Решение изготовлено в полном объеме 14.08.2018 года
Дело № 2-2536/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«09» августа 2018 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Трощило А.Е.
при секретаре судебного заседания Ермаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО22, ФИО2, ФИО9, ФИО3, ФИО4, ФИО16, ФИО23, ФИО17 к Администрации городского округа Чехов Московской области об обязании предоставить жилые помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы, уточнив исковые требования (л.д.141-143), обратились в суд с иском к ответчику, Администрации городского округа Чехов Московской области, об обязании предоставить по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения по месту жительства в пос. Любучаны городского округа Чехов Московской области, мотивируя свои требования тем, что они зарегистрированы и проживают на условиях договора социального найма в жилых помещениях, расположенных в жилом доме № 24 по ул. Заводской в пос. Любучаны городского округа Чехов Московской области, признанном аварийным и подлежащим сносу со сроком расселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ. Истцы полагают, что имеют право на предоставление жилых помещений по договору социального найма в границах населенного пункта, в котором находятся занимаемые ими жилые помещения. Поскольку до настоящего времени расселение аварийного дома с предоставлением иных благоустроенных жилых помещений ответчиком не произведено, они вынуждены обратиться в суд за защитой своих прав.
Истцы, Середа Е.В., Герман П.И., Царева Е.Н., Смышляева О.А., Снежков Ю.А., Пуха О.А., их представитель по доверенности Керимов А.И. оглы, в судебное заседание явились, уточненные исковые требования поддержали.
Истцы, Бугров А.В., Кудинов В.М., в судебное заседание не явились, извещены, направили в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают. Их представитель по доверенности Керимов А.И. оглы явился, исковые требования поддержал.
Ответчик, представитель городского округа Чехов Московской области по доверенности Савичева А.С., в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.94-97).
3- лица, Кудинова Н.В., Ганина В.С., Пуха И.О., Кудинов А.В., Герман Е.П., Герман Е.А., в судебное заседание явились, исковые требования истцов поддержали.
3-и лица, Бугрова Л.Н., Пуха Г.О., Середа В.П., Смышляев О.Л., Ганин А.А., в судебное заседание не явились, извещены, направили в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования истцов поддерживают.
3-е лицо, представитель отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Чехов, в судебное заседание не явился, извещен.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы гражданского дела, представленные доказательства, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Главой сельского поселения Любучанское Чеховского муниципального района Московской области принято Постановление № о проведении обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно акта обследования помещения Межведомственной комиссией СП Любучанское по оформлению разрешений на переустройство и перепланировку жилых помещений, переводу жилых помещений в нежилые и нежилые помещения в жилые, признанию жилых помещений пригодными для проживания, а также признанию многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, введенного в эксплуатацию в 1946 году, находящегося в муниципальной собственности, данный дом не соответствует установленным действующим законодательством требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Заключение комиссии: признать аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом.
Постановлением Главы сельского поселения Любучанское Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу; утвержден план мероприятий для расселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из лицевого счета, домовой книги, в коммунальной <адрес>, общей площадью 32,4 кв.м., <адрес>, зарегистрированы и проживают: ФИО4, ФИО5.
Согласно выписке из лицевого счета, домовой книги, в коммунальной <адрес>, общей площадью 26,3 кв.м., <адрес>, зарегистрированы и проживают: ФИО2, ФИО6, ФИО7.
Согласно выписке из лицевого счета, домовой книги, в коммунальной <адрес>, общей площадью 38,5 кв.м., <адрес>, зарегистрированы и проживают: ФИО8, ФИО9, ФИО10, несовершеннолетняя ФИО11, несовершеннолетняя ФИО12.
Согласно выписке из лицевого счета, домовой книги, в коммунальной <адрес>, общей площадью 30,2 кв.м., <адрес>, зарегистрированы и проживают: ФИО3, ФИО13, несовершеннолетняя ФИО14.
Согласно выписке из лицевого счета, домовой книги, в коммунальной <адрес>, общей площадью 38,8 кв.м., <адрес>, зарегистрированы и проживают: ФИО15, ФИО16.
Согласно выписке из лицевого счета, домовой книги, в коммунальной <адрес>, общей площадью 35,10 кв.м., <адрес>, зарегистрированы и проживают: ФИО17, ФИО18, ФИО19, несовершеннолетний ФИО20.
Согласно выписке из лицевого счета, домовой книги, в коммунальной <адрес>, общей площадью 46 кв.м., <адрес>, зарегистрированы и проживают: ФИО21, ФИО22.
Согласно выписке из лицевого счета, домовой книги, в коммунальной <адрес>, общей площадью 32,8 кв.м., <адрес>, зарегистрированы и проживает ФИО23.
Решением Чеховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Администрации Чеховского муниципального района Московской области отказано в удовлетворении исковых требований к Дмитриевой В.И., Дмитриеву В.А., Цой А.А., Павлычеву В.Н., Цой А.А., Царевой Е.Н., Ганиной В.С., Ганину А.А., действующему за себя в интересах несовершеннолетнего Ганина Никиты Алексеевича, Герман П.И., Герман Е.А., Герман Е.П., Пуха О.А., Пуха И.О., действующему за себя и в интересах несовершеннолетней Пуха Галины Олеговны, Кудиновой Н.В., Кудинову В.М., Кудинову А.В., действующему за себя и в интересах несовершеннолетних Кудиновой Елизаветы Алексеевны, Кудиновой Ирины Алексеевны, Ковальчук А.П., Сутормину А.П., действующему за себя в интересах Суторминой Валерии Алексеевны, Васильеву Э.Е., Войтенко С.Г., Дадуевой Е.И., Снежкову Ю.А., Гостевой Н.К., Галкиной А.Ф., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Галкина Владимира Максимовича, Смышляеву О.Л., Смышляевой О.А., Бугровой Л.Н., Бугрову А.В., Середа Е.В., Середа В.П., о выселении с предоставлением другого жилого помещения.
Как установлено судебным решением, Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена адресная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области за 2013 - 2015 годы».
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации сельского поселения Любучанское Чеховского муниципального района Московской области № была утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в сельском поселении Любучанское на 2013 – 2015 годы».
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Чеховского муниципального района Московской области принято Постановление № о предоставлении истцам жилых помещений на условиях договора социального найма жилого помещения.
Как следует из объяснения сторон, отселиться в предложенные органом местного самоуправления жилые помещения, относящиеся к маневренному фонду и расположенные с ином населенном пункте – пос. Мещерское ответчики отказались, поскольку предоставляемые жилые помещения находятся в границах другого населенного пункта. Иных жилых помещений для отселения до настоящего времени истцам не предоставлено.
Разрешая заявленные исковые требования суд сходит из следующего.
Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЖК РФ). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1, 3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, исходя из указанных правовых норм, основанием для предоставления жилого помещения по договорам социального найма, является признание в установленном законом порядке жилого помещения, в котором указанные граждане проживают, непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащими.
В силу ч. 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Следовательно, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, с соблюдением процедуры принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, включающей в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией.
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает, в том числе, решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Положения ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ распространяются на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и возникшие с 01 января 2009 года.
Таким образом, указанными правовыми нормами определены критерии предоставляемого в связи со сносом дома жилого помещения, которое должно соответствовать установленным требованиям законодательства и находиться в черте соответствующего поселения.
Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
Согласно Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», право выбора населенного пункта для проживания принадлежит ответчикам. Письменного согласия на переселение в другой населенный пункт истцы не давали, в связи с чем их расселение в данном случае допускается лишь с предоставлением жилого помещения в том же населенном пункте, а именно, в п. Любучаны городского округа Чехов Московской области.
При этом, понятие «населенный пункт» применительно к ст. 86 и ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям «муниципальное образование», «городской округ» или «муниципальный район».
Аналогичная позиция содержится и в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года.
Как установлено судом, необходимая процедура признания жилого <адрес> городского округа Чехов Московской области органом местного самоуправления проведена, решение межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу принято, распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов принято. До ДД.ММ.ГГГГ жильцы дома должны были быть отселены из аварийного дома в иные благоустроенные жилые помещения. От предложенных жилых помещений, относящихся к маневренному фонду и расположенных в ином населенном пункте – пос. Мещерское Чеховского района Московской области, истцы отказались. Иных жилых помещений для отселения до настоящего времени истцам не представлено.
С учетом установленных обстоятельств и норм закона, принимая во внимание, что надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям администрации городского округа, а непринятие своевременных мер ответчиком может повлечь за собой необратимые последствия, создает угрозу жизни и здоровью, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию обязанности по предоставлению истцам отдельных благоустроенных жилых помещений в п. Любучаны городского округа Чехов Московской области взамен признанного аварийным жилого <адрес> в п. Любучаны городского округа Чехов Московской области.
Доводы представителя ответчика об отсутствии в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений суд отклоняет, поскольку данное обстоятельство не может влиять на права истцов по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма в связи с проживанием в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим расселению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания свои требований или возражений.
Доказательств, опровергающих доводы истцов, ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает требования истцов законными и обоснованными.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО22, ФИО2, ФИО9, ФИО3, ФИО4, ФИО16, ФИО23, ФИО17 к Администрации городского округа Чехов Московской области об обязании предоставить жилые помещения по договору социального найма – удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Чехов Московской области предоставить ФИО22 с совместно проживающей с ним ФИО21 благоустроенное жилое помещение в п. Любучаны городского округа Чехов Московской области по договору социального найма общей площадью не менее 46 кв.м., взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу: городской округ <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Чехов Московской области предоставить ФИО2 с совместно проживающими с ним ФИО6, ФИО7 благоустроенное жилое помещение в п. Любучаны городского округа Чехов Московской области по договору социального найма общей площадью не менее 26,3 кв.м., взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу: городской округ <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Чехов Московской области предоставить ФИО9 с совместно проживающими с ним ФИО8, ФИО10, ФИО11, 2011 года рождения, ФИО12, 2015 года рождения, благоустроенное жилое помещение в п. Любучаны городского округа Чехов Московской области по договору социального найма общей площадью не менее 38,5 кв.м., взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу: городской округ <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Чехов Московской области предоставить ФИО3 с совместно проживающими ФИО13, ФИО14 благоустроенное жилое помещение в п. Любучаны городского округа Чехов Московской области по договору социального найма общей площадью не менее 30,2 кв.м., взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу: городской округ <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Чехов Московской области предоставить ФИО4 с совместно проживающей ФИО5 благоустроенное жилое помещение в п. Любучаны городского округа Чехов Московской области по договору социального найма общей площадью не менее 32,4 кв.м., взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу: городской округ <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Чехов Московской области предоставить ФИО16 с совместно проживающим ФИО15 благоустроенное жилое помещение в п. Любучаны городского округа Чехов Московской области по договору социального найма общей площадью не менее 38,8 кв.м., взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу: городской округ <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Чехов Московской области предоставить ФИО23 благоустроенное жилое помещение в п. Любучаны городского округа Чехов Московской области по договору социального найма общей площадью не менее 32,8 кв.м., взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу: городской округ <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Чехов Московской области предоставить ФИО17 с совместно проживающими ФИО18, ФИО19, ФИО20, 2009 года рождения благоустроенное жилое помещение в п. Любучаны городского округа Чехов Московской области по договору социального найма общей площадью не менее 35,1 кв.м., взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу: городской округ <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение месяца.
Председательствующий судья: А.Е. Трощило