. руководству МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» вручено предписание № 8/1/1 об устранении 53 выявленных нарушений требований пожарной безопасности в различные сроки: до 01.05.2015г., до 01.08.2016г., до 01.09.2016г.
10.06.2015г., 05.10.2015г. и 26.10.2016г. 20 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу проводились внеплановые выездные проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» с целью проверки устранения ранее выявленных нарушений. Согласно акту проверки № 64 от 31.10.2016г. учреждением не выполнено 18 пунктов предписания № 8/1/1 от 20.02.2015г. При этом, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» приняты возможные меры по устранению выявленных нарушений, а именно: составлены сметы на выполнение работ по устранению выявленных нарушений и направлены письма и запросы в адрес учредителя образовательного учреждения - администрации г.Лысьвы о необходимости финансирования указанных мероприятий.
Однако, в нарушение ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации с местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» администрацией г.Лысьвы мер по финансированию работ, направленных на устранение выявленных нарушений в вышеуказанных образовательных учреждениях, являющихся муниципальной собственностью, не принято. Непринятие администрацией г. Лысьвы мер, направленных на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, создаёт опасность для жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и посетителей МБОУ «Новорождественская средняя общеобразовательная школа» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6».
Просит признать незаконным бездействие муниципального образования «Лысьвенский городской округ» в лице администрации г.Лысьвы в непринятиимер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписаниях 20 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу № 83/1/1 от 30.10.2015г. и № 8/1/1 от 20.02.2015г. и возложить на администрацию г.Лысьвы Пермского края обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанные в предписаниях 20 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу № 83/1/1 от 30.10.2015г. и № 8/1/1 от 20.02.2015г.
В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора ФИО3 исковые требования уточнил, просит признать незаконным бездействие администрации г.Лысьвы в непринятии мер по финансированию требований пожарной безопасности, указанных в предписаниях 20 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу № 83/1/1 от 30.10.2015г. и № 8/1/1 от 20.02.2015г. и возложить на администрацию г.Лысьвы обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить денежные средства для устранения неисполненных требований пожарной безопасности, указанных в предписаниях 20 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу № 83/1/1 от 30.10.2015г. и № 8/1/1 от 20.02.2015г.
Представитель ответчика администрации г.Лысьвы Пермского края ФИО4 в судебном заседании выразила не согласие с административным исковым заявлением, мотивируя тем, что для администрации г. Лысьвы сроки устранения требований пожарной безопасности предписаниями не устанавливались, о том, что требуется выделение денежных средств для устранения нарушений, администрации не было известно. Никаких документов, подтверждающих факт обращения данных образовательных учреждений к собственнику имущества для выделения средств по устранению нарушений в соответствии с предписанием, в материалах дела не предоставлено, поэтому полагает, что бездействие администрации в данном случае отсутствует. 15.12.2016г. Лысьвенской городской Думой принято решение «Об утверждении бюджета на 2017г. и на плановый период 2018 и 2019 годов» в соответствии с которым в бюджет заложены денежные средства на приведение образовательных учреждений в нормативное состояние, куда включено, в том числе, МБОУ «Новорождественская СОШ». Ранее денежные средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности не могли быть выделены, поскольку предписания были выданы после утверждения бюджета на соответствующий год.
Представитель 20 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу ФИО5 в судебном заседании требования административного истца поддержал. Пояснил, что 20 ОНД проводились внеплановые проверки в отношении МБОУ «Новорождественская СОШ» и МБОУ «СОШ № 6», в результате которых было установлено неисполнение данными организациями ранее выданных предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Поскольку руководителями данных образовательных учреждений были приняты все зависящие от них меры, однако администрацией г.Лысьвы мер по финансированию работ, направленных на устранение выявленных нарушений, не принято, они обратились в прокуратуру, с целью инициирования настоящего иска.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица – представитель Управления образования администрации г.Лысьвы ФИО6 в судебном заседании пояснил, что денежные средства, выделяемые управлению образования, как распорядителю средств, выделяются лишь на непосредственное осуществление хозяйственной деятельности, в которую не входят работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В 2016г. денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности учебным учреждениям не выделялись. Данные денежные средства заложены в бюджет на 2017г.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица – представитель МБОУ «Новорождественская средняя общеобразовательная школа» директор ФИО7 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала и пояснила, что учреждением принимались все возможные меры по устранению нарушений, указанных в предписании. Ими в адрес начальника Управления образования и главы города Лысьвы были направлены несколько писем с просьбой о выделении средств на устранение нарушений по предписанию, были перечислены нарушения, указанные в предписании и приложены сметы, указана определенная сумма, которая необходима для устранения нарушений по предписанию. В 2015-2016 г.г. средств выделено не было на устранение нарушений по предписанию. Часть требований предписания ими были выполнены собственными силами. Из данного предписания остались невыполненными только требования по лестничным маршам. В настоящее время принято решение о выделении денежных средств на устранение нарушений в сумме 300 000 рублей, однако фактически данные денежные средства еще не поступили.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица –представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» директор ФИО8 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала и пояснила, что ими также принимались все возможные меры по устранению нарушений, указанных в предписании, в адрес начальника Управления образования, Главы МО «ЛГО» направлялись обращения о выделении средств для устранения нарушений, указанных в предписании. В 2015-2016 г.г. средства на устранение нарушений по предписанию выделены не были. На данный момент в соответствии с предписанием собственными силами учреждения выполнены практически все пункты, кроме высоты ступеней. На устранение данного нарушения нужны дополнительные средства.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, материалы административных дел №162 в отношении МБОУ «Новорождественская СОШ», №25-26 в отношении МБОУ «СОШ №6», суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с правилами части 2 статьи 227 того же Кодекса суд выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, в противном случае - принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 8 части 1 и части 2 статьи 41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В силу статей 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - закон о пожарной безопасности) состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Статьей 38 указанного Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Согласно пунктам 1.3 Уставов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новорождественская средняя общеобразовательная школа» и Муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», учредителем учреждений является муниципальное образование «Лысьвенский муниципальный район» в лице администрации, имущество учреждений является муниципальной собственностью муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район». Собственником имущества является муниципальное образованиею В соответствии с п. 3.2 Уставов источниками формирования имущества учреждений являются, в том числе, и средства, выделяемые из бюджета муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» (л.д.26-27, л.д. 41-50 административного дела № 25-26).
Из материалов дела следует, что согласно предписанию 20 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу № 83/1/1 от 30.10.2015г. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по их предотвращению угрозы возникновения пожара, в МБОУ «Новорождественская СОШ» необходимо было в срок до 10.08.2016г. устранить 21 выявленное в ходе проверки нарушение требований пожарной безопасности (л.д.37-39).
Согласно предписанию 20 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу № 8/1/1 от 20.02.2015г. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по их предотвращению угрозы возникновения пожара, в МБОУ «СОШ №6 » необходимо было в различные сроки: до 01.05.2015г., до 01.08.2015г., до 01.08.2016г., до 01.09.2016г. устранить 53 выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности (л.д.81-86).
Указанные выше предписания частично не выполнены, что усматривается из писем начальника 20 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу №1089-2-42-10 от 21.09.2016г. (л.д.5) и №1415-2-34-10 от 12.12.2-16г. (л.д.55), пояснений сторон в судебном заседании.
Устранение выявленных нарушений в полном объеме возможно при выделении администрацией г.Лысьвы на указанные цели денежных средств, так как последняя является собственником имущества образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно п.13 ч.1 ст.16 пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного Регламента.
Таким образом, обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Непринятие администрацией г.Лысьвы мер, направленных на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала МБОУ «Новорождественская средняя общеобразовательная школа» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», а также иных лиц, посещающих данные учреждения, в части их безопасного пребывания в них.
Доводы представителя ответчика об отсутствии бездействия со стороны администрации, поскольку администрации предписания об устранении требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях не выдавались, кроме того, данные денежные средства не могли быть заложены в бюджет, поскольку на момент вынесения предписаний он уже был утвержден, суд считает не обоснованными. Указанные обстоятельства опровергаются представленными в судебное заседание многочисленными письмами руководителей образовательных учреждений на имя, как главы города Лысьва, так и на имя начальника Управления образования г. Лысьва, с приложением сметных расчетов (л.д. 151-162, 195-196,200, 193,177-186). Между тем, администрацией каких-либо мер по финансированию указанных в предписаниях мероприятий не предпринималось, доказательств этому в судебное заседание не представлено. Отсутствие необходимых денежных ресурсов на устранение нарушений пожарной безопасности в данных образовательных учреждениях также не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Выполнение противопожарных мероприятий направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, сотрудников образовательного учреждения и посетителей данных образовательных учреждений, на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Анализируя письменные доказательства, представленные в материалы дела, принимая во внимание обстоятельства данного дела, суд полагает, что доводы прокурора о неисполнении администрацией г. Лысьва возложенных на нее по закону обязанностей по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях, выразившихся в непринятии мер по своевременному финансированию мероприятий по их устранению, нашли свое подтверждение.
Таким образом, суд считает требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации г.Лысьвы в непринятии мер по финансированию требований пожарной безопасности, указанных в предписаниях 20 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу № 83/1/1 от 30.10.2015г. и № 8/1/1 от 20.02.2015г., и возложении обязанности выделить денежные средства на их устранение, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
При установлении срока исполнения решения суда, суд исходит из требований разумности и объективной возможности исполнения решения суда и считает возможным установить ответчику срок в 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу. Более длительный срок приведет к нарушению прав и законных интересов детей, технического и педагогического персонала общеобразовательных учреждений, а также иных лиц, посещающих учреждения, в части безопасного пребывания в нем.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лысьвенского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г.Лысьвы в непринятии мер по финансированию требований пожарной безопасности, указанных в предписаниях 20 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу № 83/1/1 от 30.10.2015г. и № 8/1/1 от 20.02.2015г.
Возложить на администрацию г.Лысьвы обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить денежные средства для устранения неисполненных требований пожарной безопасности, указанных в предписаниях 20 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу № 83/1/1 от 30.10.2015г. и № 8/1/1 от 20.02.2015г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись).
Верно.Судья: Е.Н.Ведерникова
Секретарь: Д.С.Наугольных