Дело №
№
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ <адрес>
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Шкаленковой М.В., при секретаре Усановой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Песковой О. В. к Пескову Т. С., Терешкиной Т. С. об определении доли супруги в наследственном имущества, признании права собственности на супружескую долю
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что ДД.ММ.ГГ между Песковой О. В. и Песковым С. Н. был заключен брак.
ДД.ММ.ГГ брак между истицей и Песковым С. Н. был прекращен на основании решения мирового судьи от ДД.ММ.ГГ судебного участка № района Капотня <адрес>, выдано свидетельство о расторжении брака.
Брачный договор между истицей и бывшим супругом Песковым С. Н. не заключался.
ДД.ММ.ГГ Песков С. Н. умер.
После смерти Пескова С. Н. нотариусом <адрес> нотариальной палаты Румянцевым М. В. было открыто наследственное дело № к имуществу умершего.
В период брака за счет общих денежных средств супругов было приобретено следующее недвижимое имущество:
- Квартира, общей площадью - 33,5 кв.м., кадастровый № по адресу: <адрес> Указанная квартира приобретена в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГ уступки прав требования №№ по договору №№№ участия в долевом строительстве жилого дома от «20» декабря 2012 г. и актом от «05» декабря 2013 г. об исполнении финансовых обязательств по договору уступки прав требования №ЮН-4-59/У от «29» октября 2013 г.
- Квартира общей площадью - 33,4 кв.м., кадастровый № по адресу: <адрес>. Указанная квартира приобретена в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГ уступки прав требования №ЮН-1-19/У по договору № ЮН-1-19/У участия в долевом строительстве жилого лома от «20» декабря 2012 г. и актом от ДД.ММ.ГГ об исполнении финансовых обязательств по договору уступки прав требования №№ от «ДД.ММ.ГГ
После расторжения брака истица осталась проживать в квартире по адресу <адрес>, а супруг Песков С. Н. проживал в квартире по адресу: <адрес>. После расторжения брака, бывшие супруги пользовались имуществом по обоюдному согласию, раздел совместно нажитого имущества супругов не производился.
После смерти бывшего супруга Пескова С.Н., за вступлением в наследство обратились наследники, с которыми в досудебном порядке истице не удалось решить вопрос относительно ее доли в совместно нажитом имуществе.
Ссылаясь на положения ст.33,34, 38 СК РФ и ст. 256 ГК РФ, истец просит признать общей совместной собственностью Песковой О. В. и умершего Пескова С.Н. следующее недвижимое имущество:
- квартиру, общей площадью - 33, 5 кв.м., кадастровый № по адресу : <адрес>
- квартиру, общей площадью - 33, 4 кв.м., кадастровый № по адресу : <адрес>
Определить супружескую долю Песковой О. В. в размере 1/2 доли в вышеуказанных квартирах и признать за ней право собственности на ? долю в каждой из вышеуказанных квартир
В судебное заседание истец явилась, исковые требования поддержала.
Ответчик Песков Т.С. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска не возражала.
Ответчик Терешкина Т.С. в судебное заседание не явилась.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ между Песковой О. В. и Песковым С. Н. был заключен брак.
ДД.ММ.ГГ между Черным В.А. и ООО «Юнион-ТК» был заключен договор участия в долевом строительстве №№, в соответствии с условиями которого ответчик принял на себя обязательства в предусмотренный договором срок построить (создать) с привлечением денежных средств других лиц многоквартирный жилой дом, на земельном участке, принадлежащем ответчику на праве собственности кадастровым номером № по строительному адресу: <адрес> и после получения разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию передать участнику объект долевого строительства в виде однокомнатной <адрес>, проектной площадью 35,2 кв.м., расположенной на 5 этаже, корпус 1.
Также, ДД.ММ.ГГ между Черным В.А. и ООО «Юнион-ТК» был заключен договор участия в долевом строительстве №№, в соответствии с условиями которого ответчик принял на себя обязательства в предусмотренный договором срок построить (создать) с привлечением денежных средств других лиц многоквартирный жилой дом, на земельном участке, принадлежащем ответчику на праве собственности кадастровым номером № по строительному адресу: <адрес>»), и после получения разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию передать участнику объект долевого строительства в виде однокомнатной <адрес>, проектной площадью 35,3 кв.м., расположенной на 5 этаже, корпус 4.
ДД.ММ.ГГ между Черным В.А. и Песковым С.Н. были заключены договора уступки прав требования № № по договору № № участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГ; № № по договору № № участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГ, согласно условиям которого Черный В.А. уступил, а истец принял в полном объеме право требования по передаче квартир № и №.
ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ Песков С.Н. принял от ООО «Юнион-ТК» по актам приема-передачи <адрес> №.
ДД.ММ.ГГ брак между Песковой О.В. и Песковым С. Н. был прекращен на основании решения мирового судьи от ДД.ММ.ГГ судебного участка № района Капотня <адрес>, выдано свидетельство о расторжении брака. Брачный договор между истицей и бывшим супругом Песковым С. Н. не заключался.
Решением Люберецкого городского суда от ДД.ММ.ГГ за Песковым С. Н. признано право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГ Песков С. Н. умер.
Согласно ответа нотариуса, наследниками принявшими наследство после смерти Пескова С. Н. являются - дочь Терешкина Т. С. и сын Песков Т. С.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 256 Гражданского Кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Согласно статье 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (пункт 2 статьи 256 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статья 36 Семейного Кодекса Российской Федерации), а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 256 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьи 33, 34 Семейного Кодекса Российской Федерации). При этом переживший супруг вправе подать заявление об отсутствии его доли в имуществе, приобретенном во время брака. В этом случае все это имущество входит в состав наследства.
Из указанной нормы следует, что после смерти одного из супругов (бывших супругов) в его наследственную массу входит имущество, составляющее его долю в общем имуществе, а остальная часть общего имущества поступает в единоличную собственность пережившего супруга. Тем самым общая совместная собственность на такое имущество прекращается, а принадлежащая умершему доля в имуществе переходит к его наследникам. Однако в том случае, если переживший супруг (бывший супруг) откажется от принадлежащей ему доли в общем имуществе, в состав наследственного имущества подлежит включению не доля умершего супруга, а все имущество в целом.
В силу статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, являются совместно нажитым имуществом Песковой О. В. и Пескова С. Н..
При таких обстоятельствах, с учетом указанных выше норм, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца о признании квартир общей совместной собственностью, и признании права собственности на ? долю в каждой из квартир.
К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности, что следует из пункта 7 ст.38 СК РФ.
При этом течение трехлетнего срока исковой давности для требований о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, брак которых расторгнут, следует исчислять со дня, когда супруг узнал или должен был узнать о нарушении своего права на общее имущество (пункт 2 статьи 9 Семейного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", в котором указано, что течение трехлетнего срока исковой давности для требований о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, брак которых расторгнут (пункт 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации), следует исчислять не со времени прекращения брака (дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - дня вступления в законную силу решения), а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, срок исковой давности по требованиям о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, исчисляется с момента, когда бывшему супругу стало известно о нарушении своего права на общее имущество, а не с момента возникновения иных обстоятельств (регистрация права собственности на имущество за одним из супругов в период брака, прекращение брака, неиспользование спорного имущества и т.п.).
Как установлено по делу, право собственности на вышеуказанные квартиры было зарегистрировано на основании решения Люберецкого городского суда от ДД.ММ.ГГ, в связи с тем, что оформить квартиры в собственность во внесудебном порядке не представлялось возможным. Кроме того, истцом оплачивались коммунальные услуги по указанным квартирам, как до, так и после смерти бывшего супруга. С учетом изложенного, установленный ст. 38 СК РФ срок не является пропущенным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ
решил:
Исковые требования Песковой О. В., удовлетворить.
Признать общей совместной собственностью Песковой О. В. и Пескова С. Н.
<адрес>, расположенную по адресу: <адрес>., кадастровый №
<адрес>, расположенную по адресу: <адрес>. кадастровый №
Признать за Песковой О. В. право собственности на ? долю в праве собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> кадастровый №, выделив указанную супружескую долю из наследственной массы имущества, открывшегося после смерти Пескова С. Н.
Признать за Песковой О. В. право собственности на ? долю в праве собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>., кадастровый №, выделив указанную супружескую долю из наследственной массы имущества, открывшегося после смерти Пескова С. Н.
Решение суда является основанием для внесения изменений и регистрации права собственности на недвижимость в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд, через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: М.В. Шкаленкова
Мотивированное решение
изготовлено ДД.ММ.ГГ