Дело № 2-1077/2024
УИД: 21RS0025-01-2023-004684-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2024 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Котеевой Н.Н., с участием истца Галицкой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галицкой (Яковлевой) Оксаны Васильевны к администрации города Чебоксары о признании постановления администрации Московского района г. Чебоксары об исключении из списка лиц, имеющих право на государственную поддержку в приобретении жилья, незаконным и о восстановлении в списке очередников с момента постановки на учет,
установил:
Галицкая (Яковлева) О.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Чебоксары о признании постановления администрации Московского района г. Чебоксары от дата ----- об исключении из списка лиц, имеющих право на государственную поддержку в приобретении жилья, и постановления от дата ----- о внесении изменений в постановление от дата ----- незаконными и о возложении обязанности восстановить в списке лиц, имеющих право на государственную поддержку в приобретении жилья, с момента постановки на учет, указав в основном и дополнительном исках, что на основании ее заявления от дата постановлением администрации Московского района г. Чебоксары от дата ----- она поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на господдержку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 N 2 «О Порядке ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений». В дата году она вступила в брак и изменила фамилию. В дата года, указывает истица, она обратилась в администрацию Московского района г. Чебоксары и узнала, что на основании постановления районной администрации от дата ----- она исключена из списка очередников, после чего подала ответчику заявление о восстановление ее в названном списке, приложив пакет необходимых документов на себя и своего супруга. В ответ на указанное обращение письмом от дата ответчик уведомил ее об отказе в восстановлении в списке очередников, копии оспариваемых постановлений, указывает истица, были ей направлены дата, из которых ей стало известно, что первоначально она была исключена из списка очередников без указания оснований для снятия, чем нарушены требования ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Изменения в названное постановление внесены спустя два года. Совокупность указанных обстоятельств, полагает истица свидетельствует о незаконности оспариваемых постановлений и о наличии оснований для восстановления в списке очередников с момента постановки на учет.
В судебном заседании истица поддержала данный иск по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в представленном письменном отзыве просил о разрешении данного спора без его участия.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени разрешения данного спора извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в ряде его решений, в условиях рыночной экономики право на жилище, гарантированное статьей 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации осуществляют в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать для этого условия. Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (определения от 16 декабря 2008 года N 1068-О-О и от 5 марта 2009 года N 376-О-П), причем реализация гражданами данного конституционного права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах жилищного законодательства, в том числе посредством введения организационно-учетных правил постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (определения от 9 апреля 2002 года N 123-О, от 4 марта 2004 года N 80-О, от 15 июля 2010 года N 955-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О, от 24 февраля 2011 года N 161-О-О и др.).
Пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилье.
По правилам части 2 названной статьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Основания нуждаемости определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичные основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, в целях получения жилого помещения по договорам социального найма закреплены и в ст. 3 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 «О регулировании жилищных отношений».
Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 56 ЖК РФ, согласно которой, в частности, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п.2).
Утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, как основание для исключения из списка очередников, предусмотрена и подпунктом 2 пункта 2.21 Порядка реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары, утв. Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 22.10.2019 N 1900.
Согласно материалам дела, дата истица обратилась в администрацию Московского района г. Чебоксары с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на господдержку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 № 2 «О Порядке ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений», имея намерение приобрести жилое помещение по льготной ипотеке.
Подпунктом «а» п.1 данного постановления в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления истицы, предусматривалось, что настоящий Порядок устанавливает единые правила ведения органами местного самоуправления поселений и городских округов учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с законодательством Чувашской Республики и постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 января 2000 г. N 1 "Об утверждении Порядка выделения кредитов под ипотеку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики" и от 30 ноября 2011 г. N 530 "О государственной программе Чувашской Республики "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2012 - 2020 годы".
Таким образом, данный порядок учета распространяется на лиц, не признанных малоимущими, но нуждающихся в жилом помещении, и имеющих намерение приобрести жилое помещение за свой счет с использованием мер государственной поддержки.
Нормами жилищного законодательства Российской Федерации также предусмотрены правовые последствия гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, либо претендующих на принятие на жилищный учет.
Так, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Поскольку ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни нормативно-правовые акты Чувашской Республики не предусматривают исключения, право на реализацию мер государственной поддержки подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства о нуждаемости в жилом помещении и несовершении действий, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий.
На момент обращения с заявлением о постановке на учет, как следует из материалов дела, семья истицы состояла из одного человека, и проживала в жилом помещении, имеющем статус общежития, т.е. нуждающейся в жилом помещении истица признана по п. 1 ст. 51 ЖК РФ - ввиду отсутствия жилого помещения, занимаемого на предусмотренных данной нормой условиях.
Пунктом 11 Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006 N 2 "О Порядке ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений" предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку сохраняется за гражданином до получения государственной поддержки на строительство (приобретение) жилого помещения, за исключением утраты основания для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на государственную поддержку (подпункт 1).
В пункте 10 названного Постановления в редакции Постановления Кабинета Министров ЧР от 11.09.2013 N 359 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики" предусматривалось, что перерегистрацию граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку, орган местного самоуправления проводит ежегодно в период с 1 ноября по 15 декабря на основании представленных документов.
Согласно п. 10 названного Порядка в новой редакции орган местного самоуправления проводит перерегистрацию граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку, один раз в три года в период с 1 ноября по 15 декабря.
Таким образом, прохождение перерегистрации в установленные сроки является обязанностью гражданина, претендующего на получение мер государственной поддержки в жилищном обеспечении. На необходимость соблюдения правил о перерегистрации и о предоставлении сведений о нуждаемости истице было указано в уведомлении о постановке на учет ----- от дата. Факт получения уведомления о необходимости прохождения перерегистрации, истицей признан в судебном заседании.
В числе документов, которые необходимо представить заявителю для проведении перерегистрации, в абз. 2 названного Порядка перечислены: расписка по установленной органом местного самоуправления форме - в случае, если у гражданина и членов его семьи за предыдущие три года не произошло изменений в ранее представленных в орган местного самоуправления сведениях; документы (копии документов) из числа указанных в пункте 4 настоящего Порядка - в случае, если в составе сведений о гражданине и членах его семьи произошли изменения.
В случае, если в составе сведений о гражданине и членах его семьи произошли изменения, орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней со дня получения документов (копий документов) из числа указанных в пункте 4 настоящего Порядка в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием межведомственного электронного запроса, запрашивает документы, указанные в пункте 4.1 настоящего Порядка.
В случае представления гражданином документов, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня их получения осуществляет проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающимся в жилых помещениях и имеющим право на государственную поддержку.
Изменения, выявленные в ходе перерегистрации, вносятся в учетное дело гражданина.
По результатам перерегистрации органом местного самоуправления составляется список граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку, который размещается на официальном сайте органа местного самоуправления на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уведомление о результатах перерегистрации направляется гражданину в течение трех рабочих дней со дня включения в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку.
Как следует из материалов дела, с момента постановки на учет и до принятия оспариваемого постановления истица перерегистрацию не проходила, документы, подтверждающие ее право состоять в списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку, не предоставляла, т.е. от исполнения возложенной на нее обязанности по предоставлению необходимых документов, уклонилась.
Между тем, судом установлено, что в составе семьи и в жилищном обеспечении истицы за этот период произошли изменения, которые не позволяли ей состоять на учете.
Так, дата истица зарегистрировала брак с Галицким В.В., но сведения об обеспеченности своего супруга жилым помещением в жилищные органы, ведущие учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, не предоставляла.
Помимо этого, в период с дата истица обладала правом собственности на две квартиры, расположенные в ------: дата истица приобрела квартиру № ----- в доме № ----- по адрес, площадью ------ кв. м. и владела ею до дата, дата истица приобрела жилое помещение, площадью ------ кв. м., расположенное по адресу: адрес. Отчуждение указанного жилого помещения истицей произведено дата.
Таким образом, нуждаемость в жилом помещении у истицы в указанный период отпала, и при исполнении ею обязанности по предоставлению документов для проведения перерегистрации в соответствии с п. 10 вышеназванного Порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, она подлежала исключению из списка очередников.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, предполагающий утрату права на получение жилого помещения лишь в связи с прекращением юридических фактов, лежащих в основании возникновения данного права (определения от 24 декабря 2013 года N 2070-О, от 29 марта 2016 года N 592-О, от 18 июля 2017 года N 1626-О, от 25 ноября 2020 года N 2699-О и др.), сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, который не приобрел такое право.
Из приведенных выше норм ст. 53 и 57 ЖК РФ следует, что законодателем установлены пресекательные сроки, в течение которых действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии на жилищный учет либо для уменьшения площади предоставляемого жилья.
Поскольку сведения, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении, истица в орган местного самоуправления начиная с дата года не предоставляла, орган местного самоуправления дата принял решение об исключении ее из списка очередников, а постановлением от дата уточнил основания для снятия с учета - утраты основания для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на государственную поддержку.
При этом на момент принятия оспариваемых решений, вопреки утверждениям истицы установленный ст. 53 ЖК РФ и п. 3 вышеназванного Порядка, пятилетний срок с момента намеренного ухудшения жилищных условий не истек, отчуждение жилого помещения истицей произведено дата.
Действительно, Жилищным кодексом Российской Федерации установлены определенные требования, предъявляемые к порядку принятия решений о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Так, частью 2 статьи 56 ЖК РФ установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 данной статьи.
Однако с доводами истца относительно несоблюдения ответчиком названного порядка, в частности, срока принятия оспариваемого решения, согласиться нельзя.
Так, при том, что право собственности на квартиры в ------ у истицы возникло в дата году, жилищные органы администрации Московского района г. Чебоксары не были извещены о наличии указанных обстоятельств и об этом им стало известно лишь в дата года, когда истица обратилась с заявлением в орган местного самоуправления о восстановлении ее в списке очередников и после ее согласия на обработку персональных данных жилищными органами были истребованы сведения из реестра недвижимости, а дата по сути было принято решение об исключении из списка очередников, т.е. в течение установленного ч.2 ст. 56 ЖК РФ пятилетнего срока.
Суд также соглашается с доводами ответчика о наличии оснований для квалификации действий истца, как совершенных за пределами осуществления предоставленных прав.
Так, в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данных требований суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, по смыслу данной правовой нормы злоупотребление гражданским правом заключается в превышении пределов дозволенного гражданским правом осуществления своих правомочий путем осуществления их с незаконной целью или незаконными средствами, с нарушением при этом прав и законных интересов других лиц.
Под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему гражданского права, сопряженное с нарушением, установленных в ст. 10 ГК РФ пределов осуществления гражданских прав, причиняющее вред третьим лицам или создающее условия для наступления вреда.
В данном споре уклонение от прохождения перерегистрации за весь период с момента постановки на учет и до принятия решения об исключении из списка очередников и не предоставлении сведений об улучшении жилищных условий, которое имело место в период нахождения в списке очередников, в своей совокупности рассматривается судом как злоупотребление правом и служат самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении данного иска.
При этом истица не лишена права обратиться в орган местного самоуправления с новым заявлением о постановке на учет по истечению установленного ст. 53 ЖК РФ срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Галицкой (Яковлевой) Оксаны Васильевны (ИНН: -----) к администрации города Чебоксары (ИНН: 2126003194) о признании постановления администрации Московского района г. Чебоксары от дата ----- об исключении из списка лиц, имеющих право на государственную поддержку в приобретении жилья, и постановления от дата ----- о внесении изменений в постановление от дата ----- незаконными и о возложении обязанности восстановить в списке лиц, имеющих право на государственную поддержку в приобретении жилья, с момента постановки на учет, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 12 марта 2024 года.