УИД 11RS0001-01-2022-011349-61 №2а-8216/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2022 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми К в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.о. прокурора г.Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МОГО « Сыктывкар» об оспаривании бездействия, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
И.о. прокурора г.Сыктывкара, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МОГО « Сыктывкар» об обязании в срок до 31.08.2023 года обеспечить обустройство наружного уличного освещения и тротуаров по ул.... г.Сыктывкара ( от пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара до пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара), в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", оспаривая бездействие административного ответчика выраженное в неисполнении указанной обязанности в сфере дорожной деятельности.
В обоснование указал о том, что ввиду длительного бездействия администрации муниципального образования на данном участке не обеспечивается безопасность дорожного движения, ненадлежащее состояние дорожного освещения, отсутствие тротуаров и вынужденное перемещение пешеходов по краю проезжей части создает угрозу возникновения ДТП с их участием. Указанные обстоятельства выявлены при составлении должностным лицом ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару в отношении АМОГО « Сыктывкар» протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Надлежаще извещенным административным ответчиком участие своих представителей в судебном заседании обеспечено не было, ранее в ходе рассмотрения дела представители ответчика самого факта отсутствия наружного уличного освещения и тротуаров по ул.... г.Сыктывкара не оспаривали, ссылаясь на недостаток финансирования.
Остальные стороны непосредственного участия в рассмотрении дела также не приняли, извещены надлежаще.
Заслушав явившееся лицо, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.
Прокурор обратился в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с настоящими требованиями, поскольку непринятие указанных мер административным ответчиком является нарушением законодательства о безопасности дорожного движения и создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Требования, содержащиеся в административном исковом заявлении вытекают из сферы публичных правоотношений и подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
В силу положений статей 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Указанным Федеральным законом предусмотрены государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, который организуется и осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Под "обеспечением безопасности дорожного движения" понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 2 ФЗ "О безопасности дорожного движения")
В соответствии с ч.4 ст.6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно положениям ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог и осуществления автомобильной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Под термином "дорожная деятельность" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под "содержанием автомобильных дорог" - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; под "элементами обустройства автомобильных дорог" - в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (пункты 5, 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог предусматриваются "ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
Пунктом 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено наличие стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах, как средство улучшения условий видимости. Освещение дороги в пределах всего населенного пункта является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения.
Пунктом 4.6.1.4 названного ГОСТ предусмотрено, что горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 8.
Пункт 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", также содержит требование об обустройстве тротуаров или пешеходных дорожек на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, независимо от категории дороги, что обеспечивает безопасность дорожного движения.
В силу приведенных требований государственных стандартов, спорный участок должен быть освещен и иметь пешеходные тротуары, выполнение указанных стандартов является обязательным.
03.12.2015, 07.11.2016 по выявленным фактам нарушений требований ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" при осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару в адрес АМОГО « Сыктывкар» вносились представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Несоблюдение указанных требований АМОГО « Сыктывкар» при организации дорожной деятельности отражено 15.07.2020 должностным лицом ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару в протоколе №11 ее 000802 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, вынесенном в отношении административного ответчика.
Как свидетельствует протокол инструментального обследования ( осмотра) от 29.04.2022, покрытие проезжих частей участков улиц и дорог г. Сыктывкара, в которые входит и территория ул...., не соответствует требованиям к параметрам эксплуатационного состояния улиц и дорог, допустимым по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, на участках улиц и дорог отсутствуют предусмотренные нормативными документами в области безопасности дорожного движения тротуары и стационарное электрическое освещение.
20.06.2022 ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару по указанным фактам в отношении АМОГО « Сыктывкар» составлен протокол №11 ее 000873 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1101, Уполномоченными органами, осуществляющими федеральный надзор, являются Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу пункта 1 и абзаца первого пункта 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Таким образом, представленные в материалы дела протоколы по делу об административном правонарушении №11 ее 000802 от 15.07.2020 и №11 ее 000873 от 20.06.2022 составлены должностными лицами уполномоченного органа, и расцениваются судом в качестве достоверных и допустимых доказательств ненадлежащего состояния улично- дорожной сети по ул.... г.Сыктывкара ( от пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара до пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара).
Представленные фотоматериалы также подтверждают с достаточной степенью достоверности обстоятельства, изложенные прокурором в своем административном иске. Каких-либо сомнений в наличии выявленных недостатков по содержанию улично-дорожной сети, у суда не имеется.
Согласно положениям ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом, лишь с согласия его собственника.
Правообладателем автомобильной дороги от пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара до пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара является Администрация МОГО « Сыктывкар», передача участка автомобильной дороги « Подъезд к мкр....» в оперативное управление МКП « Дорожное хозяйство» не освобождает Администрацию от возложенной на нее законодательством обязанности по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети.
Согласно пункту 1 статьи 12, абзацу одиннадцатому пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Формирование бюджета, разработка и утверждение целевых программ по вопросам местного значения относятся к полномочиям органов местного самоуправления, при осуществлении которых должны приниматься во внимание требования законодательства в части организации безопасности дорожного движения (освещение улиц, обустройство тротуаров).
Оценив представленные доказательства, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку заявленный административный иск указывает на допущенное бездействие АМОГО « Сыктывкар» при исполнение публично правовой обязанности, отнесенной к вопросам местного значения.
При этом, исходя из содержания права оперативного управления, обязанность по организации проведения соответствующих мероприятий возлагается судом непосредственно на собственника имущества. Кроме того, именно на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Поскольку обустройство тротуаров и наружного уличного освещения по ул.... г.Сыктывкара ( от пересечения ул.... и ул.... г. Сыктывкара до пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара), имеет своей целью устранение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц- участников дорожного движения, соответственно, не может быть отложено во времени на неопределенный срок, заявленный в иске срок исполнения обязанности до 31.08.2023 года представляется суду разумным, установление иного срока, по мнению суда, приведет к нарушению общественных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск И.о.прокурора г.Сыктывкара к Администрации МОГО « Сыктывкар» - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МОГО « Сыктывкар», выраженное в неисполнении обязанности в сфере дорожной деятельности в части обустройства наружного уличного освещения и тротуаров по ул.... г.Сыктывкара ( от пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара до пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара).
Возложить на администрацию МОГО « Сыктывкар» обязанность в срок до 31.08.2023 года обеспечить обустройство наружного уличного освещения по ул.... г.Сыктывкара ( от пересечения ул.... и ул.... г. Сыктывкара до пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара), в соответствии с требованиями п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
Возложить на администрацию МОГО « Сыктывкар» обязанность в срок до 31.08.2023 года обеспечить обустройство тротуаров по ул.... г.Сыктывкара ( от пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара до пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара), в соответствии с требованиями п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Судья - Ю.А.Дульцева
В окончательной форме решение суда принято 19 августа 2022 года.