Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 08 февраля 2021 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-200/2021 по административному исковому заявлению Администрации Озернинского сельского поселения к судебному приставу-исполнителю Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Чадаевой Наталии Алексеевне, Братскому межрайонному отделу судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Озернинского сельского поселения обратилась в Братский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Братскому межрайонному отделу судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. от **.**.**** ***.
В обоснование административного искового заявления Администрация Озернинского сельского поселения указала, что решением Братского районного суда Иркутской области от 10.05.2018 по гражданскому делу *** по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц на Администрацию Озернинского сельского поселения возложена обязанность: в срок до 01.08.2018 обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с ходатайством о переводе в земли особо охраняемых территорий земельного участка лесного фонда, расположенного по адресу: ...; в срок до 01.10.2019 поставить на кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение кладбища, расположенный по адресу: ....
После вынесения судебного решения по гражданскому делу *** Администрация Озернинского сельского поселения проводила работу, направленную на исполнение решения.
30.08.2018 Администрация Озернинского сельского поселения заключила с ООО «Земельный комплекс» договор *** на оказание услуг по проведению работ по определению границ и площади земельного участка для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по адресу: ... для размещения кладбища, площадь 3,6 га, земли лесного фонда.
09.01.2019 распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области ***-мр «Об утверждении акта выбора» утвержден акт выбора лесного участка *** от **.**.****. Как следует из содержания акта выбора участка лесного фонда *** от **.**.****, комиссия согласовала Администрации Озернинского сельского поселения выбор лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, имеющего местоположение: ..., общей площадью 3,4388 га с переводом земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях размещения гражданских захоронений (кладбища).
11.01.2019 проведено натурное техническое обследование лесного участка, выбранного на основании акта выбора от **.**.**** *** в целях перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов (для размещения гражданских захоронений), в результате которого был составлен акт натурного технического обследования лесного участка.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области Чадаевой Н.А. от 30.12.2019 *** (входящий номер Администрации Озернинского сельского поселения *** от **.**.****) на основании исполнительного листа, выданного Братским районным судом Иркутской области по гражданскому делу *** от **.**.****, возбуждено исполнительное производство ***-ИП в отношении Администрации Озернинского сельского поселения. Требованием судебного пристава-исполнителя от **.**.**** ***, полученным одновременно с постановлением о возбуждении исполнительного производства, Администрации Озернинского сельского поселения был установлен срок для направления информации о полном или частичном исполнении решения суда.
Администрация Озернинского сельского поселения **.**.**** за исх. *** обратилась в Братский районный суд Иркутской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения по гражданскому делу ***.
16.01.2020 Администрация Озернинского сельского поселения во исполнение требования направила информационное письмо в службу судебных приставов-исполнителей за исх. ***, в котором сообщала о том, что в Братский районный суд Иркутской области 16.01.2020 было направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения по гражданскому делу ***.
20.01.2020 Братский районный суд вынес определение об оставлении заявления без движения, в обосновании такого решения указав на отсутствие уведомления о вручении или иных документов, которые могли бы подтвердить направление копии заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения заинтересованному лицу. Во исполнение указанного определения Администрация Озернинского сельского поселения направила копии заявления о предоставлении отсрочки заинтересованным лицам, а также соответствующее письмо в Братский районный суд от **.**.**** за исх. *** с приложением квитанций об оплате почтовых отправлений.
Определением Братского районного суда Иркутской области от 18.02.20208 заявление Администрации Озернинского сельского поселения о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения по гражданскому делу *** было удовлетворено частично - отсрочка исполнения судебного решения была предоставлена сроком до 01 августа 2020 года.
21.02.2020 Администрация Озернинского сельского поселения обратилась в Министерство лесного комплекса Иркутской области с ходатайством за исх. *** об утверждении схемы расположения земельного (лесного) участка в составе земель лесного фонда и образовании земельный (лесной) участок из земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности.
Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от **.**.**** ***-мр «Об образовании земельных (лесных) участков» была утверждена схема расположения земельного (лесного) участка в составе земель лесного фонда и образован земельный (лесной) участок из земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***, имеющего местоположение: Российская ..., а также Администрация Озернинского сельского поселения была уполномочена на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образуемый земельный участок.
Требованием судебного пристава-исполнителя от 12.10.2020 *** (входящий Администрации Озернинского сельского поселения *** от **.**.****) Администрации Озернинского сельского поселения был установлен срок предоставления информации о полном или частичном исполнении судебного решения до 30.10.2020.
29.10.2020 Администрация Озернинского сельского поселения в ответ на вышеуказанное требование направила информационное письмо за исх. ***, в котором указывалось на факт направления 29.10.2020 Администрацией Озернинского сельского поселения в адрес ООО «Земельный комплекс» обращения с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образуемый земельный участок, а также было указано на то, что земельный участок будет поставлен на кадастровый учет в течение 10 дней.
24.11.2020 земельный участок с кадастровым номером ***, имеющий местоположение: ..., был поставлен на кадастровый учет и был присвоен номер кадастрового квартала: 38:02:070301, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
25.11.2020 судебный пристав-исполнитель вынес постановление *** об окончании исполнительного производства, согласно которому исполнительное производство ***-ИП было окончено, так как в ходе исполнения данного исполнительного производства установлено, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.
25.11.2020 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения ***. Согласно данному требованию Администрация Озернинского сельского поселения в срок, установленный для добровольного исполнения, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, судебному приставу-исполнителю не представила. Однако, исходя из вышеприведенного, это противоречит действительности, так как требования судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации о полном или частичном исполнении судебного решения исполнялись в установленные сроки.
Администрация Озернинского сельского поселения приняла все меры для надлежащего исполнения исполнительного листа *** от **.**.****, однако по объективным, не зависящим от неё причинам, исполнить исполнительный лист в срок, установленный для добровольного исполнения, не представилось возможным.
При таких обстоятельствах, умысла и вины за несвоевременное исполнение исполнительного листа у Администрации Озернинского сельского поселения не было, и при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась, она предпринимала все меры, направленные на своевременное исполнение судебного решения, ею не было допущено противоправных действий, которые могли бы указывать на её уклонение от исполнения исполнительного документа.
Определением судьи Братского районного суда Иркутской области от 14.01.2021 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаева Н.А., УФССП России по Иркутской области, в качестве заинтересованного лица - прокурор Братского района Иркутской области.
Представитель административного истца Администрации Озернинского сельского поселения Душаева Е.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, заявлением просила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаева Н.А., представители административных ответчиков Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области, УФССП России по Иркутской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, письменных возражений в отношении заявленных требований суду не представили.
Заинтересованное лицо прокурор Братского района Иркутской области Бянкин А.А., действующий на основании прав по должности, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что заявление администрации не подлежит удовлетворению, поскольку Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» установлено, что должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, судом на основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чем вынесено определение.
Изучив материалы административного дела, обозрев материалы исполнительного производства и гражданского дела ***, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что решением Братского районного суда Иркутской области от 10.05.2018, вступившим в законную силу, по гражданскому делу *** от ответчика Администрации Озернинского сельского поселения принято признание иска; исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены; на Администрацию Озернинского сельского поселения возложены обязанности: в срок до 01 августа 2018 года обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с ходатайством о переводе в земли особо охраняемых территорий земельного участка лесного фонда, расположенного по адресу: ...; в срок до 01 октября 2019 года поставить на кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение кладбища, расположенный по адресу: ....
На основании исполнительного листа серии ФС ***, выданного Братским районным судом Иркутской области по гражданскому делу ***, постановлением судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области Чадаевой Н.А. от **.**.**** возбуждено исполнительное производство ***-ИП в отношении Администрации Озернинского сельского поселения, предмет исполнения: обязать Администрацию Озернинского сельского поселения в срок до 01 октября 2019 года поставить на кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение кладбища, расположенный по адресу: ....
Указанным постановлением должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор; в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50000 руб.
Кроме того, согласно исполнительному производству ***-ИП судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. в адрес Администрации Озернинского сельского поселения 30.12.2019 было вынесено требование о направлении в Братский МОСП по ОПИ не позднее следующего дня после истечения срока для добровольного исполнения, установленного п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства, информации о полном или частичном исполнении решения суда (с соответствующими документами, если исполнение может быть подтверждено документально), а в случае неисполнения (частичного исполнения) – письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решения суда.
Вместе с тем, судом установлено и сторонами не оспаривается, что после получения Администрацией Озернинского сельского поселения копии постановления о возбуждении исполнительного производства в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок требования должником не исполнены.
При этом судом установлено, что Администрацией Озернинского сельского поселения принимались необходимые меры для исполнения решения суда еще до возбуждения исполнительного производства.
Так, 30.08.2018 между Администрацией Озернинского сельского поселения и ООО «Земельный комплекс» заключен договор на оказание услуг ***, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить геодезические работы по определению границ и площади земельного участка для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по адресу: ... для размещения кладбища, площадь 3,6 га, земли лесного фонда.
Актом выбора участка лесного фонда *** от **.**.****, утвержденным заместителем министра лесного комплекса Иркутской области 09.01.2019, Администрации Озернинского сельского поселения согласован выбор лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, имеющего местоположение: ...), общей площадью 3,4388 га, с переводом земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях размещения гражданских захоронений (кладбища).
Согласно копии акта натурного технического обследования лесного участка от 11.01.2019, утвержденного заместителем министра лесного комплекса Иркутской области 11.01.2019, проведено натурное техническое обследование лесного участка, выбранного на основании акта выбора лесного участка от **.**.**** *** в целях перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов (для размещения гражданских захоронений), в пределах земель лесного фонда Падунского лесничества, в Братском муниципальном образовании Иркутской области.
Определением Братского районного суда Иркутской области от 18.02.2020 Администрации Озернинского сельского поселения предоставлена отсрочка исполнения решения Братского районного суда Иркутской области от 10.05.2018 по гражданскому делу *** на срок до 01.08.2020.
12.10.2020 судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. в адрес Администрации Озернинского сельского поселения было вынесено требование в срок до 30.10.2020 представить судебному приставу-исполнителю информацию о полном или частичном исполнении решения суда с подтверждающими документами, а в случае неисполнения решения суда в полном объеме – письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решения суда.
В ответ на указанное требование 12.11.2020 в Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области поступило сообщение Администрации Озернинского сельского поселения *** от **.**.****, согласно которому в целях перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий для размещения кладбища Администрацией Озернинского сельского поселения направлен запрос *** от **.**.**** в Министерство лесного комплекса ... об утверждении схемы расположения земельного (лесного) участка в составе земель лесного фонда и образовании земельного (лесного) участка из земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности и постановке на кадастровый учет; в адрес Администрации Озернинского сельского поселения (вх. *** от **.**.****) направлено Распоряжение Министерства лесного комплекса Иркутской области ***-м от **.**.**** «Об образовании земельных (лесных) участков», которым утверждена схема расположения земельного (лесного) участка в составе земель лесного фонда и образован земельный (лесной) участок из земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***, имеющий местоположение: ..., разрешенное использование: для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, общей площадью 3,4388 га. Земельный участок с кадастровым номером 38:00:000000:443 сохранен в измененных границах; Администрацией Озернинского сельского поселения 29.10.2020 в адрес ООО «Земельный комплекс» направлено обращение с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образуемый земельный участок. В течение 10 дней земельный участок будет поставлен на кадастровый учет.
Указанные администрацией обстоятельства подтверждаются копиями Распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области ***-м от **.**.**** «Об образовании земельных (лесных) участков», схемы расположения проектируемого лесного участка (с учетом ЕГРН).
Копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от **.**.**** подтверждается регистрация **.**.**** права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: ...), площадью 34388 кв. м +/- 3245, категория земель: земли лесного фонда, виды разрешенного использования: для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, кадастровый номер – ***.
25.11.2020 постановлением судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. в связи с неисполнением исполнительного документа должником Администрацией Озернинского сельского поселения в срок, установленный для добровольного исполнения, с Администрации Озернинского сельского поселения взыскан исполнительский сбор в размере 50 000,00 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. от 25.11.2020 исполнительное производство ***-ИП окончено (требования исполнительного документа выполнены в полном объеме), взыскание исполнительского сбора в размере 50000 руб. выделено в отдельное исполнительное производство.
В соответствии с ч. ч. 11 и 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу п. 74 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п. 75).
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, действующее законодательство РФ, включая нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в 5-дневный срок, установленный для добровольного исполнения, Администрацией Озернинского сельского поселения решение Братского районного суда Иркутской области от 10.05.2018 по гражданскому делу *** не исполнено.
Вместе с тем, материалами административного дела, копией исполнительного производства подтверждается, что должником Администрацией Озернинского сельского поселения предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения решения суда, в связи с чем Администрации Озернинского сельского поселения судом предоставлялась отсрочка исполнения решения суда. При этом наличие причин объективного характера не позволило исполнить решение суда в установленные сроки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования исполнительного документа не исполнены должником Администрацией Озернинского сельского поселения в установленный судебным приставом-исполнителем срок по независящим от нее обстоятельствам, в связи с чем, отсутствует противоправность действий и вина Администрации Озернинского сельского поселения и имеются основания для освобождения администрации от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного административное исковое заявление Администрации Озернинского сельского поселения к судебному приставу-исполнителю Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А., Братскому МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области, УФССП России по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству ***-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного по гражданскому делу ***, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Администрации Озернинского сельского поселения удовлетворить.
Освободить Администрацию Озернинского сельского поселения от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Чадаевой Наталии Алексеевны от 25.11.2020 по исполнительному производству ***-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья М.А. Гапеевцева