Решение по делу № 2а-1158/2021 от 11.12.2020

                                                     16RS0051-01-2020-019469-54

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

П. Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00,

http://sovetsky.tat.sudrf.ru     е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

Р Е Ш Е Н И Е

           И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

г. Казань                                           Дело №2а-1158/21

    7 апреля 2021 года

    Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

    председательствующего судьи Бусыгина Д.А.

    с участием представителя административных истцов Сатдинова М.Ф.

    представителя административных соответчиков МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» и ИК МО г. Казани Федорова В.Н.

    представителя заинтересованного лица МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» Садреева А.А.

    представителя заинтересованного лица АО «КАПО им. С.П. Горбунова» - филиал ПАО «Туполев» Волкова А.А.

    при секретаре Перваковой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Дадашова Э.Г.о, Усамбаева А.Ш. к МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани», заместителю главы МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» Воробьеву Д.С., главному специалисту отдела благоустройства и работе с жилыми массивами МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» Якимовой Э.Ю., Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании решений незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений, суд

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы Дадашов Э.Г. и Усамбаев А.Ш. (далее – административные истцы) обратились в суд с административными исками по тем основаниям, что они являются собственниками частей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>, общей площадью 100 кв. м. Для оформления права собственности на земельный участок административные истцы обратились в адрес ответчика с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности. Однако, от административного ответчика ими были получены отказы в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности со ссылкой на то обстоятельство, что запрашиваемый земельный участок, занимаемый частями жилого дома, согласно принятому Генеральному плану г. Казани расположен в границах планируемой магистральной улицы общегородского значения. Территория общего пользования приватизации не подлежит, в связи с чем предоставление указанного земельного участка в собственность не предоставляется возможным. Данные отказы административные истцы считают необоснованными и не соответствующими требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного административные истцы просят суд признать незаконными отказы в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 16:50:240104:15, расположенного по адресу: <адрес изъят>; обязать административного ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявления административных истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату.

В порядке подготовки дел к судебному разбирательству к участию в делах в качестве заинтересованного лица привлечено МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани».

Определением суда от 9 февраля 2021 года административные дела №№2а- 1158/2021 и 2а-1162/2021, возбужденные по указанным административным исковым заявлениям, объединены в одно производство с присвоением номера №2а-1158/2021.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен главный специалист отдела благоустройства и работе с жилыми массивами Якимова Э.Ю., а в качестве заинтересованных лиц -АО «Сетевая компания», ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова- филиал «ПАО «Туполев», МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани».

На судебное заседание представитель административных истцов явился, требования поддержал.

Представитель административных соответчиков МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» и ИК МО г. Казани на судебное заседание явился, административный иск не признал.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» на судебное заседание явился, просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель заинтересованного лица АО «КАПО им. С.П. Горбунова» - филиал ПАО «Туполев» на судебное заседание явился, просил в удовлетворении требований отказать.

Иные участники судебного разбирательства на судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.

Изучив материалы дела, выслушав представителей административных истцов, административных соответчиков, заинтересованных лиц, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Статья 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 30 декабря 2015 года №4650 утвержден административный регламент предоставления Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, занимаемого индивидуальным жилым домом, принадлежащим гражданину (гражданам) на праве собственности (далее - административный регламент).

В соответствии с действующим административным регламентом, по результатам рассмотрения заявления выносится постановление «О предварительном согласовании предоставления гражданину земельного участка, занимаемого индивидуальным жилым домом».

Частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности отнесены, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

(пп. "а" в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;

в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

В силу статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.

На основании подпункта 4 пункта 3.2.2 Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 года N 18-30 (РДС 30-201-98), размеры земельных участков в границах застроенных территорий городских и сельских поселений устанавливаются с учетом фактического землепользования, градостроительных нормативов, действовавших на период застройки указанных территорий.

Согласно пунктов 4.4 и 4.6 названной Инструкции, действующей в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.

Сводный план красных линий выполняется, хранится и поддерживается органами архитектуры и градостроительства. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением красных линий на подведомственной территории и несут ответственность за своевременное внесение дополнений и изменений в соответствии с утвержденными разбивочными чертежами (пункт 4.7 Инструкции).

Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

При этом территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ, основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Судом установлено, что административным истцам на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 100 кв. м., расположенный по адресу: <адрес изъят>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 16:50:240104:15.

Административные истцы обратились в МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» с заявлениями о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка с кадастровым номером 16:50:240104:15 в собственность за плату.

Письмами от 28 сентября 2020 года№10-25/2375 и №10-25/2376 административным истцам было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, по тем основаниям, что запрашиваемый земельный участок, согласно принятому Генеральному плану г. Казани, частично находится в границах планируемой магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения. Территория общего пользования приватизации не подлежит.

