Решение по делу № 2а-368/2022 от 20.04.2022

    Дело № 2а-368/2022

    УИД 02RS0008-01-2022-000745-08

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    с. Усть-Кокса                                                                         16 мая 2022 года

    Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:председательствующего судьи                     Шатиной С.Н.,

    при секретаре                                                 Плащенко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай к Казаченко <адрес> о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай обратилось в суд с иском к Казаченко ФИО5 о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 474 руб., пени в размере 21,06 руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 779 руб., пени в размере 34,23 руб., мотивируя тем, что ФИО1 является правообладателем имущества: 1) квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый , дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, 2) квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый , дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права – ДД.ММ.ГГГГ 3) земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый , дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, 4) земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый , дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права – ДД.ММ.ГГГГ, которые являются объектами налогообложения. Налоговым органом исчислена сумма налога на имущество физических лиц в размере руб., земельного налога в размере руб., о чем ФИО6 В.А. направлены соответствующие уведомления. В связи с неуплатой налогов начислена пеня по налогу на имущество физических лиц в размере руб., по земельному налогу - в размере руб. В адрес административного ответчика направлено соответствующее требование, которое должником до настоящего времени не исполнено. В целях взыскания задолженности, налоговый орган обращался с заявлением о выдаче судебного приказа, в принятии которого отказано в связи со спором о праве.

Представитель административного истца о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Казаченко В.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенных участников процесса.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (ст. 45 НК РФ).

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

ФИО1 является правообладателем имущества: 1) квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый , дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, 2) квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый , дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права – ДД.ММ.ГГГГ, которые являются объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ч. 1 ст. 388 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

ФИО3 является правообладателем: 1) земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый , дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, 2) земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый , дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права – ДД.ММ.ГГГГ, которые являются объектами налогообложения

Налоговым органом исчислена сумма налога на имущество физических лиц на указанный объект недвижимого имущества и земельного налога, о чем налогоплательщику были направлены уведомления об уплате налога.

В установленные законодательством сроки налог на имущество физических лиц и земельный налог административным ответчиком не были уплачены.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. НК РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52).

За несвоевременную уплату налогов начислена пеня по налогу на имущество физических лиц в размере ФИО8., по земельному налогу - в размере ФИО9 руб.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В адрес Казаченко В.А. направлены требования № 14608 по состоянию на 25.06.2018 г. об уплате налога до 03.08.2018 г., № 27920 по состоянию на 29.06.2019 г. об уплате налога до 27.09.2019 г., № 21709 по состоянию на 26.06.2020 г. об уплате налога до 17.11.2020 г., № 21896 по состоянию на 22.06.2021 г. об уплате налога до 18.11.2021 г., которые до настоящего времени не исполнены.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из анализа приведенной нормы закона следует, что одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.

По смыслу закона только наличие уважительных причин пропуска срока является основанием к его восстановлению.

Учитывая установленный срок исполнения самого раннего требования № 14608 по состоянию на 25.06.2018 г. об уплате налога до 03.08.2018 г., а также сумму задолженности, суд полагает, что срок обращения с заявлением о взыскании недоимки по налогам истек. К мировому судье судебного участка Усть-Коксинского района Республики Алтай с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обращался также за пределами данного срока, в связи с чем, мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления.

При подаче административного иска административный истец просит восстановить срок для его подачи, однако не указывает, какие уважительные причины привели к пропуску срока подачи административного искового заявления, доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока для подачи административного иска не представлены.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

При таких обстоятельствах оснований для восстановления срока для подачи административного искового заявления не имеется.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований налогового органа, поскольку установил, что срок обращения с заявлением о взыскании налоговой санкции истек, уважительных причин пропуска срока не имеется, в связи с чем, административный истец утратил право на принудительное взыскание задолженности.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай к Казаченко ФИО10 о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб. отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                      С.Н. Шатина

Решение суда в окончательной форме принято 19 мая 2022 года.

2а-368/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай
Ответчики
Казаченко Виктория Алексеевна
Суд
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай
Судья
Шатина Сунара Николаевна
Дело на странице суда
ust-koksinsky.ralt.sudrf.ru
20.04.2022Регистрация административного искового заявления
20.04.2022Передача материалов судье
20.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2022Судебное заседание
19.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее