Дело № 33-2751/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень 21 мая 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Елфимова И.В.
судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.
при секретаре Копановой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Викуловского районного суда Тюменской области от 19 февраля 2018 г., которым постановлено:
«Иск Вдовина Геннадия Николаевича удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выделить Вдовину Геннадию Николаевичу путевку на санаторно - курортное лечение на основании его заявления от 21.05.2015 года и согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной 27.05.2009 года филиалом №14 ФГУ Главное Бюро Медико-социальной экспертизы по Тюменской области» (карта N <.......> к акту освидетельствования N <.......> от 27 мая 2009 года)
В остальной части иска отказать за необоснованностью».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Сондыковой В.И., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Вдовин Г.Н. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Тюменской области, муниципальному автономному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения Викуловского района» (далее по тексту - МАУ КЦСОН Викуловского района) о предоставлении санаторно-курортных путевок согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, взыскании компенсации за непредставление путевок в 2015, 2016 и 2017 годах в размере 100 000 руб.
Требования были мотивированы тем, что Вдовин Г.Н. является инвалидом <.......> группы, инвалидность установлена ему бессрочно. Составленной истцу индивидуальной программой реабилитации инвалида предусмотрено санаторно-курортное лечение 1 раз в год в качестве одного из мероприятий по медицинской реабилитации. Между тем, ответчики с 2015 года уклоняются от выдачи ему путевок в отсутствие законных на то оснований.
Определением от 05 февраля 2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ Тюменское РО ФСС РФ).
В судебном заседании истец Вдовин Г.Н. и его представитель адвокат Барашев А.И. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что заявленная в иске путевка должна быть предоставлена истцу за 2018 год, размер компенсации за непредоставление путевок в период с 2015 по 2017 годы рассчитан исходя из средней стоимости путевок. Уточнили, что все требования они адресуют региональному отделению фонда социального страхования. Указали на то, что за собственные средства санаторно-курортные услуги в указанные периоды истец не приобретал.
Представитель ответчика МАУ КЦСОН Викуловского района - Майорова А.А., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав на то, что центр не обеспечивает граждан путевками, а осуществляет лишь первичный прием документов и постановку заявителей на учет.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тюменской области - Голдышев А.С., действовавший на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что с 01 января 2018 г. полномочия по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан переданы региональному отделению фонда социального страхования.
Представитель ответчика ГУ-ТРО ФСС РФ - Сондыкова В.И., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Указала, что приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в целях их предоставления нуждающимся гражданам возможно только в рамках ассигнований, выделенных из федерального бюджета. Ссылалась на то, что внеочередное предоставление истцу путевки повлечет нарушение прав граждан, подавших аналогичные заявления ранее.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик ГУ-Тюменское РО ФСС РФ, в апелляционной жалобе его представитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. Находит вывод суда о необходимости обеспечения истца путевкой вне установленной в регионе очередности основанными на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Указывает на то, что в случае непредоставления гражданину путевки в течение календарного года данная услуга не считается оказанной и гражданин сохраняет право на обеспечение путевкой, которое будет реализовано в последующие периоды исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления. Обращает внимание на то, что непредоставление истцу путевки до настоящего времени не должно расцениваться в качестве отказа в оказании социальной услуги и нарушения его прав.
В возражениях относительно апелляционной жалобы истец Вдовин Г.Н. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, как это предусмотрено частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», инвалиды включены в перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со статьей 6.2 указанного закона, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно части 2 статьи 6.3 этого же закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг является один год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Как следует из дела, Вдовин Г.Н. является инвалидом <.......> группы, по итогам прохождения им повторного освидетельствования 27 мая 2009 г. инвалидность была установлена ему бессрочно (л.д. 6).
Индивидуальной программой реабилитации инвалида, составленной для истца филиалом № 14 ФГУ ГБ МСЭ по Тюменской области 27 мая 2009 г., в качестве одного из мероприятий медицинской реабилитации предусмотрено санаторно-курортное лечение 1 раз в год. Срок проведения мероприятий медицинской реабилитации - с 27 мая 2009 г. бессрочно, исполнитель - региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (л.д. 21 - 23).
21 мая 2015 г. Вдовин Н.Г. обратился к ответчику с заявлением об обеспечении его санаторно-курортной путевкой, к которой прилагались справки учреждения медико-социальной экспертизы (л.д. 63 - 64). На основании данного заявления он был включен в реестр граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении (л.д. 68). В уведомлении от 01 июня 2015 г. истцу было сообщено, что он будет проинформирован о сроках получения путевки по мере поступления путевок соответствующего профиля лечения (л.д. 70).
С 01 января 2018 г. полномочия по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение были переданы Департаментом социального развития Тюменской области Государственному учреждению-Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации на основании соглашения между ними от 23 октября 2017 г. (л.д. 107 - 111). В реестре передаваемых заявлений на санаторно-курортное лечение по Викуловскому району значится среди прочих заявление Вдовина Г.Н. от 21 мая 2015 г. (л.д. 124 - 126).
Разрешая спор в части требований истца о взыскании в его пользу компенсации за непредоставление путевки и компенсации морального вреда, суд посчитал их не основанными на законе.
Поскольку решение суда в данной части сторонами по делу не обжалуется, оснований для проверки правильности указанных выводов в апелляционном порядке не имеется.
Принимая решение о возложении на ГУ-Тюменское РО ФСС РФ обязанности предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год, суд пришел к выводу о том, что необеспечение истца путёвкой противоречит закону, поскольку инвалиду не может быть отказано в предоставлении гарантированной государством социальной помощи в виде обеспечения путевкой по причине отсутствия финансирования или наличия очередности, на что ссылались ответчики в обоснование возражений против иска.
Между тем, судом не было учтено следующее.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. № 256.
Справка для получения путевки действительна в течение 6 месяцев. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 834н утверждена новая форма справки - форма № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение», действующая с 09 марта 2015 г.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме № 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка). Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (пункт 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (часть 1 статьи 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Приведенные нормативные положения, регулирующие отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Таким образом, установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение не исключается, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Предусмотренное частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» положение о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Таким образом, если гражданин в установленном порядке обратился в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
В этой связи, оснований расценивать непредоставление истцу путевки до настоящего времени в качестве нарушения его прав судебная коллегия не усматривает. Вдовин Г.Н. сохраняет за собой право на обеспечение путевкой согласно заявлению от 21 мая 2015 г., которое будет реализовано в порядке очередности, определяемой по дате регистрации его заявления. Внеочередное обеспечение истца путевкой на санаторно-курортное лечение напротив, повлечет нарушение прав и законных интересов других лиц той же категории, подавших заявления ранее.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части возложения на ГУ-Тюменское РО ФСС РФ обязанности по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение с принятием в отмененной части нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Викуловского районного суда Тюменской области от 19 февраля 2018 г. отменить в части возложения на Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности выделить Вдовину Геннадию Николаевичу путевку на санаторно-курортное лечение согласно заявлению от 21 мая 2015 г. и принять по делу в данной части новое решение об отказе Вдовину Геннадию Николаевичу в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи