Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 февраля 2018 года
Старопромысловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Минцаева В.С.,
при секретаре ФИО2,
с участием административного истца – ФИО1 М.,
с участием представителя административного ответчика – МВД по Чеченской Республике старшего юрисконсульта правового отделения ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 б/ооб оспаривании действий должностных лиц ИЦ МВД по ЧР об отказе в выдаче справки о реабилитации и обязании ответчика выдать справку о реабилитации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ИЦ МВД по ЧР об оспаривании действий должностных лиц ИЦ МВД по ЧР, мотивируя свои требования следующим.
Отец заявителя – Рахиев Усман, 1926 года рождения, ДД.ММ.ГГГГ при депортации чеченцев с территории ЧИАССР вместе с другими чеченцами был насильно выслан из места проживания <адрес> ЧИАССР и направлен на спецпоселение в <адрес> Казахской ССР. В 1952 году его отец вступил в брак с его матерью ФИО1 Жовзан, 1933 года рождения, находившейся там же на спецпоселении.
Он, ФИО1, родился ДД.ММ.ГГГГ в период нахождения его родителей на спецпоселении в условиях ограничения прав и свобод граждан. Находилась его семья в Казахстане до осени 1957 года и после реабилитации выселенных народов вернулась в ЧИАССР.
На его обращение в ИЦ МВД по ЧР для получения справки о реабилитации ДД.ММ.ГГГГ им получен отказ в выдаче справки за подписью начальника ИЦ МВД по ЧР ФИО3
В соответствии со ст. 1.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий», подвергшимся политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
- дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
- дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Дата Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ за № «О снятии ограничений по спецпоселению чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны», не может считаться фактической датой снятия гражданина с учета спецпоселения. По указанному нормативному документу лица, находившиеся на режиме спецпоселения, подлежали снятию с учета. Однако каждый гражданин освобождался персонально. С учетом этих обстоятельств реабилитация граждан, подвергшихся политическим репрессиям, в административном порядке осуществляется органами внутренних дел при наличии документов, подтверждающих факт применения политической репрессии в отношении конкретного лица, либо по имеющемуся решению суда об установлении к нему факта применения политической репрессии.
Тот факт, что он является уроженцем <адрес> Каз.ССР, подтверждает и факт его рождения на спецпоселении.
В судебном заседании административный истец ФИО1 М. поддержал свои требования и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - МВД по ЧР ФИО4 в судебном заседании возражал в удовлетворении требований заявителя и представил в суд письменные возражения, в которых просил требования ФИО1 М. оставить без удовлетворения, ссылаясь на следующее. Ограничения по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны, были сняты Указом Президиума Верховного Совета СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как ФИО1 М. родился ДД.ММ.ГГГГ, то есть после издания данного Указа, в связи с чем не может попадать под действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» и Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий. Кроме того, в архивных данных и картотеке спецпоселенцев ГИАЦ МВД России документальные подтверждения применения в отношении ФИО1 М. политических репрессий отсутствуют, поэтому МВД по ЧР не могло выдать ему справку о реабилитации и оснований для признания незаконными действий должностных лиц ИЦ МВД по ЧР не имеется.
Выслушав административного истца и административного ответчика, огласив письменное возражение ответчика, исследовав иные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 1.1 Закона РФ от 18.10.1991г. № «О реабилитации жертв политических репрессий» подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
- дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами", их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
- дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Согласно ст. 7 того же Закона, органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.
Предоставление государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий регламентировано Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 23.11.2011г. №.
Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется Информационными центрами территориальных органов МВД России на региональном уровне, в частности Информационным центром МВД по ЧР (п. 11 Административного регламента).
Действие Административного регламента распространяется на лиц, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод (далее - репрессированные); детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам (п.п. 2, 2.1, 2.2).
В соответствии с п. 2.3 Административного регламента Министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел РФ по иным субъектам Российской Федерации, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» на основание архивных документов устанавливают факт применения политической репрессии в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации либо сообщают об отказе в выдаче такой справки, а также выносят заключение о признании реабилитированным, заключение об отказе в признании реабилитированным (о соответствии либо противоречии законодательству Российской Федерации документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР) по запросам соответствующих ведомств.
В соответствии с п.48 и подп.48.1 Административного регламента ИЦ, принявший заявление к исполнению, проводит проверку факта применения политической репрессии к конкретному лицу по учетам и архивным материалам территориальных органов МВД России на региональном уровне, государственных и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств - бывших союзных республик СССР.
В соответствии с подпунктом 48.2 Административного регламента справка оформляется также лицам, указанным в пункте 2.2 Административного регламента, в случае:
- документального подтверждения факта принятия решения о применении репрессий по политическим мотивам в административном порядке к родителям или лицам, их заменявшим;
- реабилитации родителей или одного из них;
- документального подтверждения сроков нахождения родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении;
- документального подтверждения факта рождения (свидетельство о рождении) заявителя период нахождения его родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Из письма ИЦ МВД по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что ФИО1 М. в выдаче справки о реабилитации отказано, ФИО1 во исполнение данного Указа был издан Приказ МВД СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, которым устанавливался трехмесячный срок снятия с учета спецпоселения и освобождения из-под административного надзора органов МВД чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных на спецпоселение в период Великой Отечественной войны.
Детям, родившимся после снятия ограничений в правовом положении с их родителей, в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и не подпадающим под действие Закона РФ, Информационный центр МВД по Чеченской Республике рекомендует установить факт применения репрессий в судебном порядке.
ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после принятия Закона ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Указов ПВС СССР о восстановлении национальной автономии чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов», то его родители имели право беспрепятственного выезда в места, откуда были депортированы.
Согласно паспорту гражданина РФ серии 96 17 716490, выданного отделением УФМС России по ЧР в <адрес> 07.06.2017г., ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Казахской ССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР № от ДД.ММ.ГГГГ были сняты ограничения по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны.
Во исполнение данного Указа был издан Приказ МВД СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, которым устанавливался трехмесячный срок снятия с учета спецпоселения и освобождения из-под административного надзора органов МВД чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных на спецпоселение в период Великой Отечественной войны.
По Указу Президиума Верховного Совета СССР № от ДД.ММ.ГГГГ «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР» чеченцы получили право беспрепятственного въезда в места, откуда они были незаконно депортированы в феврале 1944 года.
Таким образом, по мнению суда, ФИО1 М. не может считаться репрессированным, вследствие чего отсутствуют основания для признания незаконными действий должностных лиц ИЦ МВД по ЧР, выразившихся в отказе в выдаче ФИО1 М. справки о реабилитации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об оспаривании действий должностных лиц ИЦ МВД по ЧР об отказе в выдаче справки о реабилитации и обязании ответчика выдать ему справку о реабилитации - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Старопромысловский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья /подпись/ В.С. Минцаев
Копия верна:
Судья В.С. Минцаев