Посчитав данные отказы незаконными, административные истцы обратились в суд.

Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения №10-25/2375 и №10-25/2376 от 28 сентября 2019 являются незаконными по следующим основаниям.

Так, согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок планируется согласовать в предоставление в собственность, из участка с кадастровым номером 16:50:240104:15, расположенного по адресу: <адрес изъят> и земель неразграниченной государственной собственности.

В ходе судебного разбирательства от представителя заинтересованного лица МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» было предоставлено письмо с информацией о земельном участке, с кадастровым номером 16:50:240104:15, согласно которого рассматриваемый земельный участок в основном расположен в зоне магистральной улицы общегородского значения непрерывно движения (1 класса), планируемого к размещению. Также, в данном ответе указано, что точное место прохождение магистральной улицы, ее статус, поперечный профиль будет определены при разработке проекта планировки линейного объекта. В настоящее время решение о разработке проекта планировки линейного объекта на данную территорию не принято. В соответствии с дежурным планом красных линий, красные линии планируемой магистральной улицы, на сегодняшний день не нанесены. Незначительная часть рассматриваемого земельного участка входит в проектные красные линии.

Следовательно, как усматривается из представленных документов, красные линии планируемой магистральной улицы до настоящего времени не нанесены, при этом красные линии, проходящие через земельный участок административных истцов, являются незначительными, а также, являются проектными. В настоящее время проект планировки данной территории не утвержден. Следовательно, наличие проектных красных линий, а также нахождение запрашиваемого земельного участка в зоне магистральной улицы общегородского значения, точное место которой, а также ее статус и профиль в настоящее время не определены, не являются законными основаниями для вынесения оспариваемых решений. Принятый Генеральный план г. Казани также не является определяющим, поскольку не является утвержденным проектом планировки территории.

При таких обстоятельствах, суд признает незаконным решение МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» в лице заместителя главы МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» Воробьева Д.А. от 28 сентября 2020 года №10-25/2375 об отказе Усамбаеву А.Ш. в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, занимаемого частью индивидуального жилого дома с кадастровым номером 16:50:240104:49 по адресу: <адрес изъят>. Также, суд признает незаконным решение МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» в лице заместителя главы МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» Воробьева Д.А. от 28 сентября 2020 года №10-25/2376 об отказе Дадашову Э.Г. в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, занимаемого частью индивидуального жилого дома с кадастровым номером 16:50:240104:112 по адресу: <адрес изъят>.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов суд считает необходимым обязать МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявлений Дадашова Э.Г., Усамбаева А.Ш. от 15 сентября 2020 года о предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков, занимаемых частями индивидуального жилого дома с кадастровыми номерами 16:50:240104:49, 16:50:240104:112 в течение месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные иски Дадашова Э.Г.о, Усамбаева А.Ш. к МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани», заместителю главы МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» Воробьеву Д.С., главному специалисту отдела благоустройства и работе с жилыми массивами МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» Якимовой Э.Ю., Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании решений незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений удовлетворить.

Признать незаконным решение МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» в лице заместителя главы МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» Воробьева Д.С. от 28 сентября 2020 года №10-25/2375 об отказе Усамбаеву А.Ш. в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, занимаемого частью индивидуального жилого дома с кадастровым номером 16:50:240104:49 по адресу: <адрес изъят>

Признать незаконным решение МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» в лице заместителя главы МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» Воробьева Д.С. от 28 сентября 2020 года №10-25/2376 об отказе Дадашову Э.Г.о в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, занимаемого частью индивидуального жилого дома с кадастровым номером 16:50:240104:112 по адресу: <адрес изъят>

Обязать МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявлений Дадашова Э.Г.о, Усамбаева А.Ш. от 15 сентября 2020 года о предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков, занимаемых частями индивидуального жилого дома с кадастровыми номерами 16:50:240104:49, 16:50:240104:112 в течение месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.

Судья Советского

районного суда г. Казани                        Д.А. Бусыгин

Мотивированное решение суда составлено 21 апреля 2021 года

    Судья                                Д.А. Бусыгин

2а-1158/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
ИК МО г. Казани
АО "Сетевая компания"
Дадашов Э.Г. оглы
АО "КАПО им. С.П. Горбунова - филиал ПАО "Туполев"
главный специалист отдела благоустройства и работе с жилыми массивами администрации района Якимова Э.Ю.
Усамбаев А.Ш.
МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани"
заместитель Главы МКУ "Администрация Советского района ИК МО г. Казани" Воробьев Денис Сергеевич
МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани"
МКУ "Администрация Советского района ИК МО г. Казани"
Суд
Советский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Бусыгин Д. А.
Дело на странице суда
sovetsky.tat.sudrf.ru
07.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее