Дело № 2-147/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 февраля 2023 год г. Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Халиулиной Е.В.,
при секретаре Егоровой С.П.,
с участием
помощника Гайского межрайонного прокурора Павлова В.П.,
представителя ответчика администрации Гайского городского округа Фоменко О.И.,
представителя ответчика Отдела ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа Савинкова М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гайского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гайского городского округа Оренбургской области, Отделу жилищно - коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа о возложении обязанности по оборудованию площадок (мест) накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
Гайский межрайонный прокурор Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Гайский городской округ законодательства об отходах производства и потребления.
В ходе проверки было установлено, что на территории с. Камейкино Гайского городского округа Оренбургской области по адресам: <адрес>, и <адрес> расположены мусорные контейнеры, которые не соответствуют требованиям законодательства, а именно: контейнерные площадки для сбора, накопления твердых коммунальных отходов не имеют подъездного пути, твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклонов для отведения талых и дождевых сточных вод, а также отсутствует ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования Гайский городской округ, Отдел ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа в срок в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать контейнерные площадки для сбора, накопления твердых коммунальных отходов, которые должны иметь твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, подъездной путь, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра в с. Камейкино Гайского городского округа Оренбургской области по адресам: <адрес>, и <адрес>.
В судебном заседании представитель истца помощник Гайского межрайонного прокурора Павлов В.П. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Гайского городского округа Фоменко О.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что срок 1 год с момента вступления решения суда в законную силу недостаточен для выполнения заявленных истцом требований. Администрация Гайского городского является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Отдела ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа Савинков М.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований, указав, что срок 1 год с момента вступления решения суда в законную силу недостаточен для выполнения заявленных истцом требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Частью 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями ч.2, ч.3 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, законом субъекта отнесено к компетенции органов местного самоуправления городских округов.
Статьей 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены "Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно требованиям п. 2 Положения о порядке накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории Оренбургской области, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 22 февраля 2018 № 97 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов участвуют в организации деятельности по сбору ТКО путем организации своевременного сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территориях соответствующих городских округов, муниципальных районов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, Оренбургской области (далее территориальная схема).
Потребители обеспечивают накопление ТКО на контейнерных площадках, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшего транспортирования ТКО для утилизации, обезвреживания, размещения (п. 27).
Контейнерные площадки должны соответствовать требованиям технических регламентов, санитарным правилам и нормам, правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда. Для предотвращения проникновения животных и разбрасывания отходов на прилегающей территории контейнерные площадки должны быть ограждены с трех сторон и предусматривать установку контейнеров с крышками.
В случае применения контейнеров заглубленного (полуподземного) типа ограждение не требуется (п. 29).
Контейнерная площадка должна регулярно очищаться от снега и льда, отходов, размещенных за пределами контейнеров, и подвергаться уборке и/или санитарной обработке (п.30).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 № 1156.
В соответствии с п. 2 вышеуказанных Правил под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В пунктах 8.2.4 и 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 N 64, определено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10).
В силу пункта 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. N 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Соблюдение Санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением <4> отходов на территориях муниципальных образований (п. 1.2).
Из материалов дела следует, что на основании решения № о проверке от ДД.ММ.ГГГГ Гайским межрайонным прокурором проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, жилищно-коммунального хозяйства, об охране окружающей среды в деятельности администрации Гайского городского округа Оренбургской области, отдела ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа (л.д. 9).
В ходе проведенной проверки, установлено, что в с. Камейкино Гайского городского округа Оренбургской области по адресам: <адрес>, и <адрес> отсутствуют специализированные контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, что создает угрозу неблагоприятного воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, нарушает требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
Представленная Гайской межрайонной прокуратурой фототаблица, подтверждает обстоятельства, изложенные в исковом заявлении о том, что в с. Камейкино Гайского городского округа Оренбургской области по адресам: <адрес>, и <адрес>, отсутствует специализированная контейнерная площадка для сбора ТКО, отсутствуют подъездные пути, не имеется твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод, площадка не имеет ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра (л.д. 15).
Доказательств наличия специальных площадок по указанным адресам, оборудованных бетонным или асфальтовым покрытием, имеющих подъездные пути и ограждение, со стороны ответчиков не представлено.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Учитывая вышеизложенное, суд находит обоснованными требования истца о возложении на ответчика обязанности оборудовать контейнерные площадки для сбора, накопления твердых коммунальных отходов, которое должно иметь твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, подъездной путь, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, по адресам: <адрес>, и <адрес>, <адрес>, <адрес> с. Камейкино Гайского городского округа Оренбургской области.
Решением Совета депутатов Гайского городского округа Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. № было утверждено Положение об Отделе жилищно- коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа.
Согласно данному Положению, отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа является органом местного самоуправления - отраслевым органом администрации Гайского городского округа, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя главы администрации по жилищно- коммунальному хозяйству и капительному строительству - начальника отдела ЖКХ и КС. Отдел является муниципальным казенным учреждением, распорядителем бюджетных средств, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с действующим законодательством; владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами; финансируется за счет средств бюджета Гайского городского округа Оренбургской области. Одной из функций отдела является осуществление контроля за организацией деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 3.9).
При этом, Отдел не является самостоятельным органом местного самоуправления. Правовых оснований для возложения на структурное подразделение администрации Гайского городского округа обязанностей, которые отнесены к полномочиям органа местного самоуправления, у суда не имеется.
Выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности, несет именно орган местного самоуправления.
Передача администрацией Гайского городского округа указанных полномочий иным органам местного самоуправления при недостаточности у них правовых и финансовых инструментов для их исполнения, нельзя признать надлежащим исполнением предусмотренных законом обязанностей, что влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятные условия их жизнедеятельности.
Учитывая установленные по делу обстоятельства применительно к приведенным выше положениям нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований прокурора к администрации Гайского городского округа, поскольку непринятие мер по содержанию площадок для сбора твердых коммунальных отходов нарушает гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Доводы представителя ответчика о несогласовании ВТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории п. Камейкино Гайского городского округа, не освобождает органы муниципального образования оборудовать площадки в соответствии с требованиями закона.
Учитывая вышеизложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению в части.
С учетом характера заявленного иска, мнений сторон, принимая во внимание положения ст. 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения в законную силу, что, по мнению суда, является разумным сроком.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 (░░░░) ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░