Дело № 2а-1558/2020
УИД 21RS0025-01-2020-000884-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2020 года г. Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Софроновой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к Благотворительному фонду «Благо Дарю» о ликвидации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
У с т а н о в и л:
Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике обратился в суд с административным иском к административному ответчику Благотворительному фонду «Благо Дарю» (далее Фонд), в котором просит ликвидировать Благотворительный фонд «Благо Дарю» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Благотворительный фонд «Благо Дарю» внесен в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, №. В рамках осуществления контрольных полномочий в отношении некоммерческих организаций, административным истцом на основании ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее- Управление) в деятельности Фонда выявлялись неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации.
В нарушение требований п.2 ст.19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», фонд не представил в установленный законом срок документы ежегодной отчетности о своей деятельности.
За непредставление в установленный срок отчетности Управлением в отношении фонда был составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренный <данные изъяты>.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Фонд привлечен к административной ответственности в виде <данные изъяты>
В нарушение требований ст.32 Федерального закона № 7-ФЗ Фонд своевременно не представил необходимую отчетность (по форме ОН0001 и ОН0002) за ДД.ММ.ГГГГ или сообщение о продолжении своей деятельности, не разместила их на Информационном портале Минюста России (http://unro.minjust.ru) и не представила в СМИ для опубликования своевременно.
За непредставление в установленный срок ежегодной отчетности в отношении Фонда был составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренный ст.<данные изъяты>
Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Фонд привлечен к административной ответственности в виде предупреждения.
Согласно ч.4 ст.4.1 КоАП РФ, назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
В связи с этим в отношении Фонда было вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости предоставить документы отчетности до ДД.ММ.ГГГГ., однако до настоящего времени Фонд не предоставил в Управление необходимую информацию за ДД.ММ.ГГГГ год.
По адресу, зарегистрированному в ЕГРЮЛ (<адрес>, <адрес>) Фонд не находится, корреспонденция, направляемая по данному адресу: неоднократно возвращалась в связи с истечением срока хранения.
Сведения об адресе должны содержаться в ЕГРЮЛ, что следует из п.1 ст.5 ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Таким образом, Фонд, изменив место своего нахождения, не представил соответствующие документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ, что является нарушением п. 7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которой некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ № 129-ФЗ.
Директором Фонда <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) представлено письмо, в котором сообщается, что Фонд уставную деятельность не ведет. Учредители Фонда в его деятельности не принимают участие. Работа органов управления не ведется, надзорный орган - Попечительский совет надзор не осуществляет. Штатные работники отсутствуют, имущества на балансе Фонда не имеется, расчетный счет закрыт. Также сообщается, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, и вероятность получения необходимого имущества нереальна, цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
Исходя из изложенного, <данные изъяты> просил принять меры для ликвидации Фонда в судебном порядке, т.к. самостоятельно пройти процедуру не могут из-за отсутствия финансовой возможности.
Просят суд ликвидировать Благотворительный фонд «Благо Дарю» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
На судебное заседание представитель административного истца Управления Минюста России по Чувашской Республике не явился, извещены надлежаще о слушании дела, представили заявление о рассмотрении дела без участия их представителя, административный иск поддерживают в полном объеме и просят удовлетворить.
На судебное заседание представитель административного ответчика Благотворительного фонда «Благо Дарю» не явился, извещены надлежаще о слушании дела, причину неявки суду не сообщили, явку представителя не обеспечили, своих возражений суду не представили.
Представитель заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о судебном заседании.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 263 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие сторон.
В силу п.п.1 и 2 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Судом установлено, что Благотворительный фонд «Благо Дарю» внесен в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, №.
Фонд действует на основании Устава Благотворительного фонда «Благо Дарю», утвержденного решением Общего собрания учредителей ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав).
Согласно п.1.1. раздела 1 Устава Благотворительный фонд «Благо Дарю» является не имеющей членства унитарной некоммерческой организацией, учрежденной по инициативе граждан Российской Федерации на основе добровольных имущественных взносов и преследующей социальные, благотворительные, и иные общественно полезные цели.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.
В рамках осуществления контрольных полномочий в отношении некоммерческих организаций, что предусмотрено статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - Управление) в деятельности Фонда выявлялись неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) благотворительная организация ежегодно предоставляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы, то есть до 01 апреля года, следующего за отчетным.
Однако Фонд не представил в Управление отчет о своей деятельности.
За непредставление в установленный срок отчетности Управлением в отношении Фонда был составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренный <данные изъяты>. Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Фонд был привлечен к административной ответственности в виде <данные изъяты>.
В соответствии с п.3 ст.32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация обязана представить в уполномоченный орган - Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Сроки и нормы представления указанных документов утверждены соответственно постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным) и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2010 № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» указанные сообщения о продолжении деятельности и отчеты размещаются в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Однако в нарушение вышеуказанных требований ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ фонд своевременно не представил необходимую отчетность (по форме ОН0001 и ОН0002) за 2018 год или сообщение о продолжении своей деятельности, не разместил их на Информационном портале Минюста России (http://unro.minjust.ru) и не предоставила в СМИ для опубликования своевременно.
За непредставление в установленный срок ежегодной отчетности в отношении Фонда был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.<данные изъяты>. Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Фонд был привлечен к административной ответственности в <данные изъяты>
Согласно ч.4 ст.4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
В связи с этим в отношении Фонда было вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости представить документы отчетности до ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени Фонд не представил в Управление необходимую информацию за 2018 год.
Из вышеизложенного следует, что Организация неоднократно нарушала требования законодательства, что в силу подп.3 п.3 ст.61 ГК РФ является основанием для ее ликвидации.
Согласно ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.
Некоммерческие организации, указанные в п.3.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
П.7 ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях предусмотрено, что некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
П. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Из содержания подп. «в» п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о своем адресе обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Оценивая характер допущенных нарушений, суд исходит из того, что эти нарушения неустранимы, поскольку, как следует из письма директора Фонда <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ (вх. №), фонд уставную деятельность не ведет, учредители фонда в его деятельности не принимают участие, работа органов управления не ведется, надзорный орган - Попечительский совет надзор не осуществляет, штатные работники отсутствуют, имущества на балансе Фонда не имеется, расчетный счет закрыт. Также, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, и вероятность получения необходимого имущества нереальна, цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
По адресу, зарегистрированному в ЕГРЮЛ (<адрес>, <адрес>), Фонд не находится, корреспонденция, направляемая по данному адресу, неоднократно возвращалась в связи с истечением срока хранения.
Сведения об адресе должны содержаться в ЕГРЮЛ, что следует из п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Фонд, изменив место своего нахождения, не представил ответствующие документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ, что является лишением п.7 ст.32 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которой коммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня поступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Таким образом, доводы административного истца о нарушении административным ответчиком обязанностей, возложенных на организацию положениями ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» нашли подтверждение при рассмотрении дела и административным ответчиком не опровергнуты. Допущенные нарушения в силу п.10 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», могут служить основанием для ликвидации некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный, систематический характер на протяжении длительного периода времени, следовательно, имеются основания для удовлетворения заявленных требований о ликвидации юридического лица.
В соответствии с п.3 ст.49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно ст.21 ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п.12 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра. Минюст России (территориальный орган Минюста России) на основании полученной от налогового органа выписки из государственного реестра принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации (ее структурного подразделения) из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.
Процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
В п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами» разъяснено о том, что в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (п.5 ст.61, п.2 ст.62 ГК РФ, п.2 ч.6 ст.180 КАС РФ).
Таким образом, сведения о юридическом лице - Благотворительного фонда «Благо Дарю» подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к Благотворительному фонду «Благо Дарю» о ликвидации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Благотворительный фонд «Благо Дарю» и исключить сведения о юридическом лице Благотворительного фонда «Благо Дарю» из Единого государственного реестра юридических лиц (ОГРН №).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.В. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2020 г.