Решение по делу № 2-306/2024 от 24.01.2024

дело №2-306/2024

10RS0013-01-2024-000097-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2024 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи И.С.Леккеревой,

при секретаре А.А.Смолиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пряжинского района в интересах муниципального образования «Чалнинское сельское поселение» к Силаковой Наталье Евгеньевне о взыскании неосновательного обогащения,

у с т а н о в и л :

прокурор Пряжинского района Республики Карелия обратился в суд в интересах муниципального образования «Чалнинское сельское поселение» по тем основаниям, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции. Установлено, что распоряжением от хх.хх.хх г. «О вступлении в должность Главы Чалнинского сельского поселения Силаковой Натальи Евгеньевны», Силакова Н.Е. вступила в должность главы поселения с хх.хх.хх г. Премия главе Чалнинского сельского поселения является иной дополнительной выплатой, размер которой зависит от результатов деятельности главы и выплачивается на основании решения Совета Чалнинского сельского поселения. С хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. Силакова Н.Е. получила премию в общем размере 32 746,45 рублей. Кроме того, установлено, что хх.хх.хх г. распоряжением заместителя Главы Чалнинского сельского поселения «О присвоении классного чина и установлении надбавки за классный чин», Силаковой Н.Е. присвоен классный чин «Советник муниципальной службы 3 класса» с хх.хх.хх г. Установлена надбавка Силаковой Н.Е. за классный чин в размере 2 399 рублей 00 копеек. хх.хх.хх г. распоряжением Главы Чалнинского сельского поселения «О присвоении классного чина и установлении надбавки за классный чин», Силаковой Н.Е. присвоен классный чин «Советник муниципальной службы 1 класса» с хх.хх.хх г.. Установлена надбавка Силаковой Н.Е. за классный чин в размере 3 087 рублей 00 копеек. В период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. сумма начисленного денежного содержания Главы Чалнинского сельского поселения составила ... рублей ... копеек. Сумма выплаченного денежного содержания Главы Чалнинского сельского поселения, после удержания налога на доходы физических лиц в размере ... рублей ... копеек, составила ... рублей ... копеек. При этом, за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. Силаковой Н.Е. была получена доплата за классный чин в общем размере 19 278 рублей 41 копейка. Указывая, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (выборным должностным лицом), наделенным уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, получение Силаковой Н.Е. в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. доплаты за классный чин является незаконным, поскольку занимаемая ею в указанный период должность - глава Чалнинского сельского поселения - глава администрации Чалнинского сельского поселения, является муниципальной должностью, а не должностью муниципальной службы. В связи с изложенным прокурор Пряжинского района Республики Карелия просил взыскать с Силаковой Натальи Евгеньевны в казну муниципального образования «Чалнинское сельское поселение» сумму полученной за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. премии в размере 32 746 рублей 45 копеек, сумму полученной за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. доплаты за классный чин в размере 19 278 рублей 41 копейка.

Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. принят отказ от иска прокурора Пряжинского района в части требования о взыскании с Силаковой Н.Е. неосновательного обогащения в размере 19278,41 руб.

В судебном заседании помощник Прокурора Прионежского района Павлов Д.С. заявленные требования поддерживал по изложенным в исковом заявлении основаниям. Указал, что требования о взыскании неосновательного обогащения основаны на недобросовестности Главы поселения, которая выразилась в допущении ситуации личной заинтересованности (оценка качества работы самой себя).

Ответчик Силакова Н.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. В частности, указала, что Положением о материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы, работников, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления Чалнинского сельского поселения, утвержденного решением Совета Чалнинского сельского поселения созыва от хх.хх.хх г. предусмотрено, что начисление ежемесячной премии производится за фактически отработанное время в месяце в размере до 20 процентов должностного оклада. Ежемесячная премия устанавливается распоряжением администрации и выплачивается по итогам квартала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, заслушав помощника прокурора, ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с хх.хх.хх г. Силакова Н.Е. вступила в должность Главы Чалнинского сельского поселения, издав распоряжение от хх.хх.хх г. "О вступлении в должность Главы Чалнинского сельского поселения Силаковой Натальи Евгеньевны».

Решением Совета Чалнинского сельского поселения от хх.хх.хх г. утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Чалнинского сельского поселения (далее – Положение ).

В соответствии с п.2 Положения оплата труда муниципальных служащих производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Лицам, замещающим муниципальные должности, в составе оплаты труда предусмотрены ежемесячные выплаты, к которым относятся: надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, надбавка к должностному окладу за особые условия, доплата за классный чин муниципального служащего, стимулирующие и поощрительные выплаты за надлежащее выполнение трудовых обязанностей. Помимо указанных выплат, осуществляются также дополнительные выплаты: премии, материальная помощь, единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска.

Исполняя полномочия Главы поселения, Силакова Н.Е. в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. издала распоряжения от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г. о выплате премий в размере ... % должностного оклада муниципальным служащим администрации, в частности себе.

Согласно представленным в материалы дела расчетным листкам в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. на основании указанных выше распоряжений Силаковой Н.Е. была выплачена премия в размере 32 746,45 руб. (включая сумму районного коэффициента и северной надбавки, однако за вычетом НДФЛ).

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационное и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 111 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Уставе Чалнинского сельского поселения (далее - Устав).

В соответствии со ст. 25 Устава структуру органов местного самоуправления Чалнинского сельского поселения составляют: Совет Чалнинского сельского поселения; Глава Чалнинского сельского поселения; Администрация Чалнинского сельского поселения.

К исключительной компетенции Совета Чалнинского сельского поселения, в том числе, отнесено: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития Чалнинского сельского поселения, утверждение отчетов об их исполнении, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (ст. 28 Устава).

В силу ч. 1 ст. 31 Устава глава Чалнинского сельского поселения является высшим должностным лицом Чалнинского сельского поселения.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Устава глава Чалнинского сельского поселения подконтролен и подотчетен населению и Совету Чалнинского сельского поселения.

Глава Чалнинского сельского поселения представляет Совету Чалнинского сельского поселения ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, о результатах деятельности местной администрации.

В части 9 ст. 31 Устава закреплено, что глава Чалнинского сельского поселения должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В ч. 7 ст. 31 Устава закреплены полномочия главы Чалнинского сельского поселения, к числу которых, в том числе, относится представление Чалнинского сельского поселения в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, издание в пределах своих полномочий правовых актов.

Посредством анализа положений Устава поселения судом установлено, что Глава поселения подотчетен и подконтролен Совету поселения, оценку деятельности Главы поселения дает исключительно Совет поселения, вопросы назначения и выплаты премий Главе поселения Уставом не урегулированы.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закон Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой ими муниципальной должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка к должностному окладу лицу, замещающему муниципальную должность и имеющему ученую степень кандидата или доктора наук, премии, материальная помощь.

Решением Совета Чалнинского сельского поселения от хх.хх.хх г. утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Чалнинского сельского поселения (далее – Положение ).

В соответствии с п.2 Положения оплата труда муниципальных служащих производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Лицам, замещающим муниципальные должности, в составе оплаты труда предусмотрены ежемесячные выплаты, к которым относятся: надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, надбавка к должностному окладу за особые условия, доплата за классный чин муниципального служащего, стимулирующие и поощрительные выплаты за надлежащее выполнение трудовых обязанностей. Помимо указанных выплат, осуществляются также дополнительные выплаты: премии, материальная помощь, единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска.

Размер должностного оклада Главы муниципального образования составляет ... руб.

При формировании фонда оплаты труда предусматриваются средства на выплату премии по результатам работы за квартал – в размере 4 (четырех) должностных окладов; на выплату премии по результатам работы за год – в размере 3 (трех) должностных окладов (п. 1 раздела 3 Положения об оплате труда муниципальных служащих).

Размеры должностных окладов и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, определяются в порядке, установленном представительным органом муниципального образования с учетом положений действующего законодательства и устанавливаются распоряжением руководителя органа местного самоуправления (п. 1 раздела 8 Положения об оплате труда муниципальных служащих).

Анализ Положения об оплате труда муниципальных служащих обуславливает выводы о том, что оно не содержит условий о порядке назначения премии Главе поселения и не указывает какой компетентный орган вправе принимать данное решение. Положением указано на то, что размер премии определяется в порядке, установленном компетентным органом. Указаний на то, что Глава поселения своим распоряжением вправе решить вопрос о назначении себе премии, Положение не содержит.

Вместе с тем, из норм Устава поселения и Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ при их толковании во взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета Чалнинского сельского поселения, которому подконтролен и подотчетен Глава Чалнинского сельского поселения.

Премия Главе поселения, предусмотренная разделом 8 Положения об оплате труда муниципальных служащих, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности Главы поселения со стороны того органа, которому он подконтролен и подотчетен, а именно Совета Чалнинского сельского поселения.

Соответственно, принятие решения о поощрении Главы Чалнинского сельского поселения относится к исключительной компетенции Совета Чалнинского сельского поселения.

Разрешая требования прокурора о взыскании с Силаковой Н.Е. в казну поселения денежных средств, выплаченных в качестве премии по правилам о неосновательном обогащении, суд исходит из следующего.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований прокурора является вопрос о том, имела ли место со стороны Силаковой Н.Е. недобросовестность при назначении самой себе и получении ею в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. премий в общей сумме 32 746,45 руб.

Исходя из приведенных правовых норм, суд полагает, что действия Силаковой Н.Е. нельзя считать добросовестными, и по обстоятельствам настоящего дела оснований, исключающих возможность взыскания полученных денежных средств по правилам о неосновательном обогащении, не установлено.

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании ст.ст.94, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пп.4 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в бюджет Прионежского муниципального района РК подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1182 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Силаковой Натальи Евгеньевны в бюджет муниципального образования «Чалнинское сельское поселение» неосновательное обогащение за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в размере 32746,45 руб.

Взыскать с Силаковой Натальи Евгеньевны в доход бюджета Прионежского муниципального района государственную пошлину в размере 1182 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.

Судья И.С.Леккерева

Решение принято судом в окончательной форме 23 августа 2024 года.

дело №2-306/2024

10RS0013-01-2024-000097-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2024 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи И.С.Леккеревой,

при секретаре А.А.Смолиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пряжинского района в интересах муниципального образования «Чалнинское сельское поселение» к Силаковой Наталье Евгеньевне о взыскании неосновательного обогащения,

у с т а н о в и л :

прокурор Пряжинского района Республики Карелия обратился в суд в интересах муниципального образования «Чалнинское сельское поселение» по тем основаниям, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции. Установлено, что распоряжением от хх.хх.хх г. «О вступлении в должность Главы Чалнинского сельского поселения Силаковой Натальи Евгеньевны», Силакова Н.Е. вступила в должность главы поселения с хх.хх.хх г. Премия главе Чалнинского сельского поселения является иной дополнительной выплатой, размер которой зависит от результатов деятельности главы и выплачивается на основании решения Совета Чалнинского сельского поселения. С хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. Силакова Н.Е. получила премию в общем размере 32 746,45 рублей. Кроме того, установлено, что хх.хх.хх г. распоряжением заместителя Главы Чалнинского сельского поселения «О присвоении классного чина и установлении надбавки за классный чин», Силаковой Н.Е. присвоен классный чин «Советник муниципальной службы 3 класса» с хх.хх.хх г. Установлена надбавка Силаковой Н.Е. за классный чин в размере 2 399 рублей 00 копеек. хх.хх.хх г. распоряжением Главы Чалнинского сельского поселения «О присвоении классного чина и установлении надбавки за классный чин», Силаковой Н.Е. присвоен классный чин «Советник муниципальной службы 1 класса» с хх.хх.хх г.. Установлена надбавка Силаковой Н.Е. за классный чин в размере 3 087 рублей 00 копеек. В период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. сумма начисленного денежного содержания Главы Чалнинского сельского поселения составила ... рублей ... копеек. Сумма выплаченного денежного содержания Главы Чалнинского сельского поселения, после удержания налога на доходы физических лиц в размере ... рублей ... копеек, составила ... рублей ... копеек. При этом, за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. Силаковой Н.Е. была получена доплата за классный чин в общем размере 19 278 рублей 41 копейка. Указывая, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (выборным должностным лицом), наделенным уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, получение Силаковой Н.Е. в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. доплаты за классный чин является незаконным, поскольку занимаемая ею в указанный период должность - глава Чалнинского сельского поселения - глава администрации Чалнинского сельского поселения, является муниципальной должностью, а не должностью муниципальной службы. В связи с изложенным прокурор Пряжинского района Республики Карелия просил взыскать с Силаковой Натальи Евгеньевны в казну муниципального образования «Чалнинское сельское поселение» сумму полученной за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. премии в размере 32 746 рублей 45 копеек, сумму полученной за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. доплаты за классный чин в размере 19 278 рублей 41 копейка.

Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. принят отказ от иска прокурора Пряжинского района в части требования о взыскании с Силаковой Н.Е. неосновательного обогащения в размере 19278,41 руб.

В судебном заседании помощник Прокурора Прионежского района Павлов Д.С. заявленные требования поддерживал по изложенным в исковом заявлении основаниям. Указал, что требования о взыскании неосновательного обогащения основаны на недобросовестности Главы поселения, которая выразилась в допущении ситуации личной заинтересованности (оценка качества работы самой себя).

Ответчик Силакова Н.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. В частности, указала, что Положением о материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы, работников, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления Чалнинского сельского поселения, утвержденного решением Совета Чалнинского сельского поселения созыва от хх.хх.хх г. предусмотрено, что начисление ежемесячной премии производится за фактически отработанное время в месяце в размере до 20 процентов должностного оклада. Ежемесячная премия устанавливается распоряжением администрации и выплачивается по итогам квартала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, заслушав помощника прокурора, ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с хх.хх.хх г. Силакова Н.Е. вступила в должность Главы Чалнинского сельского поселения, издав распоряжение от хх.хх.хх г. "О вступлении в должность Главы Чалнинского сельского поселения Силаковой Натальи Евгеньевны».

Решением Совета Чалнинского сельского поселения от хх.хх.хх г. утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Чалнинского сельского поселения (далее – Положение ).

В соответствии с п.2 Положения оплата труда муниципальных служащих производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Лицам, замещающим муниципальные должности, в составе оплаты труда предусмотрены ежемесячные выплаты, к которым относятся: надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, надбавка к должностному окладу за особые условия, доплата за классный чин муниципального служащего, стимулирующие и поощрительные выплаты за надлежащее выполнение трудовых обязанностей. Помимо указанных выплат, осуществляются также дополнительные выплаты: премии, материальная помощь, единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска.

Исполняя полномочия Главы поселения, Силакова Н.Е. в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. издала распоряжения от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г. о выплате премий в размере ... % должностного оклада муниципальным служащим администрации, в частности себе.

Согласно представленным в материалы дела расчетным листкам в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. на основании указанных выше распоряжений Силаковой Н.Е. была выплачена премия в размере 32 746,45 руб. (включая сумму районного коэффициента и северной надбавки, однако за вычетом НДФЛ).

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационное и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 111 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Уставе Чалнинского сельского поселения (далее - Устав).

В соответствии со ст. 25 Устава структуру органов местного самоуправления Чалнинского сельского поселения составляют: Совет Чалнинского сельского поселения; Глава Чалнинского сельского поселения; Администрация Чалнинского сельского поселения.

К исключительной компетенции Совета Чалнинского сельского поселения, в том числе, отнесено: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития Чалнинского сельского поселения, утверждение отчетов об их исполнении, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (ст. 28 Устава).

В силу ч. 1 ст. 31 Устава глава Чалнинского сельского поселения является высшим должностным лицом Чалнинского сельского поселения.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Устава глава Чалнинского сельского поселения подконтролен и подотчетен населению и Совету Чалнинского сельского поселения.

Глава Чалнинского сельского поселения представляет Совету Чалнинского сельского поселения ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, о результатах деятельности местной администрации.

В части 9 ст. 31 Устава закреплено, что глава Чалнинского сельского поселения должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В ч. 7 ст. 31 Устава закреплены полномочия главы Чалнинского сельского поселения, к числу которых, в том числе, относится представление Чалнинского сельского поселения в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, издание в пределах своих полномочий правовых актов.

Посредством анализа положений Устава поселения судом установлено, что Глава поселения подотчетен и подконтролен Совету поселения, оценку деятельности Главы поселения дает исключительно Совет поселения, вопросы назначения и выплаты премий Главе поселения Уставом не урегулированы.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закон Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой ими муниципальной должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка к должностному окладу лицу, замещающему муниципальную должность и имеющему ученую степень кандидата или доктора наук, премии, материальная помощь.

Решением Совета Чалнинского сельского поселения от хх.хх.хх г. утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Чалнинского сельского поселения (далее – Положение ).

В соответствии с п.2 Положения оплата труда муниципальных служащих производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Лицам, замещающим муниципальные должности, в составе оплаты труда предусмотрены ежемесячные выплаты, к которым относятся: надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, надбавка к должностному окладу за особые условия, доплата за классный чин муниципального служащего, стимулирующие и поощрительные выплаты за надлежащее выполнение трудовых обязанностей. Помимо указанных выплат, осуществляются также дополнительные выплаты: премии, материальная помощь, единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска.

Размер должностного оклада Главы муниципального образования составляет ... руб.

При формировании фонда оплаты труда предусматриваются средства на выплату премии по результатам работы за квартал – в размере 4 (четырех) должностных окладов; на выплату премии по результатам работы за год – в размере 3 (трех) должностных окладов (п. 1 раздела 3 Положения об оплате труда муниципальных служащих).

Размеры должностных окладов и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, определяются в порядке, установленном представительным органом муниципального образования с учетом положений действующего законодательства и устанавливаются распоряжением руководителя органа местного самоуправления (п. 1 раздела 8 Положения об оплате труда муниципальных служащих).

Анализ Положения об оплате труда муниципальных служащих обуславливает выводы о том, что оно не содержит условий о порядке назначения премии Главе поселения и не указывает какой компетентный орган вправе принимать данное решение. Положением указано на то, что размер премии определяется в порядке, установленном компетентным органом. Указаний на то, что Глава поселения своим распоряжением вправе решить вопрос о назначении себе премии, Положение не содержит.

Вместе с тем, из норм Устава поселения и Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ при их толковании во взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета Чалнинского сельского поселения, которому подконтролен и подотчетен Глава Чалнинского сельского поселения.

Премия Главе поселения, предусмотренная разделом 8 Положения об оплате труда муниципальных служащих, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности Главы поселения со стороны того органа, которому он подконтролен и подотчетен, а именно Совета Чалнинского сельского поселения.

Соответственно, принятие решения о поощрении Главы Чалнинского сельского поселения относится к исключительной компетенции Совета Чалнинского сельского поселения.

Разрешая требования прокурора о взыскании с Силаковой Н.Е. в казну поселения денежных средств, выплаченных в качестве премии по правилам о неосновательном обогащении, суд исходит из следующего.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований прокурора является вопрос о том, имела ли место со стороны Силаковой Н.Е. недобросовестность при назначении самой себе и получении ею в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. премий в общей сумме 32 746,45 руб.

Исходя из приведенных правовых норм, суд полагает, что действия Силаковой Н.Е. нельзя считать добросовестными, и по обстоятельствам настоящего дела оснований, исключающих возможность взыскания полученных денежных средств по правилам о неосновательном обогащении, не установлено.

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании ст.ст.94, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пп.4 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в бюджет Прионежского муниципального района РК подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1182 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Силаковой Натальи Евгеньевны в бюджет муниципального образования «Чалнинское сельское поселение» неосновательное обогащение за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в размере 32746,45 руб.

Взыскать с Силаковой Натальи Евгеньевны в доход бюджета Прионежского муниципального района государственную пошлину в размере 1182 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.

Судья И.С.Леккерева

Решение принято судом в окончательной форме 23 августа 2024 года.

2-306/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Пряжинского района
Ответчики
Силакова Наталья Евгеньевна
Другие
Администрация Чалницкого сельского поселения
Совет Чалнинского сельского поселения
Прокурор Прионежского района
администрация Пряжинского национального муниципального района
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Дело на сайте суда
prionezhsky.kar.sudrf.ru
24.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2024Передача материалов судье
26.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.03.2024Предварительное судебное заседание
22.04.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
12.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Судебное заседание
07.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2024Дело оформлено
07.10.2024Дело передано в архив
07.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее