судья Земскова Т.В. дело № 33-418/2021 (33-14093/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 14 января 2021г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Куратовой Л.В.,
судей Куденко И.Е., Попова К.Б.,
при секретаре Князевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело № 2-1848/2020 по иску Михайлова Олега Иннокентьевича, Михайловой Анастасии Олеговны к администрации Волгограда, МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики», Михайловой Елене Владимировне о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности
по апелляционной жалобе администрации Волгограда
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 12 октября 2020г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Куденко И.Е., судебная коллегия
установила:
Михайлов О.И. и Михайлова А.О. обратились в суд с исковыми требованиями к администрации Волгограда, МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики», Михайловой Е.В. о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить отдельные договора социального найма жилых помещений, ссылаясь на то, что на основании постановления администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 02 апреля 2004 г. № <...> «О предоставлении мест в общежитии гражданам» по ходатайству <.......> Михайлову О.И. на состав семьи из <.......> человек были предоставлены две комнаты № <...> в общежитии по адресу: <адрес> (ордер № <...> от 07 апреля 2004 г.). Данные комнаты являются отдельными обособленными жилыми помещениями. Распоряжением администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 05 февраля 2008 г. № <...> нумерация указанных комнат была изменена: комнате № <...> присвоен № <...>, а комнате № <...> - № <...>. Спорные жилые помещения находятся в муниципальной собственности. Истцы обратились в МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» с заявлением о заключении с ними отдельных договоров социального найма: с Михайловой А.О. - на комнату № <...>, с Михайловым О.И. - на комнату № <...>, ссылаясь на сложившийся порядок пользования. Однако письмом МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» от 05 февраля 2020г. в удовлетворении требований было отказано.
С учетом изменения исковых требований истцы просили суд признать за Михайловой А.О. право пользования жилым помещением № <...>, расположенным по адресу: г<адрес>, на условиях договора социального найма, возложивь на МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» обязанность заключить с Михайловой А.О. договор социального найма указанного жилого помещения; Признать за Михайловым О.И. и Михайловой Е.В. право пользования жилым помещением № <...>, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма, возложив на МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» обязанность заключить с Михайловым О.И. договор социального найма данного жилого помещения, включив в него в качестве члена семьи Михайлову Е.В.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Волгограда просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя третьего лица - УМВД России по г. Волгограду Баранову Е.С., полагавшуюся при разрешении спора на усмотрение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец, <.......> Михайлов О.И., по данным <.......> по состоянию на 12 октября 2020г. состоит на учете по улучшению жилищных условий с 23 декабря 1992г., субсидии на строительство и приобретение жилья не выдавались, служебным жильем не обеспечивался (л.д.80), по спорному адресу: <адрес> зарегистрированы: Михайлов О.И. и Михайлова Е.В. – с 17 июля 1996 года, Михайлова А.О. – с 01 октября 1999 года (л.д. 54).
Согласно постановлению администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда от 02 апреля 2004г. № <...> «О предоставлении мест в общежитии гражданам» по ходатайству <.......> Михайлову О.И. на состав семьи <.......> человека предоставлена комната № <...>, жилой площадью <.......> кв.м, по адресу: <адрес>. При этом указано, что проживает в этом же общежитии в комнате № <...>, жилой площадью <.......> кв. м, всего жилая площадь двух комнат составит <.......> кв.м (пункт 5 постановления).
На основании указанного постановления администрацией Краснооктябрьского района г. Волгограда Михайлову О.И., работающему в <.......>, на состав семьи: Михайлов О.И. (наниматель), Михайлова Е.В. (жена) и Михайлова А.О. (дочь) выдан ордер на жилую площадь в общежитии от 07 апреля 2004г. № <...> на право занятия двух комнат в общежитии по <адрес> (л.д. 81).
Распоряжением администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 05 февраля 2008г. № <...> «Об изменении нумерации помещений общежития по адресу: <адрес>» изменена нумерация комнат: комнате № <...> (по данным МУ «ЖКХ» - комната № <...>) - присвоен № <...>, комнате № <...> (по данным МУ «ЖКХ» - комната № <...>) - присвоен № <...> (л.д.14).
Согласно техническому паспорту жилого помещения (комнаты в общежитии) по адресу: <адрес>, от 22 февраля 2017г. спорные комнаты не являются соседними по отношению друг к другу, каждая является изолированной и имеет отдельный вход, на поэтажном плане поименованы квартирами (л.д. 15-18); в ООО «ЖЭК» по указанному адресу открыт лицевой счет № <...> на имя Михайлова О.И. (по материалам прилагаемого к настоящему гражданскому делу инвентарного дела № <...> МУП «Центральное межрайонное БТИ»).
На основании постановления администрации Волгограда от 22 декабря 2000г. муниципальная имущественная казна является правообладателем квартиры, площадью <.......> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Волгограда от 23 июля 2020г. № <...>, выданной Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда (л.д.43).
Михайлов О.И. и Михайлова А.О. обратились в МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» с заявлениями о заключении с ними отдельных договоров социального найма и открытии отдельных лицевых счетов на жилые помещения, а именно: с Михайловым О.И. - на комнату № <...>, с Михайловой А.О. - на комнату № <...>, ссылаясь на то, что данные комнаты являются отдельными обособленными жилыми помещениями, а также на сложившийся порядок пользования ими (л.д. 12,13).
Согласно ответу МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» от 05 февраля 2020г. постановлением администрации Волгограда от 26 декабря 2011г. № <...> «Об изменении вида жилищного фонда Волгограда» жилой дом по <адрес>, использовавшийся в качестве муниципального общежития, включен в «Перечень зданий (жилых домов), использовавшихся в качестве муниципальных общежитий специализированного жилищного фонда Волгограда и переданных в муниципальную собственность до 01 марта 2005 г.» и признан утратившим статус муниципального общежития Волгограда с 01 марта 2005г., поэтому, в силу закона, к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим в момент предоставления Михайлову О.И. жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда, единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, выдаваемый гражданину на основании решения о предоставлении жилого помещения; составление договора социального найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось. Разделение договора социального найма не представляется возможным (л.д. 8-9).
Статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР, утв. Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983г., действовавшего до 01 марта 2005г., было предусмотрено, что ордер для гражданина являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями.
К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом силу (статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
В силу статьи 7 указанного Федерального закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
На основании части 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (часть 1). Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (часть 2).
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ).
Согласно статье 16 Жилищного кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3). Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4).
Согласно статье 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) (часть 1). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме (часть 2).
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 1 статьи 63 Жилищного кодекса РФ).
По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи, основанием для возникновения права пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фондов по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма. Несоблюдение письменной формы договора социального найма между наймодателем и лицом, в отношении которого состоялось решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований жилищного законодательства, не может являться основанием для вывода о том, что у такого лица не возникло право пользования жилым помещением по договору социального найма, поскольку подтверждением заключения договора социального найма могут служить различные письменные доказательства. К числу таких доказательств относится, в частности, открытие вселившемуся лицу лицевого счета для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.
Если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 1 статьи 445 Гражданского кодекса РФ).
Установив, что жилой дом, использовавшийся в качестве муниципального общежития, утратил статус общежития, а спорные жилые помещения, предоставленные в пользование семье Михайлова О.И. на законных основаниях, являются изолированными, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что к данным правоотношениям применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, в связи с чем, учитывая сложившийся порядок пользования указанными жилыми помещениями (фактически Михайлов О.И. с супругой Михайловой Е.В. выбыли из жилого помещения – комнаты № <...>, а Михайлова А.О. выбыла из комнаты № <...>), принял законное решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные комнаты относятся к специализированному жилищному фонду в соответствии с вышеупомянутым постановлением администрации Волгограда от 26 декабря 2011г. № <...>, а также об отсутствии в жилищном законодательстве правовых норм о праве нанимателя жилого помещения требовать от наймодателя изменения договора социального найма путем заключения отдельных договоров, отклоняются судебной коллегией, поскольку повторяют позицию апеллятора в суде первой инстанции, и им судом дана правильная правовая оценка.
Так, согласно постановлению администрации Волгограда от 26 декабря 2011г. № <...> (ред. от 07 сентября 2012г.) «Об изменении вида жилищного фонда Волгограда» (л.д. 63) здания (жилые дома), использовавшиеся в качестве муниципальных общежитий специализированного жилищного фонда Волгограда и переданные в муниципальную собственность до 01 марта 2005г., согласно приложению 1 признаны утратившими статус муниципальных общежитий Волгограда с 01 марта 2005г. (пункт 1 постановления). Жилые помещения (квартиры, комнаты), расположенные в зданиях (жилых домах), указанных в пунктах 1, 2 настоящего постановления, предоставленные правовыми актами главы администрации Волгограда, администрации Волгограда по договорам найма специализированного жилищного фонда Волгограда, исключению из специализированного жилищного фонда Волгограда не подлежат (пункт 3 постановления).
Согласно приложению 1 указанного постановления в «Перечень зданий (жилых домов), использовавшихся в качестве муниципальных общежитий специализированного жилищного фонда Волгограда и переданных в муниципальную собственность до 1 марта 2005 г.» включены 89 комнат по адресу: <адрес> (л.д. 64).
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, после вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ статус общежития жилым домом <адрес> утрачен в силу закона и у граждан, занимающих в этом доме изолированные жилые помещения, имеется право на заключение договоров социального найма.
Иных доводов, направленных на отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения суда, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 12 октября 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи