Решение по делу № 33-1623/2019 от 24.01.2019

Дело № 33-1623

Судья Коваль А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Смирновой М.А., Варзиной Т.В. при секретаре Болевой Е.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в городе Перми 13 февраля 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Арапова Василия Ильича на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 30 ноября 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Арапова Василия Ильича к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список на предоставление социальной выплаты для приобретение жилья взамен сносимого на основании Постановления Правительства РФ от 13.04.2005 г. № 428 в г.Набережные Челны, и взыскании судебных расходов размере 15000 рублей, отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения истца Арапова В.И., представителя истца Араповой Ф.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Арапов В.И. с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Кизеловского муниципального района о возложении обязанности о включении его в список граждан на предоставление социальной выплаты для приобретения взамен сносимого на основании Постановления Правительства РФ от 13.04.2005 года № 428.

Требования мотивированы тем, что с 1989 года истец зарегистрирован и проживал по адресу: г. Кизел, ул. ****. В настоящее время в квартире не проживает ввиду ветхого состояния дома. Заключением Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» дом по адресу: г. Кизел, ул. ****, признан непригодным для проживания в результате ведения горных работ. Иного жилья истец не имеет.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в части просит в апелляционной жалобе истец Арапов В.И., указывая на его незаконность и необоснованность. Суд не принял во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно, заключением УФ АО «ВНИМИ» дом признан непригодным для проживания по критерии безопасности, истец на момент принятия решения о ликвидации шахты был зарегистрирован в жилом помещении и проживал в нем, истец нуждается в жилье. Обследование дома было проведено специализированной организацией, заключение ответчиком не оспорено. Доказательств отсутствия у истца нуждаемости в жилом помещении ответчиком не представлено. Судом неправильно дано толкование п. 8 Правил. Несмотря на то, что право на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, должно возникнуть на момент ликвидации шахты, возможность реализации данного права у истца возникла только после проведения соответствующей экспертизы, т.е. в сентябре 2016 года. В силу п. 8 Правил списки граждан ежегодно уточняются, т.е. проводится проверка данных списков с целью уточнения состава лиц, проживавших и имеющих право на проживание в жилом помещении, подлежащем сносу, не имеющих другого жилья и нуждающихся в государственной помощи. Не включение истца в списки граждан указывает на недобросовестное исполнение администрацией района своих обязанностей по выявлению ветхого жилья.

В суде апелляционной инстанции истец, представитель истца на доводах апелляционной жалобы настаивали.

Ответчик, третье лицо в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений (в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) судебная коллегия не находит оснований для его отмены либо изменения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением АООТ «Кизелуголь» № 157 от 13 июня 1997 года шахта им. Ленина ликвидирована. Арапов В.И. зарегистрирован по адресу: **** с 05.12.1990 года по настоящее время. В собственности жилых помещений Арапов В.И. не имеет.

Заключением Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 01 сентября 2016 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: ****, признан ветхим, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания, предусмотренные пунктом 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428, в редакции Постановления Правительства РФ от 28.09.2016 N 976, отсутствуют.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении и толковании норм материального права при правильном установлении юридически значимых обстоятельств дела и верной оценке представленных сторонами доказательств в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840).

В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за N 428 (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ N 02.04.2015 N 314) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 N 976, вступившим в законную силу 08 ноября 2016 года, пункт 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 дополнен текстом следующего содержания:

"Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим."

Анализ действующего на момент разрешения настоящего спора законодательства, регулирующего спорные правоотношения, свидетельствует, что уточнение (корректировка) возможна только списков, составленных на день принятия решения о ликвидации шахты и только в случаях, прямо предусмотренных пунктом 8 Правил.

Как следует из материалов дела, стороной истца, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, объективно подтверждающих, что проживая в жилом помещении по адресу: ****, и являясь нанимателем жилого помещения, на момент принятия решения о ликвидации шахты им. Ленина ОАО «Кизелуголь» (13.06.1997 года), Арапов В.И. был включен в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте им. Ленина АО «Кизелуголь», а также доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, которые включены в перечень оснований для уточнения списков в соответствии с п. 8 Правил, в редакции Постановления Правительства РФ от 28 сентября 2016 года N 976.

Судебная коллегия отмечает, что решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Вопросы по выделению средств из федерального бюджета для переселения граждан из ветхого жилья, связанных с деятельностью угольных предприятий и промышленности, следствием чего явилось приведение жилых помещений в непригодное состояние, это одно из направлений жилищной политики. Предоставление социальных выплат в данном случае является способом защиты прав граждан, проживавших в указанных домах, порядок и условия предоставления которых регулируются специальным нормами закона и нормативно-правовых актов. Эти нормы действуют и имеют распространение лишь на конкретных субъектов, указанных в этих актах. Во всех других случаях применимы общие положения жилищного и гражданского законодательства, что не лишает истца права обратиться в суд за защитой своих жилищных прав, избрав наиболее эффективный способ защиты своего права.

Исходя из требований законодательства и фактических обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции при разрешении настоящего спора, правильно установлены юридически значимые обстоятельства, дана верная оценка представленным доказательствам по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права. Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на иной оценке доказательств, имеющихся в деле и ином толковании действующего законодательства, а потому не могут быть признаны состоятельными. Судом не допущено нарушений норм процессуального и материального права, а потому оснований для отмены судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кизеловского городского суда Пермского края от 30 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Арапова Василия Ильича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1623/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Арапов Василий Ильич
Ответчики
Администрация Кизеловского муниципального района
Другие
Арапова Файруза Анваровна
Министерство энергетики РФ
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Смирнова Марина Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передано в экспедицию
13.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее