Решение по делу № 2-1563/2023 от 25.01.2023

Дело № 2-1563/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2023 год

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Кондратьевой И.С.,

при ведении протокола помощником судьи Сухаревой К.Ю.

с участием представителя Департамента – Глуховой А.В., по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Пермь о признании права собственности за муниципальным образованием город Пермь,

установил:

    Департамент имущественных отношений администрации города Пермь обратился в суд с заявлением о признании права собственности за муниципальным образованием город Пермь.

    Исковые требования мотивированы тем, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на основании заявления муниципального образования город Пермь приняты на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества следующие объекты:

-    сооружения дорожного транспорта, автомобильная дорога, протяженностью 390 метров, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>;

-     сооружения дорожного транспорта, проезд от хоккейной коробки до жилого дома по <адрес>, протяженностью 86 метров, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>;

-    сооружения дорожного транспорта, проезд от <адрес> до дворов жилых домов по <адрес> и <адрес>, протяженностью 256 метров, с кадастровым номером по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>;

-    сооружения дорожного транспорта, дорога по л. 8-я Линия, протяжённость 1329 метров, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>;

-    иное сооружение (Сети ливневой канализации по <адрес> от границ жилого дома по <адрес> до врезки в существующую сеть по <адрес>) протяженностью 144 метра, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>

Ссылаясь на положения пункта 1, 3 статьи 225 ГК РФ истец просит признать право собственности за муниципальным образованием город Пермь на указанные объекты.

В судебном заседании представитель заявителя - Департамента имущественных отношений администрации <адрес> на удовлетворении заявления настаивала.

Заинтересованные лица Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, администрация Мотовилихинского района г.Перми, Департамент земельных отношений администрации города Перми, Департамент транспорта администрации г. Перми, Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми, ООО «Пермкоммуналсервес», ТОС «Верхняя курья», ТСЖ «Макаренко 19», ТСЖ «Уинская, 1В», ТСЖ «Уинская 4», ТСЖ «Уинская 3а», ТСН «Макаренко, 23», ТСН «Уинская 3/3 и 3/4», ООО «Новгор - Прикамье» в судебное заседание своего представителя не направили, извещены надлежащим образом.

В предыдущем судебном заседании, 06.01.2023 года участвуя в судебном заседании представитель ТСН «Старцева 3/3 и ?», ТСЖ «Уинская 3А», что часть участка проезда от <адрес> до дворов жилых домов по <адрес> и <адрес>, на который просит Департамент признать муниципальное право собственности входит в земельный участок многоквартирного жилого дома <адрес>А.

Выслушав представителя заявитель, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 6 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

В соответствии с ч. 3 ст. 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

В судебном заседании установлено что, Управлением Росррестра по Пермскому краю на основании заявлений муниципального образования <адрес> на учет как бесхозяйное имущество поставлено 09.06.2022 года - сооружение дорожного транспорта, автомобильная дорога, протяженностью 390 метров, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>; 10.10.2022 года сооружение дорожного транспорта, проезд от хоккейной коробки до жилого дома по <адрес>, протяженностью 86 метров, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>; 06.10.2022 сооружение дорожного транспорта, проезд от <адрес> до дворов жилых домов по <адрес> и <адрес>, протяженностью 256 метров, с кадастровым номером по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>; 06.10.2022 сооружение дорожного транспорта, дорога по л. 8-я Линия, протяжённость 1329 метров, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>; 28.09.2022 иное сооружение (Сети ливневой канализации по <адрес> от границ жилого дома по л. Уинской, 4 до врезки в существующую сеть по <адрес>) протяженностью 144 метра, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>

Сведения о зарегистрированных правах собственности на указанные объекты отсутствуют, правоустанавливающие документы отсутствуют. Данные обстоятельства подтверждены, выписками из Единого государственного реестра недвижимости, паспортами объектов улично – дорожной сети..

В соответствии с п. 1 и п. 3 со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учеторганом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, к числу которых относится спорная автомобильная дорога с кадастровым номером протяженностью 390 метров, по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>, проезд от <адрес>В до <адрес> отнесено Федеральным законом от 08 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за счет средств местного бюджета.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ признание права является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.

Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 10 ст. 56.5 ЗК РФ в случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

При этом согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Таким образом, и учитывая, что заявленная автомобильная дорога протяженностью 390 метров, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес> не относятся к автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам, право собственности муниципального образования на спорное имущество (автомобильная дорога) возникло в силу закона - Закона об автомобильных дорогах (п. 8 ст. 6).

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

На основании ч. 2 ст. 292 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.

Согласно ч. 3 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 г. № 931 установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В силу п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 5 Порядка).

На основании п.3.3.4 Положения о департаменте имущественных отношений администрации <адрес>, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12 сентября 2006г. № 210 департамент реализует полномочия администрации города по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.

Из материалов дела следует, что о факте отсутствия собственника у спорного имущества муниципальному образования город Пермь в лице администрации города Пермь и её функциональных органов стало известно в 2022 году.

При установлении данного обстоятельства, учитывая положения вышеуказанных правовых норм, орган местного самоуправления обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объектов указанного имущества - сооружение дорожного транспорта, автомобильная дорога, протяженностью 390 метров, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>, проезд от <адрес>В до <адрес>;

- 10.10.2022 года сооружение дорожного транспорта, проезд от хоккейной коробки до жилого дома по <адрес>, протяженностью 86 метров, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>;

- 06.10.2022 сооружение дорожного транспорта, проезд от <адрес> до дворов жилых домов по <адрес> и <адрес>, протяженностью 256 метров, с кадастровым номером по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>;

- 06.10.2022 сооружение дорожного транспорта, дорога по л<адрес>, протяжённость 1329 метров, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>;

- 28.09.2022 иное сооружение (Сети ливневой канализации по <адрес> от границ жилого дома по л. Уинской, 4 до врезки в существующую сеть по <адрес>) протяженностью 144 метра, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>. Указанное спорное имущество (дорога) принято на учет как бесхозяйственный объект недвижимости.

Определением суда от 26.04.2023 г. заявление Департамента имущественных отношений администрации города Перми о признании права собственности на сооружение дорожного транспорта, проезд от хоккейной коробки до жилого дома по <адрес>, протяженностью 86 метров, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>; и сооружение дорожного транспорта, проезд от <адрес> до дворов жилых домов по <адрес> и <адрес>, протяженностью 256 метров, с кадастровым номером по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>; оставлено без рассмотрения.

Поскольку собственника в отношении сооружения дорожного транспорта, автомобильная дорога, протяженностью 390 метров, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>, проезд от <адрес>В до <адрес>; сооружения дорожного транспорта, дорога по л. 8-я Линия, протяжённость 1329 метров, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>; и иное сооружение (Сети ливневой канализации по <адрес> от границ жилого дома по <адрес> до врезки в существующую сеть по <адрес>) протяженностью 144 метра, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>, установить не удалось, а со времени постановки имущества на учет как бесхозяйного имущества прошло более года и к другим лицам по приобретательной давности спорное имущество не перешло, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования в части указанных объектов.

Признание муниципальной собственностью необходимо для рационального распоряжения указанным имуществом в интересах муниципального образования город Пермь с целью решения вопросов местного значения, то есть имеет юридическое значение для заявителя, спор о праве не установлен.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать право собственности за муниципальным образованием город Пермь на объекты:

с кадастровым номером сооружения дорожного транспорта, автомобильная дорога, протяженностью 390 метров, по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>, проезд от <адрес>В до <адрес>;

с кадастровым номером сооружения дорожного транспорта, дорога по л. 8-я Линия, протяжённость 1329 метров,, по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>;

Сети ливневой канализации (    иное сооружение) по <адрес> от границ жилого дома по <адрес> до врезки в существующую сеть по <адрес>, протяженностью 144 метра, с кадастровым номером , по адресу Российская Федерация, <адрес>, г.о. Пермский, <адрес>

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

Судья: подпись. Копия верна. Судья:

Мотивированное решение изготовлено 15.05.2023 года

Решение не вступило в законную силу. Секретарь -

2-1563/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент имущественных отношений Администрации города Перми
Другие
ООО «Пермкоммуналсервис»
ТСЖ «Макаренко,19»
ТСН «Макаренко,23»
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. перми
ТСЖ «Уинскя, 3А»
ТСН «Старцева, 3/3 и 3/4»
Администрацию Мотовилихинского района г. Перми.
ООО «Новогор-Прикамье»
ТСЖ «Уинская, 1В»
ТОС «Верхняя Курья»
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми
департамент земельных отношений администрации города Перми
Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми
ТСЖ «Уинская, 4»
ТСЖ «Уинская, 29»
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Кондратьева Иляна Сергеевна
Дело на странице суда
motovil.perm.sudrf.ru
25.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2023Передача материалов судье
28.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2023Судебное заседание
05.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Судебное заседание
15.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее