Решение по делу № 2а-8216/2022 от 15.07.2022

УИД 11RS0001-01-2022-011349-61 №2а-8216/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 августа 2022 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми К в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Гут Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.о. прокурора г.Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МОГО « Сыктывкар» об оспаривании бездействия, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

И.о. прокурора г.Сыктывкара, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МОГО « Сыктывкар» об обязании в срок до 31.08.2023 года обеспечить обустройство наружного уличного освещения и тротуаров по ул.... г.Сыктывкара ( от пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара до пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара), в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", оспаривая бездействие административного ответчика выраженное в неисполнении указанной обязанности в сфере дорожной деятельности.

В обоснование указал о том, что ввиду длительного бездействия администрации муниципального образования на данном участке не обеспечивается безопасность дорожного движения, ненадлежащее состояние дорожного освещения, отсутствие тротуаров и вынужденное перемещение пешеходов по краю проезжей части создает угрозу возникновения ДТП с их участием. Указанные обстоятельства выявлены при составлении должностным лицом ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару в отношении АМОГО « Сыктывкар» протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Надлежаще извещенным административным ответчиком участие своих представителей в судебном заседании обеспечено не было, ранее в ходе рассмотрения дела представители ответчика самого факта отсутствия наружного уличного освещения и тротуаров по ул.... г.Сыктывкара не оспаривали, ссылаясь на недостаток финансирования.

Остальные стороны непосредственного участия в рассмотрении дела также не приняли, извещены надлежаще.

Заслушав явившееся лицо, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

Прокурор обратился в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с настоящими требованиями, поскольку непринятие указанных мер административным ответчиком является нарушением законодательства о безопасности дорожного движения и создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Требования, содержащиеся в административном исковом заявлении вытекают из сферы публичных правоотношений и подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

В силу положений статей 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Указанным Федеральным законом предусмотрены государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, который организуется и осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Под "обеспечением безопасности дорожного движения" понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 2 ФЗ "О безопасности дорожного движения")

В соответствии с ч.4 ст.6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно положениям ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог и осуществления автомобильной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Под термином "дорожная деятельность" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под "содержанием автомобильных дорог" - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; под "элементами обустройства автомобильных дорог" - в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (пункты 5, 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог предусматриваются "ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007).

Пунктом 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено наличие стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах, как средство улучшения условий видимости. Освещение дороги в пределах всего населенного пункта является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения.

Пунктом 4.6.1.4 названного ГОСТ предусмотрено, что горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 8.

Пункт 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", также содержит требование об обустройстве тротуаров или пешеходных дорожек на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, независимо от категории дороги, что обеспечивает безопасность дорожного движения.

В силу приведенных требований государственных стандартов, спорный участок должен быть освещен и иметь пешеходные тротуары, выполнение указанных стандартов является обязательным.

03.12.2015, 07.11.2016 по выявленным фактам нарушений требований ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" при осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару в адрес АМОГО « Сыктывкар» вносились представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Несоблюдение указанных требований АМОГО « Сыктывкар» при организации дорожной деятельности отражено 15.07.2020 должностным лицом ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару в протоколе №11 ее 000802 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, вынесенном в отношении административного ответчика.

Как свидетельствует протокол инструментального обследования ( осмотра) от 29.04.2022, покрытие проезжих частей участков улиц и дорог г. Сыктывкара, в которые входит и территория ул...., не соответствует требованиям к параметрам эксплуатационного состояния улиц и дорог, допустимым по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, на участках улиц и дорог отсутствуют предусмотренные нормативными документами в области безопасности дорожного движения тротуары и стационарное электрическое освещение.

20.06.2022 ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару по указанным фактам в отношении АМОГО « Сыктывкар» составлен протокол №11 ее 000873 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

    В соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1101, Уполномоченными органами, осуществляющими федеральный надзор, являются Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы.

В силу пункта 1 и абзаца первого пункта 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Таким образом, представленные в материалы дела протоколы по делу об административном правонарушении №11 ее 000802 от 15.07.2020 и №11 ее 000873 от 20.06.2022 составлены должностными лицами уполномоченного органа, и расцениваются судом в качестве достоверных и допустимых доказательств ненадлежащего состояния улично- дорожной сети по ул.... г.Сыктывкара ( от пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара до пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара).

Представленные фотоматериалы также подтверждают с достаточной степенью достоверности обстоятельства, изложенные прокурором в своем административном иске. Каких-либо сомнений в наличии выявленных недостатков по содержанию улично-дорожной сети, у суда не имеется.

Согласно положениям ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом, лишь с согласия его собственника.

Правообладателем автомобильной дороги от пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара до пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара является Администрация МОГО « Сыктывкар», передача участка автомобильной дороги « Подъезд к мкр....» в оперативное управление МКП « Дорожное хозяйство» не освобождает Администрацию от возложенной на нее законодательством обязанности по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети.

Согласно пункту 1 статьи 12, абзацу одиннадцатому пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Формирование бюджета, разработка и утверждение целевых программ по вопросам местного значения относятся к полномочиям органов местного самоуправления, при осуществлении которых должны приниматься во внимание требования законодательства в части организации безопасности дорожного движения (освещение улиц, обустройство тротуаров).

Оценив представленные доказательства, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку заявленный административный иск указывает на допущенное бездействие АМОГО « Сыктывкар» при исполнение публично правовой обязанности, отнесенной к вопросам местного значения.

При этом, исходя из содержания права оперативного управления, обязанность по организации проведения соответствующих мероприятий возлагается судом непосредственно на собственника имущества. Кроме того, именно на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Поскольку обустройство тротуаров и наружного уличного освещения по ул.... г.Сыктывкара ( от пересечения ул.... и ул.... г. Сыктывкара до пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара), имеет своей целью устранение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц- участников дорожного движения, соответственно, не может быть отложено во времени на неопределенный срок, заявленный в иске срок исполнения обязанности до 31.08.2023 года представляется суду разумным, установление иного срока, по мнению суда, приведет к нарушению общественных интересов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск И.о.прокурора г.Сыктывкара к Администрации МОГО « Сыктывкар» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МОГО « Сыктывкар», выраженное в неисполнении обязанности в сфере дорожной деятельности в части обустройства наружного уличного освещения и тротуаров по ул.... г.Сыктывкара ( от пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара до пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара).

Возложить на администрацию МОГО « Сыктывкар» обязанность в срок до 31.08.2023 года обеспечить обустройство наружного уличного освещения по ул.... г.Сыктывкара ( от пересечения ул.... и ул.... г. Сыктывкара до пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара), в соответствии с требованиями п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".

Возложить на администрацию МОГО « Сыктывкар» обязанность в срок до 31.08.2023 года обеспечить обустройство тротуаров по ул.... г.Сыктывкара ( от пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара до пересечения ул.... и ул.... г.Сыктывкара), в соответствии с требованиями п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Судья - Ю.А.Дульцева

        

В окончательной форме решение суда принято 19 августа 2022 года.

2а-8216/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Сыктывкара
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
ОГИБДД УМВД по г. Сыктывкару
МКП МО ГО Сыктывкар Дорожное хозяйство
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
15.07.2022Регистрация административного искового заявления
18.07.2022Передача материалов судье
20.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.07.2022Предварительное судебное заседание
17.08.2022Судебное заседание
19.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее