УИД 11RS0001-01-2021-002116-02 Дело № 2-2941/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 мая 2021 года г.Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,
при секретаре судебного заседания Синицкой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании зале суда гражданское дело по заявлению прокурора г. Сыктывкара к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании постановления незаконным, установлении разумного срока для расселения граждан,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании пункта 2 постановления от 15.03.2019 № 3/680 в части установленного срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме №... ... до 2027 года, незаконным, возложении обязанности установить разумный срок расселения граждан, проживающих в указанном жилом доме, в течении одного месяца со дня вступления решении суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Сыктывкара проведена проверка законности вынесенного главой МО ГО «Сыктывкар» постановления от 15.03.2019 №3/680, которым многоквартирный дом №... по ... признан аварийным и подлежащим сносу со сроком расселения граждан до 2027 года. Установленный в п. 2 Постановления от 15.03.2019 срок расселения граждан нарушает их права на жилище и его безопасность, поскольку допускает исполнение администрацией МО ГО «Сыктывкар» своих обязанностей за пределами периода времени, объективно необходимого для выполнения процедур, установленных ст.ст. 32, 89 ЖК РФ, главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно отчету специализированной организации по обследованию МКД №..., несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в недопустимом состоянии, пребывание граждан в таком здании небезопасно. Прокурор г.Сыктывкара полагает, что опасность для жизни и здоровья граждан по причине аварийного состояния дома, в том числе в связи с наличием возможной угрозы обрушения, имелась с момента признания МКД №... в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу. В связи с чем, установленный администрацией МО ГО «Сыктывкар» срок расселения жителей МКД №... до 2027 года нельзя признать разумным.
Протокольным определением суда от 04.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены: ... Р.М., ... Д.А, ... А.А., ... А.Ф., ... Н.А., ... А.А., ... И.В, ... А.Н., ... А.А., ... Р.А.
Протокольным определением суда от 19.04.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены: ... Е.В, ... И.Р., ... В.Р., ... Е.А., ... А.А., ... М.А в лице законного представителя ... А.А.
Прокурор Вовк Я.И. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Ануфриева М.В. по требованиям возражала, указав, что установление срока расселения аварийного дома относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Третьи лица ... А.Ф., ... А.А., ... Р.А., ... Е.В., ... И.Р., ... И.В. в судебном заседании поддержали заявленные прокурором требования в полном объеме.
Третьи лица ... А.А., ... Н.А., ... А.А., ... Д.А, ... Р.М., ... В.Р., извещенные надлежащим образом, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено судом, что постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 15.03.2019 № 3/680 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный дом, расположенный по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно пункту 2 указанного постановления на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять меры по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: г..., в срок до 2027 года. Согласно пункту 3 постановления Комитету жилищной политики администрации МОГО «Сыктывкар» следует направить гражданам, проживающим в жилых помещениях многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. Пунктом 4 постановления Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» указано направить собственникам помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, требование о сносе такого многоквартирного дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.
Из заключения межведомственной комиссии от ... №..., составленного на основании отчета по обследованию многоквартирного дома по адресу: ..., от ..., следует, что в связи с деформациями фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, имеются основания для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
11.01.2021 прокурор г.Сыктывкара внес главе МО ГО «Сыктывкар» протест №07-03-2021 на пункт 2 вышеуказанного постановления, указав, что установленный в нем срок расселения граждан нарушает права граждан на жилище и его безопасность. В десятидневный срок с момента поступления протеста администрации предложено рассмотреть требование прокуратуры, установив разумный срок для расселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: ...
Письмом от 22.01.2021 №01/1-26/2 глава администрации МО ГО «Сыктывкар» по итогам рассмотрения протеста прокурора сообщила, что сроки расселения жилого дома определены с учетом ряда обстоятельств, в том числе с учетом финансирования мероприятий по расселению жилых домов на территории МО ГО «Сыктывкар». В целях исключения причинения вреда жизни и здоровью граждан администрацией жильцам указанного дома предложены жилые помещения из числа маневренного фонда для временного проживания.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, 1975 года постройки, расположенный по адресу: ... имеет в своем составе четыре жилых помещения, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных для проживания гражданам:
кв№...: ... А.Н. ..., ... А.А, ... Р.А. Там же зарегистрирован несовершеннолетний ... К.Р., ...
кв. №... на основании ордера от 20.12.1993 ... А.Ф. и членам её семьи ... А.А., ... Н.А., ... А.А. Там же зарегистрированы несовершеннолетние ... Е.А, ... ... А.А, ... М.А, ... ... М.А., ...
кв.№...: на основании договора социального найма от ... №... в наем ... И.В.;
кв.№...: на основании ордера от ... №... ... Р.М. и членам его семьи ... Е.В, ... И.Р., ... В.Р.
22.03.2019 жильцам квартиры №... жилого дома №... по ... МО ГО «Сыктывкар» направлены предложения о предоставлении жилых помещений маневренного фонда.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47.
Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных указанных правовых норм следует, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома должны отвечать требованиям разумности.
В то же время, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома (вопрос №3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009).
Применительно к настоящему гражданскому делу, суд, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что учитывая аварийное техническое состояние конструкций дома, расположенного по адресу: ... опасность проживания в нем, установленный администрацией срок отселения из указанного дома граждан (до 2027 года) не отвечает требованиям разумности. Отчет по обследованию многоквартирного жилого дома, составленный Сыктывкарским отделением филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» 27.11.2018 (то есть более двух лет назад), уже тогда содержал вывод о том, что в связи с деформациями фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности дома, имеется опасность его обрушения.
Имеющиеся в деле фотоматериалы подтверждают выше описанное состояние дома, и также подтверждают, что дальнейшее проживание в аварийном доме создает угрозу для жизни и здоровья жильцов дома.
Из объяснений третьих лиц, проживающих в указанном многоквартирном жилом доме, полученных в ходе рассмотрения дела, следует, что проживание в доме не возможно, состояние дома аварийное.
При таких обстоятельствах, определенный пунктом 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 15.03.2019 №3/680 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» срок принятия мер к расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома ..., до 2027 года, не может быть признан разумным, а следовательно законным.
Поскольку в силу приведенных выше норм права определение срока отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, как указывалось выше, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, установление такого срока в судебном порядке недопустимо, следовательно, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность по установлению разумного срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома по адресу: ... в течении одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного заявленные прокурором г.Сыктывкара требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199, 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора г. Сыктывкара удовлетворить.
Признать незаконным пункт 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 15.03.2019 №3/680 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме №... ... до 2027 года.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме №... ..., в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
...
Судья Д.Ф.Губаева