Дело № 2а-1-742/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2017 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Черняевой Л.В.
при секретаре Макеевой Т.В.
с участием прокурора Ивановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании бездействия ответчика незаконным и возложении на него обязанности по принятию мер, направленных на создание охранной зоны памятников природы, установление ее границ,
установил:
Саратовский межрайонный природоохранный прокурор (далее по тексту - прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о возложении обязанности по принятию мер, направленных на создание охранной зоны памятника природы, установление ее границ, разработку положения о ней и предоставлению в орган, осуществляющий ведение Единого государственного реестра недвижимости, мотивируя свои требования тем, что на территории Вольского района Саратовской области образована особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «Долина стрелка», которая находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области. В нарушение требований действующего законодательства до настоящего времени охранная зона для данной особо охраняемой природной территории не определена, ее границы не установлены, сведения в Единый государственный реестр недвижимости об охранной зоне указанного памятника природы не внесены.
В связи с этим истец просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на создание охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Долина стрелка» и установление ее границ, незаконным; возложить обязанность на ответчика в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу: 1) подготовить проект решения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Долина стрелка», об установлении ее границ и утверждении положения о ней, а также пояснительную записку к данному проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ; 2) согласовать проект решения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Долина стрелка», об установлении ее границ и утверждении положения о ней, а также пояснительную записку к данному проекту решения с органом местного самоуправления и органами государственной власти, указанными в пункте 23 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138; 3) после вступления в силу решения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения памятник природы «Долина стрелка», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в установленный законом срок представить в орган, осуществляющий ведение Единого государственного реестра недвижимости, документы, содержащие необходимые сведения об охранной зоне особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Долина стрелка».
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования, и просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившееся в неподготовке предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Урочище «Долина стрелка» и об установлении ее границ, незаконным, а также возложить на ответчика обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Урочище «Долина стрелка» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Саратовской области.
В судебном заседании представитель административного истца - прокурор Иванова Л.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, дала объяснения, аналогичные изложенным выше.
Административный ответчик, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство финансов Саратовской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, были надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, административный ответчик направил в адрес суда заявление о признании исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.
Памятник природы «Урочище «Долина стрелка» образован и утвержден Постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2007 года № 385-П «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения в Саратовской области» и расположен в 1,5 км от северо-восточной окраины г. Вольска Саратовской области, имеет общую площадь 99,4 га.
Указанные обстоятельства подтверждаются Паспортом особо охраняемой природной территории регионального значения (памятника природы) «Урочище «Долина стрелка».
Также из этого документа следует, что охранная зона памятника природы «Урочище «Долина стрелка» не создана, режим охранной зоны отсутствует.
Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 года) «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года (в редакции от 28 декабря 2016 года) № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
На основании пунктов 2, 3 статьи 26 вышеназванного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
В силу пункта 10 статьи 2 Федерального закона №33-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Согласно подпункту «б» пункта 11 данной статьи решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года №138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», из положений, которых следует, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении её границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления её границ.
Согласно статье 6 Устава (Основного Закона) Саратовской области высшим должностным лицом Саратовской области является Губернатор Саратовской области. Правительство Саратовской области является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области (статья 59 Устава Саратовской области).
Как следует из положений пункта 12.10 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 8 октября 2013 года №537-П, одной из основных задач Министерства в сфере использования, охраны и защиты особо охраняемых природных территорий регионального значения является подготовка предложений о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ.
В силу подпункта 1 пункта 13.3 данного Положения на Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области возложена обязанность по подготовке проектов законов и нормативных правовых актов области с целью обеспечения своей деятельности.
Как установлено прокурорской проверкой - памятник природы «Урочище «Долина стрелка» находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области.
Вместе с тем, в нарушение выше обозначенных требований закона до настоящего времени охранная зона для данной особо охраняемой природной территории не определена, её границы не установлены.
Кроме того, как следует из положений Правил создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года №138, сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с действующим законодательством.
Согласно положениям части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 данного Федерального закона в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений; реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.
В силу положений части 1 статьи 32 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Отсутствие охранных зон и сведений в едином государственном реестре недвижимости об их границах способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на особо охраняемые природные территории.
По данному факту Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области было внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих от 3 февраля 2017 года №29-66-2017.
Вместе с тем, исходя из анализа ответа на данное представление от 17 марта 2017 года №2076, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области не принято действенных мер, направленных на создание охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Урочище «Долина стрелка» и установление ее границ, а также определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах данной охранной зоны.
Данное бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на указанной особо охраняемой природной территории (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации, поскольку отсутствие охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Урочище «Долина стрелка» и сведений в едином государственном реестре недвижимости о ее границах способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на таковую.
Согласно пункту 12.10 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 8 октября 2013 года №537-П, одной из основных задач Министерства в сфере использования, охраны и защиты, особо охраняемых природных территорий регионального значения является лишь подготовка предложений о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ.
Таким образом, в соответствии с указанными нормативными актами, учитывая признание административного иска административным ответчиком (часть 1 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), суд считает, что административное исковое заявление Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации о признании бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области и о возложении обязанности, следует удовлетворить полностью.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░