Уникальный идентификатор дела: 66RS0044-01-2022-000324-91
КОПИЯ
Дело № 5-236/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Мотивированное постановление составлено 17 февраля 2022 года.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 февраля 2022 года город Первоуральск Свердловской области
Судья Первоуральского городского суда Свердловской области Антропов Иван Валерьевич,
в соответствии со статьями 22.1, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Расулова Ф.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Расулова Фирдавса Сафиюллоевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес> Таджикистан, гражданина Российской Федерации, временно зарегистрированного на территории Российской Федерации на срок с 13 декабря 2021 года по 06 декабря 2023 года и фактически проживающего по адресу: <адрес>, индивидуального предпринимателя, ИНН №, ОГРНИП №, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, наименование регистрирующего органа: Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серии № выдан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ код подразделения №,
установил:
19 января 2022 года в 16 часов 10 минут в отделе по вопросам миграции ОМВД России по городу Первоуральску, расположенном по адресу: <адрес>, обнаружено, что Расулов Ф.С., являющийся индивидуальным предпринимателем, с ДД.ММ.ГГГГ привлек к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан ФИО8, не имеющего разрешения на работу (патента), в качестве продавца в павильоне «Non Kabob (шаурма)» по адресу: <адрес>, в нарушение пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Расулов Ф.С. вину в совершении административного правонарушения признал полностью, фактические обстоятельства административного правонарушения не оспаривал. Пояснил, что без заключения трудового договора он допустил до работы в павильон общественного питания «Non Kabob (шаурма)», где осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания, гражданина Республики Узбекистан ФИО3Угли, зная об отсутствии у него патента, с 12 января 2022 года на два дня в качестве ученика для изучения работы в целях трудоустройства, фактически тот выполнял работу в качестве кассира и обслуживал потребителей, за выполненную работу оплату ему не производил, в настоящее время прекратил трудовые отношения с данным иностранным гражданином. Кроме того, ссылается на небольшой штат работников павильона и тяжелое финансовое положение.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Расулова Ф.С., прихожу к выводу, что в действиях индивидуального предпринимателя Расулова Ф.С. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В силу п. 4 ст. 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
На основании п. 1 ст. 13.3 вышеуказанного Федерального закона работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Из материалов дела следует, что 19 января 2022 года в 16 часов 10 минут должностным лицом ОВМ ОМВД России по городу Первоуральску выявлен факт нарушения индивидуальным предпринимателем Расуловым Ф.С. требований п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», выразившийся в привлечении к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан ФИО3Угли, не имеющего патента, в качестве продавца в павильоне «Non Kabob (шаурма)» по адресу: <адрес>.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении индивидуального предпринимателя Расулова Ф.С. протокола об административном правонарушении от 19 января 2022 года, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: рапортом старшего инспектора ОВМ ОМВД России по городу Первоуральску от 19 января 2022 года по обстоятельствам совершения Расуловым Ф.С. административного правонарушения; объяснением Расулова Ф.С. от 19 января 2022 года, в которых он не оспаривает факт привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина без патента; рапортами начальника ОВМ ОМВД России по городу Первоуральску от 15 января 2022 года, 17 января 2022 года по обстоятельствам обнаружения факта осуществления гражданином Республики Узбекистан ФИО3Угли трудовой деятельности; копиями протокола об административном правонарушении и постановлением о назначении административного наказания от 15 января 2022 года в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО3Угли по ч. 1 ст. 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; объяснением гражданина Республики Узбекистан ФИО3Угли от 15 января 2022 года, согласно которым с 12 января 2022 года в ночные смены он работал в качестве продавца шаурмы в киоске шаурма - Non Kabob, не имея патента, сведениями из информационной базы данных МВД России в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО3Угли, листом записи из ЕГРИП и уведомлением о постановке на учет в налоговом органе в отношении Расулова Ф.С., копиями договора аренды нежилого помещения от 01 января 2022 года № 5-П и передаточного акта от 01 января 2022 года о передаче в аренду нежилого помещения по адресу: <адрес>.
В своих объяснениях, данными при составлении протокола об административном правонарушении, а также в судебном заседании индивидуальный предприниматель Расулов Ф.С. фактические обстоятельства правонарушения не оспаривал.
Наряду с этим, следует учесть, что согласно ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают, в том числе на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о виновности индивидуального предпринимателя Расулова Ф.С. в нарушении пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, действия индивидуального предпринимателя Расулова Ф.С. подлежат квалификации по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у этого иностранного гражданина патента).
Статус индивидуального предпринимателя у Расулова Ф.С. подтвержден сведениями из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. К осуществляемым им видам деятельности отнесены: деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания; торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах; деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания; подача напитков; деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания.
Вся совокупность доказательств свидетельствует о том, что индивидуальный предприниматель Расулов Ф.С. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований закона при производстве по делу не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Оснований для освобождения индивидуального предпринимателя Расулова Ф.С. от административной ответственности, в том числе признания правонарушения малозначительным в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, поскольку противоправные действия допущены индивидуальным предпринимателем Расуловым Ф.С. в сфере миграционного законодательства, целью которого является обеспечение предупреждения и сокращения незаконной внешней трудовой миграции, соблюдения работодателями законодательства о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации, в связи с чем имеют повышенную степень общественной опасности и затрагивают интересы государства.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Частями 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, не имеется.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц и безопасности государства ввиду ненадлежащего исполнения индивидуальным предпринимателем публично-правовых обязанностей, возложенных на него требованиями миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие, в частности, в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности и необходимостью осуществления федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации с целью регулирования процессов внешней трудовой миграции.
Привлечение к трудовой деятельности в качестве повара иностранного гражданина без патента на право осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено.
Наряду с этим, процедура получения иностранным гражданином патента на работу позволяет контролировать законность его пребывания на территории Российской Федерации, отвечает требованиям государственной безопасности, а также имеет фискальную функцию в виде взимания государственной пошлины за выдачу патента на работу. Своими действиями Расулов Ф.С. выразил пренебрежительное отношение к установленным законодателем публично-правовым обязанностям.
Доводы индивидуального предпринимателя Расулова Ф.С. о затруднительном финансовом положении не свидетельствуют о возможности применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения, фактические обстоятельства дела, имущественное и финансовое положение индивидуального предпринимателя.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, учитываю признание вины, раскаяние в совершении административного правонарушения; принятие мер, направленных на устранение и прекращение нарушения. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в судебном заседании не установлено.
Вместе с тем, с учетом фактических обстоятельств административного правонарушения и его своевременного устранения, принимая во внимание, что наказание в виде административного штрафа в размере от 250000 рублей до 800000 рублей может повлечь избыточное финансовое затруднение в сложившейся ситуации, полагаю возможным на основании части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить размер административного штрафа до 125000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
индивидуального предпринимателя Расулова Фирдавса Сафиюллоевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 125000 (Сто двадцать пять тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (ГУ МВД России по Свердловской области)
ИНН получателя платежа: 6658076955, КПП: 665801001
номер счета получателя платежа: 03100643000000016200
кор./счет: 40102810645370000054
наименование банка: Уральское ГУ Банка России // УФК по Свердловской области г. Екатеринбург
БИК: 016577551, код ОКТМО: 65701000
код бюджетной классификации КБК: 188 1 16 01181019000140
наименование платежа: штраф (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ)
идентификатор УИН 18891669990223510773.
Разъяснить Расулову Ф.С., что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Разъяснить Расулову Ф.С., что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет административную ответственность по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест сроком до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Постановление для принудительного исполнения будет направлено в службу судебных приставов.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловском областном суде через Первоуральский городской суд.
Судья: подпись. И.В. Антропов
Копия верна. Судья: И.В. Антропов