12 апреля 2022 года Дело №2-1598/2022
29RS0018-01 -2022-000947-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Поздеевой Ю.М.,
при секретаре судебных заседаний Давыдовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галашевой Е. А. к администрации городского округа «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Галашева Е.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований указала, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В настоящее время в данном жилом помещении зарегистрированы также Галашева С.В., Панкратова А.О. Заключением межведомственной комиссии от 8 ноября 2011 года жилые помещения в доме по указанному адресу признаны непригодным для проживания. До настоящего времени иного жилого помещения пригодного для проживания, ей не предоставлено.
Истец просит обязать Администрацию городского округа «Город Архангельск» предоставить ей на состав семьи из трех человек, включая Галашеву С. В., Панкратову А. О., другое благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, состоящей не менее чем из трех комнат, по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г.Архангельск, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 58,3 кв.м, и находящемуся в черте города Архангельска.
В судебном заседании истец поддержала требования по основаниям, изложенным в иске.
Третье лицо Галашева С.В. также просила удовлетворить требования.
Представитель ответчика Кокурина Т.А. с иском не согласилась, указав, что Галашева Е.А. и члены её семьи на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что дом № по адресу: <адрес> принадлежит городскому округу «Город Архангельск».
По договору социального найма мэрия города Архангельска в лице МУ «Информационно-расчетный центр» (наймодатель) передало истцу во владение и пользование находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, состоящее из 3 комнат в доме, общей площадью 58,3 кв.м., жилой - 36,3 кв.м., по адресу: г.Архангельск, <адрес>, д.З.
В жилом помещении, согласно копии поквартирной карточке, зарегистрированы наниматель Галашева Е.А., а также Галашева С.В. и Панкратова А.О.
По заключению межведомственной комиссии от 8 ноября 2011 года №157 жилые помещения в доме № по адресу: г.Архангельск, <адрес> не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и не пригодны для проживания.
Истец и члены ее семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в администрации г. Архангельска не состояли и на момент разрешения спора не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется па основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаен признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч.1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. I ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением 11равительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Законом Архангельской области «О порядке ведения органами местною самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 01 июля 2016 года №441-27-03 установлен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет нуждающихся в жилых помещениях).
Поскольку до 01 января 2005 года (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истец и члены ее семьи не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения I! соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что истец и члены ее семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны. 11ри указанных обстоятельствах отсутствуют законные основания для понуждения органа местного самоуправления предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать. При этом истец вправе обратиться с заявлением в администрацию городского округа «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения маневренного фонда, а в случае отказа в предоставлении обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Галашевой Е. А. к администрации городского округа «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Ю.М. Поздеева