Решение по делу № 2-335/2018 от 17.10.2018

Дело № 2-335/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2018 года                             с. Петропавловское

Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Шкурупий Е.А.,

при секретаре Горшковой Ю.В.,

с участием истца Кононовой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Кононовой Раизы Александровны к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшей в результате паводка в марте 2018 года, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи,

УСТАНОВИЛ:

Истец Кононова Р.А. обратилась в суд с иском к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края; признании права истицы на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий в размере 10 000 рублей на человека; обязании включить истицу в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации-паводка вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края.

В обоснование требований указала, что в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края произошла чрезвычайная ситуация, связанная с подтоплением домовладений паводковыми водами. Истица Кононова Р.А. на момент паводка проживала в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. В июне 2018 года истец обратилась в межведомственную комиссию по оценке ущерба Администрации Петропавловского района Алтайского края о включении в список граждан на получение единовременной материальной помощи.

Постановлением Правительства Алтайского края от 06.08.2018 режим чрезвычайной ситуации, обусловленный паводковой обстановкой на территории Алтайского края, снят. В связи с паводковой ситуацией, территория усадьбы дома была затоплена, вода стояла в подполе дома и погребе, в результате чего пострадали овощи (картофель, свекла морковь), затопило дрова и уголь.

В судебном заседании истец Кононова Р.А. на требованиях искового заявления настаивала, дополнительно пояснила, что в период паводка, произошедшего на территории Петропавловского района Алтайского края в марте 2018 года, её приусадебный участок, по <адрес> в <адрес> был подтоплен, уровень воды достигал 10-15 см., вода также в небольшом количестве присутствовала в подполе (картошку с подпола не доставала, в дальнейшем она была пригодна для употребления). В погребе уровень воды был выше чем в подполе, высота достигала около 20 см., в связи с чем, находящиеся там овощи пришлось достать, после того как они были высушены, продолжала использовать их в пищу. По территории домовладения могла передвигаться только в резиновых сапогах.

Представители ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края, третьего лица Администрации Алексеевского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, третьего лица Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району, третьего лица Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От Администрации Алексеевского сельсовета Петропавловского района Алтайского края поступило заявление о рассмотрении дела без их участия, против удовлетворения исковых требований не возражают. От начальника Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району поступило заявление о рассмотрения дела без их участия. От временно исполняющего обязанности министра Министерства труда и социальной защиты Алтайского края поступил отзыв на исковое заявление.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края, представителя третьего лица Администрации Алексеевского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, представителя третьего лица Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району, представителя Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения истицы, показания свидетелей ФИО4 и ФИО5, изучив письменные доводы Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, исследовав представленные письменные доказательства, не находит правовых оснований для удовлетворения требований истцов по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что собственником жилого дома, распложенного по <адрес>, является истец Кононова Р.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Истица Кононова Р.А. с 17.06.2002, имеет регистрацию по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующими записями в паспорте истицы и в домовой книге.

Постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от 26.03.2018 №78 на территории муниципального образования Петропавловский район введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с повышением уровня талых вод.

Режим чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий введен на территории Алтайского края постановлением Администрации Алтайского края № 103 от 27.03.2018.

В силу ст. 18 Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (далее – Закон) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. «л» п. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Аналогичные положения закреплены в Законе Алтайского края от 17.03.1998 №15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее-Закон Алтайского края).

На основании ст. 25 закона Алтайского края граждане, проживающие и пребывающие на территории края, имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, вследствие чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 (в редакции от 30.05.2018 года) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее-Правила), которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 627 внесен ряд изменений в Правила.

В соответствии с п. 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (подп. «г»).В соответствии с п. 2(1) Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;

На основании распоряжения Правительства РФ от 24.05.2018 г. № 969-р выделены Правительству Алтайского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 г. на территории Алтайского края, бюджетные ассигнования.

Администрацией Алтайского края разработан Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, утвержденный Постановлением №179 от 25.05.2018 (далее - Порядок).

Данный Порядок предусматривает:

а) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.

Согласно п. 1.2 Порядка, единовременные денежные выплаты, предоставляются за счет средств, полученных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Из утвержденного Порядка следует, что получателями единовременной материальной помощи являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке (п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.3.). Списки граждан, указанных п.2.3 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями (п.д.2.5). Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка (п. 2.11).

Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение вышеуказанной единовременной материальной помощи в связи с наводнением в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края необходимо наличие одновременно следующих условий:

-постоянно проживать в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, где были нарушены условия жизнедеятельности гражданина, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от 09.04.2018 (в редакции от 13.07.2018 № 220) были утверждены границы и зоны затопления в границах муниципального района, образовавшихся в результате паводка в марте 2018 года, согласно которому жилой дом, принадлежащий истице, находился в зоне затопления.

Постановлением Правительства Алтайского края от 06.08.2018 № 311 отменен режим чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края.

Однако, установив в судебном заседании, что домовладение вошло в зону подтопления, факт нарушения условий жизнедеятельности истицы в результате паводка в марте 2018 года в Петропавловском районе в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, акт обследования домовладения, пострадавшего в результате паводка, не составлялся, сведениями нарушении условий жизнедеятельности истицы Администрация района не располагает, передвижение на указанной улице, в период паводка на территории района, осуществлялось на транспортных средствах и пешком.

Согласно приказу МЧС России от 30.12.2011 № 795 (в ред. от 14.07.2016) под фактором нарушения условий жизни деятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации: невозможность проживания потерпевших в жилых помещениях, нарушение транспортного сообщения, нарушение санитарно- эпидемиологического благополучия потерпевшего.

При этом, из пояснений истицы, и свидетелей следует, что по территории усадьбы, расположенной по <адрес>, возможность передвижения была, выхода из домовладения и доступ на участок имелся, эвакуации не требовалось, продукты питания и медикаменты не утрачены, вода в дом не заходила, перебоев с подачей электроэнергии не было, дом пригоден для проживания.

Доводы истицы, изложенные в исковом заявлении о подтоплении приусадебного участка, подпола дома, погреба, солений и овощей, находящихся в нём, не нашли свое подтверждение и не имеют правового значения в рамках рассматриваемого дела, так как указанные обстоятельства не являются основанием для получения меры государственной поддержки в виде единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, так как не свидетельствуют о нарушении условий её жизнедеятельности.

Иных доказательств, участниками процесса, в материалы дела предоставлено не было.

Таким образом, не смотря на то, что истец постоянно проживает в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, нарушение условий жизнедеятельности истицы, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации в ходе рассмотрения дела не установлено.

Учитывая, что судом в ходе рассмотрения дела один из критериев, необходимый для включения истицы в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в связи с наводнением в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края, а именно нарушение условий жизнедеятельности, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, установлен не был, оснований для признания истицы пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марте 2018 года на территории Алтайского края не имеется, а следовательно, не имеется оснований и для признания за истицей права на получение единовременной материальной помощи, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по включению истицы в список граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи.

На основании изложенного, требования истицы Кононовой Р.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кононовой Раизы Александровны к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшей в результате паводка в марте 2018 года, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петропавловский районный суд Алтайского края.

     Судья          Е.А. Шкурупий

Решение суда в окончательной форме принято 07 декабря 2018 года.

2-335/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Кононова Раиза Александровна
Ответчики
Администрация Петропавловского района
Другие
Министерство труда и социальной защиты Алтайского края
администрация Алексеевского сельсовета
Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району
Суд
Петропавловский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
petropavlovsky.alt.sudrf.ru
08.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее