Судья Кирсанова Н.В.
дело № 33-595/2022( 2-339/2021)
25RS0025-01-2021-000731-13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2022года городВладивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Левицкой Ж.В.,
судей Рыженко О.В., Пономаревой М.Ю.,
при секретаре Гончаренко Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к администрации Пограничного муниципального округа о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Пограничного муниципального округа Приморского края,
на решение Пограничного районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Левицкой Ж.В., возражения прокурора ФИО6, пояснения представителя администрации Пограничного муниципального округа ФИО7, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Пограничного района Приморского края обратился в суд с названным иском, указав, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с отсутствием у ФИО1, закрепленного жилого помещения, распоряжением начальника территориального отдела опеки и попечительства по Пограничному муниципальному округу Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 принята на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения. Вместе с тем, до настоящего времени, жилье ФИО1 администрацией Пограничного муниципального округа Приморского края в установленном законом порядке не предоставлено. ФИО1 не является собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя.
Прокурор Пограничного района Приморского края с учетом уточнений исковых требований в судебном заседания, просил возложить на администрацию Пограничного муниципального округа Приморского края обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пограничного муниципального округа Приморского края, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной на территории Пограничного муниципального округа Приморского края.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика – администрации Пограничного муниципального округа Приморского края, представителя третьего лица Правительства Приморского края, ФИО1
Решением Пограничного районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Пограничного района Приморского края в защиту интересов ФИО1 к администрации Пограничного муниципального округа Приморского края о предоставлении жилого помещения удовлетворены.
На администрацию Пограничного муниципального округа Приморского края возложена обязанность в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной на территории Пограничного муниципального округа Приморского края.
С решением суда не согласилась администрация Пограничного района, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указав, что поскольку ФИО1 временно зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>, то подлежит исключению из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по прежнему месту жительства и включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Более того ФИО1 отказалась от благоустроенного жилого помещения - 3-х комнатной квартиры в <адрес>.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
В суде апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав возражения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения вынесенного решения.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 статьи 8 Федерального закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На основании статьи 10 Закона Приморского края № 433-КЗ от 24.12.2018 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края», вступившего в силу 01.01.2019, лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2019, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии со статьей 5 Закона Приморского края от 24.12.2018 № 433-КЗ, в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов Приморского края, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с Законом Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, жилыми помещениями».
Согласно статье 2 Закона Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края (далее соответственно - список, муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот), подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения; заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, в том числе в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области образования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений.
Статьей 3 Закона Приморского края от 24.12.2018 № 433-K3 предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края.
Согласно статье 10 этого же Закона лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2019, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Приморского края из краевого бюджета (часть 1 статьи 7 Закона Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Пограничного районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено удочерение ФИО8 в отношении несовершеннолетней ФИО1, которая передана на попечение своей сестры ФИО9
Постановлением администрации Пограничного муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 принята на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения.
Распоряжением администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ра ФИО1 включена в Сводный список лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Установив, что ФИО1, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение за счет государства отдельным жилым помещением специализированного жилого фонда на территории Пограничного округа Приморского края, однако, до настоящего времени в предусмотренном законом порядке таким жильем не обеспечен, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований и обоснованно возложил на администрацию Пограничного муниципального округа Приморского края обязанность по предоставлению ФИО1 соответствующего жилого помещения.
Суд правильно учел, что согласно требованиям действующего законодательства окончательное решение о предоставлении лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения принимает соответствующий орган местного самоуправления, в связи с чем обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения именно на администрации Пограничного муниципального округа.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что ФИО1 относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, временно зарегистрирована и фактически проживает в г. Находка, то жилое помещение должно быть предоставлено гражданину по месту его жительства, является несостоятельным, поскольку временная регистрация и временное проживание в ином городе не должно лишать права истца на получение жилого помещения по месту постановки на учет и включения в реестр на территории Пограничного муниципального округа.
Согласно подпункту 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 39 формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
Анализ приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что смена места обеспечения возможна в случае, если лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое подлежит обеспечению жилым помещением, включается в список по новому месту проживания в ином субъекте Российской Федерации.
ФИО1 временно зарегистрирована по месту жительства в г. Находка, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в Пограничном муниципальном округе, место жительства на территории г. Находка носит временный характер, с заявлением об исключении ее из соответствующего списка и включении в список в г. Находке ФИО1 не обращалась, несмотря на то, что указанный порядок носит заявительный характер.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Временное проживание ФИО1 на территории г. Находка Приморского края не может являться основанием для лишения ее права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, по месту включения в вышеуказанный список в Пограничном муниципальном округе.
Судебная коллегия полагает, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела и применил к ним соответствующие нормы материального права, поэтому апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения. Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Пограничного районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Пограничного муниципального округа - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Судьи: