Решение по делу № 2-13/2023 (2-285/2022;) от 18.08.2022

Дело № 2-13/2023

10RS0006-01-2022-000667-51

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 25 апреля 2023 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Снетковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском, Олонецком и Суоярвском районах к администрации Лахденпохского муниципального района и Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Территориальное управление Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском, Олонецком и Суоярвском районах (далее также Роспотребнадзор по РК) обратилось с названным иском по тем основаниям, что Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия в ответ на информацию, полученную от граждан, проживающих в п. Куркиеки Лахденпохского района, и ЕДДС Лахденпохского района, об отсутствии централизованного холодного водоснабжения и наличии слабого напора в ЦСПВ п. Куркиеки, 25.07.2022 в адрес администрации Лахденпохского муниципального района (далее – АЛМР) и МУП «Водоканал» выданы предписания об организации противоэпидемических мероприятий № 3 и № 4. Из ответа АЛМР от 26.07.2022 на предписание от 25.07.2022 № 3 следует, что АО «Кала-Ранта» до устранения неисправностей центральной системы водоснабжения организовывает ежедневный подвоз воды для жителей п. Куркиеки. Договор с указанным предприятием на организацию подвоза воды населению поселка не представлен, сведения о качестве воды, подвоз которой осуществляется, отсутствует, как и сведения о водоисточнике из которого вода забирается. В ответе администрации Лахденпохского муниципального района от 02.08.2022 на предписание от 25.07.2022 № 4 (адресованное МУП «Водоканал») дополнительно представлена информация о том, что по окончанию проведения ремонтных работ на централизованном водопроводе п. Куркиеки до подачи населению воды будет обеспечена обязательная промывка и дезинфекция трубопровода, будет обеспечен производственный контроль за качеством воды в разводящей сети водопровода. До населения поселка доведена информация о необходимости обязательного кипячения воды из распределительной системы. По состоянию на 15.08.2022 население п. Куркиеки подтверждает, что по ряду улиц водоснабжение с 12.08.2022 имеется, но в ЦСПВ слабый напор, сведения о производстве лабораторных исследований воды из распределительной сети ЦСПВ не поступало в адрес Роспотребнадзора по РК; на ул. Новая, Ленина, Совхозная, Пролетарская, Полевая централизованное водоснабжение отсутствует полностью. В настоящее время отсутствуют сведения об обеспечении населения п. Куркиеки питьевой водой в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, расчет объема необходимого водопотребления не представлен (не производился). Поскольку МУП «Водоканал» не направлял в адрес Роспотребнадзора для согласования программу производственного контроля качества воды для централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения п. Куркиеки, сведениями о производственном контроле качества воды централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения п. Куркиеки истец не располагает. Основным источником централизованного водоснабжения поселка является озеро Майялампи (поверхностный водоисточник). Виды определяемых показателей, количество и периодичность отбора проб воды для лабораторных исследований в местах водозабора устанавливаются с учетом таблиц 3.1, 3.3, 3.12, 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», таблицы 1 Приложения 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», и составляет для микробиологических веществ, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ – для поверхностных источников не менее 12 проб в течение одного года. Виды определяемых показателей, количество и периодичность отбора проб питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть для лабораторных исследований устанавливаются с учетом таблиц 3.1, 3.3, 3.5, 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-21, таблицы 2 Приложения 4 СанПиН 2.1.3684-21 и составляет для микробиологических веществ, органолептических веществ - для поверхностных источников в зависимости от количества населения, обеспеченного водой из данной системы водоснабжения не менее 365 проб в течение одного года; обобщенных показателей - для поверхностных источников в зависимости от количества населения, обеспеченного водой из данной системы водоснабжения не менее 12 проб в течение одного года; неорганических и органических веществ - для поверхностных источников в зависимости от количества населения, обеспеченного водой из данной системы водоснабжения – не менее 4 проб (по сезонам года); для показателей радиационной безопасности воды - для поверхностных источников не менее 1 пробы в течение одного года. Виды определяемых показателей, количество и периодичность отбора проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети для лабораторных исследований устанавливаются с учетом таблицы 3.5 раздела III СанПиН 1.2.3685-21, таблицы 3 Приложения 4 СанПиН 2.1.3684-21 и составляет для микробиологических веществ – в зависимости от количества обслуживаемого населения – 2 пробы в месяц. Таким образом, действия (бездействие) ответчиков нарушают права и законные интересы граждан на безопасность жизни и здоровья, гарантированную государством.

На основании изложенного, ссылаясь на нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2021 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», истец просил:

обязать администрацию Лахденпохского муниципального района обеспечить население п. Куркиеки Лахденпохского района безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека путем организации восстановления централизованного питьевого водоснабжения в т.ч. проведения необходимых работ для восстановления централизованного питьевого водоснабжения поселка;

обязать МУП «Водоканал» разработать программу производственного контроля качества воды централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения п. Куркиеки Лахденпохского района;

обязать МУП «Водоканал» проводить производственный лабораторный контроль за качеством подаваемой населению п. Куркиеки Лахденпохского района питьевой воды в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

11.11.2022 от представителя истца в порядке ст. 39 ГК РФ поступило заявление об изменении заявленных исковых требований. Истец просил:

обязать АЛМР обеспечить население п. Куркиеки Лахденпохского района безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой из распределительной сети, подаваемой из источника водоснабжения – водозабора, расположенного в п. Куркиеки, отвечающей требованиям по микробиологическим показателям, установленным СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

обязать МУП «Водоканал» разработать программу производственного контроля качества воды централизованной системы хозяйственно - питьевого водоснабжения пос. Куркиеки Лахденпохского района и согласовать ее с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно – эпидемиологический контроль;

обязать МУП «Водоканал» осуществлять производственный контроль за качеством подаваемой населению п. Куркиеки Лахденпохского района питьевой воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть, в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.

Определением суда от 25.04.2023 производство по делу в части возложения на МУП «Водоканал» обязанности по разработке программы производственного контроля качества воды централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения п. Куркиеки Лахденпохского района и ее согласования о органом исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль, прекращено в связи с отказом представителя истца от исковых требований в данной части, так как указанные исковые требования удовлетворены ответчиком в добровольном порядке.

В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности Милюкова И.В., поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, в редакции требований, указанных в заявлении об уточнении исковых требовании от 11.11.2022, пояснив, что требования в части восстановления централизованного водоснабжения п. Куркиеки истец не поддерживает в связи с их добровольным удовлетворением ответчиками. Пояснила, что объекты водоснабжения переданы ответчику МУП «Водоканал» и 23.01.2023 ТУ Роспотребнадзора уведомило ответчиков о несоответствии качества воды установленным требованиям по микробиологическим показателям. Несоответствие качества воды подтверждается заключением эксперта. Также указала, что обязанность по обеспечению населения п. Куркиеки Лахденпохского района безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой, отвечающей требованиям по микробиологическим показателям, должно быть возложено именно на ответчика АЛМР, поскольку МУП «Водоканал» не сможет привести качество подаваемой воды в соответствие с требованиями действующих норм, поскольку возможно, для достижения данной цели потребуется проведение таких работ, которые относятся к компетенции органа местного самоуправления. Отметила, что МУП «Водоканал» проводило обеззараживание воды, которое не принесло результатов, в связи с чем адресовать указанные требования к МУП «Водоканал» представитель истца отказалась. Уточнить требования в части способа, которым необходимо питьевую воду привести в соответствие с требованиями по микробиологическим показателям, отказалась.

Представитель ответчика администрации Лахденпохского муниципального района, действующая на основании доверенности Хлопкина О.А., исковые требования не признала. Пояснила, что обязанность по приведению воды в соответствие с требованиями по микробиологическим показателям, не относится к компетенции АЛМР, так как все сети водоснабжения с 01.06.2022 переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Водоканал». Право хозяйственного ведения является вещным правом и возникает с момента передачи имущества. Доказательства того, что спорные показатели не могут быть приведены в соответствие силами МУП «Водоканал», в материалы дела не представлены. В данном случае, нельзя говорить о том, что данной цели возможно достичь только путем строительства очистных сооружений. Способ приведения воды в соответствие с требованиями по микробиологическим показателям, который может быть отнесен к компетенции АЛМР, истцом в исковых требованиях не заявлен.

Представитель ответчика исполняющий обязанности директора МУП «Водоканал» Морозов Ю.А., исковые требования не признал. Пояснил, что в настоящее время осуществление производственного лабораторного контроля за качеством подаваемой воды в соответствии с утвержденной рабочей программой не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств. С момента утверждения программы пробы воды в п. Куркиеки не отбирались.

Представители третьих лиц, администрации Куркиекского сельского поселения и ООО «Вектор чистоты», а также третье лицо Безродных Е.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Уточнив позиции сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ (далее также Закон № 416-ФЗ), государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 23 данного закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Как установлено ч. 1 ст. 10 закона № 416-ФЗ, собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Статьей 8 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также Закон № 52-ФЗ) установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Разрешая первоначально заявленное требование истца о возложении на администрацию Лахденпохского муниципального района обязанности по обеспечению населения п. Куркиеки безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека путем организации восстановления централизованного питьевого водоснабжения в т.ч. проведения необходимых работ для восстановления централизованного питьевого водоснабжения поселка, суд приходит к следующим выводам.

Основанием для заявления указанных требований явился тот факт, что в адрес истца поступила информация от граждан, проживающих в п. Куркиеки Лахденпохского района, подтвержденная сообщением ЕДДС Лахденпохского района, об отсутствии централизованного холодного водоснабжения, наличия слабого напора в централизованной сети водоснабжения п. Куркиеки.

Согласно информационным донесениям ЕДДС Лахденпохского муниципального района от 01.08.2022 и 15.08.2022, 18.07.2022, от главы Куркиекского сельского поселения поступило сообщение о том, что в п. Куркиеки слабый напор холодного водоснабжения из-за утечек на ХВС. Вода подается самотеком из оз. Майялампи. В пожарной части напор воды слабый. В период с 26.07.2022 по 30.07.2022 МУП «Водоканал» места утечек обнаружить не удалось. Аналогичные по содержанию и сути сообщения получены от амбулатории Сортавальской ЦРБ и МБОУ «Куркиекская СОШ».

25.07.2022 Роспотребнадзором выданы предписания в адрес администрации Лахденпохского муниципального района и МУП «Водоканал» об обеспечении населения п. Куркиеки безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.

Согласно материалам надзорного производства Прокуратуры Лахденпохского района Республики Карелия , возбужденного по вопросу организации водоснабжения в п. Куркиеки, 25.07.2022 Прокуратурой в адрес МУП «Водоканал» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении. Как установлено, в период с 02.07.2022 в п. Куркиеки подача холодной воды потребителям не обеспечивается, частично в домах не обеспечено нормативное давление подачи воды.

Вместе с тем, согласно акту пусконаладочных работ от 19.08.2022, составленного администрацией Лахденпохского муниципального района и МУП «Водоканал», по состоянию на 19.08.2022 работы по восстановлению водоснабжения улиц п. Куркиеки выполнены в полном объеме. Давление в системе водоснабжения п. Куркиеки стабильное, нормативное, продолжает повышаться. Водоснабжением обеспечены все жилые и не жилые дома п. Куркиеки, имеющие подключение к централизованным сетям водоснабжения (т. 2 л.д. 220).

Материалы дела свидетельствуют, что указанные требования исполнены добровольно, система централизованного питьевого водоснабжения в п. Куркиеки Лахденпохского района восстановлена.

Представитель истца в судебном заседании указанное обстоятельство подтвердила, исковые требования в данной части не поддержала.

Таким образом, оснований для удовлетворения указанного требования о возложении на ответчика обязанности по организации восстановления централизованного питьевого водоснабжения поселка, не имеется.

Разрешая заявленное требование о возложении на администрацию Лахденпохского муниципального района обязанности по обеспечению населения поселка Куркиеки Лахденпохского района безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой из распределительной сети, подаваемой из источника водоснабжения - водозабора, расположенного в пос. Куркиеки, отвечающей требованиям по микробиологическим показателям, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выводам эксперта, изложенным в экспертном заключении от 09.03.2023 , качество пробы воды централизованного водоснабжения, подаваемой населению п. Куркиеки Лахденпохского района, отобранной на водопроводной насосной станции по адресу: <адрес>, здание с кадастровым номером , по органолептическому показателю - уровню цветности, санитарно-микробиологическому показателю - общие (обобщенные) колиформные бактерии не соответствует требованиям табл. 3.1, 3.5 раздела IIIНормативы качества и безопасности воды СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Таким образом, довод представителя истца о несоответствии питьевой воды из распределительной сети, подаваемой из источника водоснабжения - водозабора, расположенного в пос. Куркиеки, требованиям по микробиологическим показателям, является обоснованным.

Однако, указанные требования, которые адресованы исключительно к АЛМР, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.

В силу п.п. 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ).

Перечень полномочий органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях содержится в ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1), определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2), утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5), согласование инвестиционных программ (п. 6), иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).

Согласно положениям ст. 23 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст.8 настоящего Федерального закона (ч. 1).

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч. 2).

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (ч. 4).

В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (ч. 5).

В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (ч. 6).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (ч. 7).

Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации (ч. 8).

На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды (ч. 9).

Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

Порядок и объем осуществления органами местного самоуправления публичных полномочий в сфере водоснабжения, в том числе полномочий по обеспечению качества питьевой воды, урегулирован нормами специального закона.

Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

Порядок и объем осуществления органами местного самоуправления публичных полномочий в сфере водоснабжения, в том числе полномочий по обеспечению качества питьевой воды, урегулирован нормами специального закона.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ МУП «Водоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.06.2022, одними из основных видов его деятельности является «Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд»; «Распределение воды для питьевых и промышленных нужд».

Согласно постановлению АЛМР от 01.06.2022 № 480 за МУП «Водоканал» закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе, согласно Приложению № 1, на территории Куркиекского сельского поселения.

В ту же дату подписан акт приема-передачи муниципального имущества в сфере водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения.

На основании статей 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с данным Кодексом.

В силу п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Положениями ст. 299 ГК РФ определено, что право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества.

В целях предоставления услуг по бесперебойному круглосуточному обеспечению потребителей Лахденпохского района услугами водоснабжения и водоотведения согласно действующим нормам и правилам, в соответствии с требованиями законодательства собственник имущества передал 01.06.2022 в МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения объекты коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности в п. Куркиеки.

Таким образом, МУП «Водоканал» является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, в том числе в п. Куркиеки Лахденпохского района, с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

Полагая именно АЛМР надлежащим ответчиком по указанным выше требованиям, представитель истца отметила, что в МУП «Водоканал» отсутствует возможность приведения качества воды в соответствие с требованиями по микробиологическим показателям. Однако, указанный довод представителя истца является голословным, так как не подтвержден какими-либо доказательствами. Конкретный способ приведения воды в соответствие, который отнесен к компетенции органа местного самоуправления, в исковых требованиях не заявлен. Уточнить исковые требования представитель истца отказалась.

При изложенных обстоятельствах суд полагает, что правовые основания для возложения на администрацию Лахденпохского муниципального района обязанности по обеспечению населения п. Куркиеки безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой из распределительной сети, подаваемой из источника водоснабжения – водозабора, расположенного в пос. Куркиеки, отвечающей требованиям по микробиологическим показателям, установленным СанПиН 1.2.3685-21, отсутствуют, поскольку муниципальное имущество в сфере водоснабжения и водоотведения принадлежит на праве хозяйственного ведения МУП «Водоканал». Следовательно, АЛМР является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Кроме того, при разрешении указанных требований нельзя не учесть, что истец не лишен права обращения за судебной защитой с данными требованиями к надлежащему ответчику – МУП «Водоканал».

Вместе с тем, заявленные требования о возложении обязанности на МУП «Водоканал» осуществлять производственный контроль за качеством подаваемой населению пос. Куркиеки Лахденпохского района питьевой воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть, в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как пояснил в судебном заседании и.о. директора МУП «Водоканал», с момента утверждения рабочей программы (31.01.2023) отбор проб не производился в связи с отсутствием денежных средств.

Согласно ст. 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. В ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ указано, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В силу положений ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (ч. 1). Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение (ч. 2). Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 5).

    В соответствии с пунктами 1 и 5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» настоящие Правила устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п. 75 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам, установленным в разделе III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Согласно приложению № 4 к СП 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей.

Как следует из утвержденной 31.01.2023 рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды на 2023-2028 г. водопровода п. Куркиеки, отбор проб по определенному виду показателей должен производиться ежемесячно.

В данном случае не может быть принят во внимание довод представителя ответчика об отсутствии достаточных денежных средств для отбора проб питьевой воды в соответствии с утвержденной 31.01.2023 рабочей программой производственного контроля, поскольку предоставление ответчиком услуги по водоснабжению в отсутствие санитарно-эпидемиологического контроля создает угрозу причинения вреда здоровью населения п. Куркиеки.

Таким образом, заявленные исковые требования в указанной части являются законными и обоснованными, поэтому подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (ИНН 1000001528, ОГРН 1221000002981) осуществлять производственный лабораторный контроль за качеством подаваемой населению п. Куркиеки Лахденпохского района питьевой воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть, в точках забора наружной и внутренней водозаборной сети в соответствии с утвержденной 31.01.2023 рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды на 2023 -2028 годы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца с даты составления решения в окончательной форме.

Судья И.В. Жданкина

Мотивированное решение составлено 03.05.2023.

2-13/2023 (2-285/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Территориальное управление Роспотребнадзора по РК в г.Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском, Олонецком и Суоярвском районах
Ответчики
Администрация Лахденпохского муниципального района
МУП "Водоканал"
Другие
ООО "Вектор Чистоты"
Администрация Куркиекского сельского поселения
Безродных Е.В.
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на сайте суда
lahdenpohsky.kar.sudrf.ru
18.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2022Передача материалов судье
24.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.09.2022Предварительное судебное заседание
12.10.2022Судебное заседание
11.11.2022Судебное заседание
12.12.2022Судебное заседание
03.04.2023Производство по делу возобновлено
25.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее