Дело № 2-481/2022
61RS0048-01-2022-000957-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
поселок Орловский Ростовской области 29 сентября 2022 года
Орловский районный суд Ростовской области, в составе:
председательствующего судьи Блинова И.В.
при секретаре Шептун О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кравченко В. В.ча к Администрации Орловского района, Администрации Орловского сельского поселения о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Исковое заявление обосновано следующим. 17.04.2018 года, истец на основании Договора купли-продажи недвижимости от 17.04.2018 года, приобрел в собственность объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №, со степенью готовности объекта незавершенного строительства 22 процента. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 24.04.2018г., запись регистрации №. На основании вышеуказанного Договора, между Комитетом по имуществу Орловского района Ростовской области и, истцом Кравченко В.В., был заключен Договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером № № 54/1 от 20.05.2018 года, запись регистрации №. Срок действия Договора с 20.05.2018г. по 19.05.2021г. 10.04.2019 года Администрацией Орловского района Ростовской области было выдано Разрешение на строительство № (Разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства). 06.04.2021 года истцом из Комитета по имуществу Орловского района Ростовской области получено Уведомление от 05.04.2021года, об окончании срока действия Договора аренды земельного участка, с предложением до окончания срока действия Договора аренды, обратиться в Комитет по имуществу с заявлением о заключении Договора на новый срок. 07.04.2021 года, до окончания срока действия Договора аренды от 20.05.2018 года, на основании п. 4.3.3. данного Договора, истцом направлено заявление о заключении нового (пролонгации) Договора аренды. На указанное заявление, письмом от 20.05.2021 № 717 истцу направлен отказ в продлении Договора аренды. 20.05.2021 года истек срок действия Договора аренды земельного участка от 20.05.2018 года. 17.11.2021 года на основании ст. 621 ГК РФ, истец снова обратился в Комитет по имуществу Орловского района Ростовской области с предложением заключить дополнительное соглашение к Договору аренды, однако 01.12.2021 года письмом № 1392 истцу также направлен отказ в заключение дополнительного соглашения к Договору аренды №54/1, то есть истца, фактически лишают права собственности, после того, как он построил объект. На момент окончания действия Договора аренды объект недвижимости находился в степени готовности 100 процентов и был готов к вводу в эксплуатацию, однако из-за возникшей невозможности оформить земельные отношения и неоднократного переоформления разрешительной документации на строительство здания и подключения его к коммуникационным сетям на фоне пандемии, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), ввести здание в эксплуатацию в установленных законом порядке и сроках не представилось возможным.
Статья 40 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства. В соответствии с п.2 указанной нормы Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляются также в случае, если на момент государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды земельного участка, предоставленного для цели строительства указанных объектов недвижимости, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком, при этом, на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, конституционное право гражданина иметь в собственности имущество и свободно распоряжаться им может быть ограничено только федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, правила ведения реестра недвижимого имущества и внесения в него записей являются производными от права иметь в собственности такое имущество, предназначены для реализации этого права и не могут рассматриваться как основания ограничения такого права.
По смыслу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в их совокупности, выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся в суд за такой защитой. Одним из таких способов является признание права. На возможность защиты нарушенного права путем предъявления исков о признании права собственности на недвижимое имущество указано в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г.
Частью 1 ст. 218 ГК РФ установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с положениями ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. В соответствии с п.п. 2, 4 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Согласно п. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Истец выполнил все установленные законом требования при производстве реконструкции незавершенного строительства. В настоящее время здание построено и готово к вводу в эксплуатацию.
По заявлению истца проведена техническая инвентаризация возведенного здания, изготовлен технический паспорт на здание (инвентарный №), а также получены технические условия на подключение здания к коммуникациям (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение), заключены договоры с обслуживающими организациями.
Дополнительно установлена автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре, заключен договор на техническое обслуживание сигнализации.
Необходимость в использовании такого способа защиты права, как признание право собственности возникло, так как фактически право собственности истца на возведенный объект в соответствии с законом отрицается или ставится под сомнение, вследствие чего истец не может зарегистрировать свое право собственности с последующим определением судьбы земельного участка – заключение договора аренды или выкупа. То есть данный способ защиты права, избранный истцом имеет целью устранение и пресечение действий создающих угрозу его моему праву собственности.
Истец просит признать за Кравченко В. В.чем право собственности на Нежилое здание, Лит Г, 2 этажа, общая площадь 251,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
Прекратить за Кравченко В. В.чем зарегистрированное право собственности на объект незавершенного строительства КН №, 2 этажа, площадь застройки 147,0 кв.м., степень готовности 22%, запись регистрации № от 24.04.2018г.
Истец и его представитель в судебное заседание не явились, представив соответствующее заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и о поддержании исковых требований.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений относительно иска не представили.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что истец на отведенном в соответствии с законом земельном участке, с соблюдением установленным законом норм и правил возвел нежилое здание, право собственности на которое, никто не оспаривает. Нарушение срока возведения здания, было вызвано распространением коронавируской инфекции(COVID-19).
Обязанность сторон доказать основания своих требований или возражений основывается на принципе состязательности сторон, закрепленным в ст. 123 Конституции РФ.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия", при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств. Вместе с тем суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случае необходимости, с учетом состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств, затрудняющих сторонам возможность представления доказательств, без которых нельзя правильно рассмотреть дело, суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию таких доказательств.
Принцип состязательности - один из основополагающих принципов процессуального права - создает благоприятные условия для выяснения всех имеющих существенное значение для дела обстоятельств и вынесения судом обоснованного решения.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Постройка является созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса) либо вопреки правилам градостроительного зонирования, предусматривающего установление территориальных зон и видов разрешенного использования применительно к каждой из них (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса, статья 85 Земельного кодекса).
Как установлено земельный участок предоставлялся Администрацией истцу в соответствии с действовавшими на тот момент нормами статей 30, 31 Земельного кодекса РФ.
Доказательств того, что указанное здание возведено не в соответствии с целевым назначением земельного участка, с нарушением правил землепользования и застройки территории, видов разрешенного использования, не представлено.
Суд приходит к выводу, что иск следует удовлетворить, так как обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить, признать за Кравченко В. В.чем право собственности на Нежилое здание, Лит Г, 2 этажа, общая площадь 251,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
Прекратить за Кравченко В. В.чем зарегистрированное право собственности на объект незавершенного строительства КН №, 2 этажа, площадь застройки 147,0 кв.м., степень готовности 22%, запись регистрации № от 24.04.2018г.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Ростовский областной суд, через Орловский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2022 года.