Решение по делу № 2а-3247/2020 от 03.07.2020

Дело № 2а-3247/2020

УИД: 18RS0003-01-2020-002935-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 сентября 2020 года                         г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего             Кузнецовой Н.В.,

при секретаре                     Пономаревой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ивановой Л.Т. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики о признании решения органа государственной власти незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Иванова Л.Т. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики о признании решения органа государственной власти незаконным, возложении обязанности. Исковые требования мотивированы следующим.

Иванова Л.Т. является вдовой Иванова Н.В., участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Частью 1 и 2 статьи 15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» членам семьи участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 (с изменениями и дополнениями) нуждающейся в улучшении жилищных условий категории граждан, к которым относится Иванова Л.Т., предоставляется социальная выплата на приобретение жилья.

Распоряжением Главы МО «Первомайский район г.Ижевска» № 173 от 14 февраля 2014 Иванова Л.Т. и ее дочь Кутянова Е.Н. признаны нуждающимися в жилом помещении,, а также участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с п. 19 Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее – Правила № 153) для участия в основном мероприятии граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в орган местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением необходимых документов.

Иванова Л.Т. для участия в основном мероприятии обратилась с заявлением в Администрацию МО «Первомайский район г.Ижевска» и предоставила необходимые документы.

Однако Рабочей группой Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в получении государственного жилищного сертификата Ивановой Л.Т. было отказано по следующим основаниям: в собственности Ивановой Л.Т. и Кутяновой Е.Н. находится по 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение общей площадью 48,8 кв.м, т.е. на состав семьи из 2х человек приходится 32,5 кв.м. житлой площади. На состав семьи из 2х человек согласно указанных выше Правил жилое помещение предоставляется площадью 42 кв.м. Если участники подпрограммы не дают обязательство о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.

По мнению ответчика, с учетом имеющегося у Ивановой Л.Т. и Кутяновой Е.Н. жилой площади, без обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу составит менее 18 кв.м. (42 кв.м. – 32,5 кв.м.=9,5 кв.м), что является основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата в силу п.16 Правил.

Считает отказ в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, так как принят на основании неправильного толкования Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Правил № 153, т.к. в жилом помещении зарегистрированы, кроме Ивановой Л.Т. и Кутяновой Е.Н., еще трое членов семьи – Кутянов И.С. – муж Кутяновой Е.Н., а также ее дети Кутянов М.И. и Кутянова Д.И, т.е. на каждого члена семьи приходится по 9,76 кв.м (48,8 кв.м/5), т.е. на двоих – 19,52 кв.м и к выдаче Ивановой Л.Т. подлежит государственный жилищный сертификат, размер социальной выплаты которого рассчитан из площади жилого помещения 22,48 кв.м. Просит: 1) Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в предоставлении Ивановой Л.Т. и члену ее семьи Кутяновой Е.Н. государственного жилищного сертификата, оформленный протоколом от 09 июня 2020; 2) Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики выдать Ивановой Л.Т. и члену ее семьи Кутяновой Е.Н. государственный жилищный сертификат, размер социальной выплаты которого рассчитан из площади жилого помещения 22,48 кв.м, без обязательства о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

В судебное заседание истец Иванова Л.Т., заинтересованное лицо Кутянова Е.Н. не явились, будучи уведомленными о времени и месте его проведения надлежащим образом. Иванова Л.Т. представила заявление о рассмотрении дела без её участия. Кутянова Е.Н. о причинах неявки не сообщила.

В судебном заседании представитель истца Ивановой Л.Т. Сармакеев С.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР Щелконогова В.А., действующая по доверенности, с требования не согласилась, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в оспариваемом акте.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Иванова Л.Т. является вдовой Иванова Н.В., участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается: удостоверением участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г. <данные изъяты> выданным на имя Иванова Н.В. (л.д.76); свидетельством о заключении брака между Ивановым Н.В. и Павловой Л.Т. (л.д.72); свидетельством о смерти Иванова Н.В. (л.д.79).

Распоряжением Главы МО «Первомайский район г.Ижевска» № 173 от 14 февраля 2014 Иванова Л.Т. и ее дочь Кутянова Е.Н. признаны нуждающимися в жилом помещении, а также участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (л.д.57).

09 июня 2020 Рабочей группой Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в предоставлении государственного жилищного сертификата Ивановой Л.Т. было отказано по следующим основаниям: в собственности Ивановой Л.Т. и Кутяновой Е.Н. находится по 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение общей площадью 48,8 кв.м, т.е. на состав семьи из 2х человек приходится 32,5 кв.м. На состав семьи из 2х человек согласно указанных выше Правил жилое помещение предоставляется площадью 42 кв.м. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты Ивановой Л.Т. составляет менее 18 кв. метров (42 кв.м - 32,5 кв.м) (выписка из протокола № 2 – л.д.14-16).

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данному праву корреспондирует обязанность государства обеспечить охрану окружающей среды, предотвращение экологически опасной деятельности, предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных. В рамках ее реализации государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Так, в целях обеспечения исполнения обязанности государства по возмещению вреда, обусловленного радиационным воздействием в связи с аварией в 1987, федеральный законодатель установил Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на граждан, подвергшихся радиационному воздействию в связи с указанной аварией, членов их семей, в том числе вдов, предоставление ряда мер социальной поддержки.

В соответствии с.2 ч.1 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.Предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы как лицам, имеющим особый правовой статус. В силу требований, сформулированных в преамбуле и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, законодатель обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования (п.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило»).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ на момент принятия оспариваемого решения указанные меры государственной поддержки обеспечивались за счет «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

В соответствии с положениями статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» основным условием, дающим гражданам, относящимся к категории «Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица», право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.

Согласно п.16 Правил № 153 Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек;

Согласно абз. 2-4 п.16(2) Правил В случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма.

В случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.

Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

Решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 20 июня 2014 были удовлетворены исковые требования Ивановой Л.Т. к Администрации Первомайского района г.Ижевска и Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики УР о признании членом семьи, включении в список и расчете размера социальной выплаты. Признаны Кутянова Д.И., Кутянов М.И. членами семьи Ивановой Л.Т. Возложена обязанность на Администрации Первомайского района г.Ижевска включить Иванову Л.Т. в список граждан-участников подпрограммы, изъявивших желание получить сертификат, с учетом членов ее семьи Кутяновой Е.Н., Кутянова М.И., Кутяновой Д.И. На Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР возложена обязанность рассчитать размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения Ивановой Л.Т. с учетом членов ее семьи Кутяновой Е.Н., Кутянова М.И., Кутяновой Д.И. (л.д.60-64).

На основании ч.2 ст.13 ГПК РФ Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Иванова Л.Т., право которой на участие в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтверждено вступившим в законную силу решением суда, обращалась с заявлениями, подтвердившим её участие в программе в 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 (л.д.37, 40, 54-56) с соблюдением установленного порядка.

09 июня 2020 Рабочей группой Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в предоставлении государственного жилищного сертификата Ивановой Л.Т. было отказано по следующим основаниям: в собственности Ивановой Л.Т. и Кутяновой Е.Н. находится по 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение общей площадью 48,8 кв.м, т.е. на состав семьи из 2х человек приходится 32,5 кв.м. На состав семьи из 2х человек согласно указанных выше Правил жилое помещение предоставляется площадью 42 кв.м. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты Ивановой Л.Т. составляет менее 18 кв. метров (42 кв.м - 32,5 кв.м) (выписка из протокола № 2 – л.д.14-16).

Суд полагает отказ в выдаче государственного жилищного сертификата Ивановой Л.Т. незаконным, так как он принят на основании неправильного толкования Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Правил № 153. Как установлено судом, в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают, кроме Ивановой Л.Т. и Кутяновой Е.Н., еще трое членов семьи – Кутянов И.С. – муж Кутяновой Е.Н., а также ее дети Кутянов М.И. и Кутянова Д.И. (л.д.41-47).

Таким образом, на каждого члена семьи приходится по 9,76 кв.м (48,8 кв.м/5), т.е. на двоих (Иванова Л.Т. и Кутянова Е.Н.) – 19,52 кв.м и к выдаче Ивановой Л.Т. подлежит государственный жилищный сертификат, размер социальной выплаты которого рассчитан из площади жилого помещения 22,48 кв.м. (42 кв.м. - 19,52 кв.м).

При таких обстоятельствах отказ в выдаче Ивановой Л.Т. государственного жилищного сертификата противоречит как указанным выше положениям специального законодательства, так и ст.2, ч.1 ст.7 и ст.18 Конституции РФ.

Возражения ответчика сводятся к тем же, что указаны в оспариваемом решении, и не принимаются судом по изложенным выше основаниям. С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ст.106 КАС РФ взысканию с ответчика в пользу истца подлежат судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб.

руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л

Административный иск Ивановой Л.Т. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики о признании решения органа государственной власти незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в предоставлении Ивановой Л.Т. и члену ее семьи Кутяновой Е.Н. государственного жилищного сертификата, оформленный протоколом от 09 июня 2020.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики выдать Ивановой Л.Т. и члену ее семьи Кутяновой Е.Н. государственный жилищный сертификат, размер социальной выплаты которого рассчитан из площади жилого помещения 22,48 кв.м, без обязательства о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики в пользу Ивановой Л.Т. судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб. 00 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд г.Ижевска.

Решение в окончательной форме вынесено 03 сентября 2020 года.

Председательствующий судья      Н.В. Кузнецова

2а-3247/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванова Лидия Тимофеевна
Ответчики
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики УР
Другие
Кутянова Елена Николаевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Кузнецова Наталья Викторовна
Дело на странице суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
03.07.2020Регистрация административного искового заявления
06.07.2020Передача материалов судье
06.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2020Судебное заседание
04.08.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.08.2020Судебное заседание
01.09.2020Судебное заседание
03.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее