11RS0001-01-2019-005982-12 Дело № 2-5464/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,
с участием представителя ответчика Гогуновой Д.Д.,
при секретаре Гейнерт К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 30 июля 2019 года гражданское дело по иску Данилиной А.А. к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании права на предоставление жилья, возложении обязанности включить в список ... предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Данилина А.А. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права на предоставление жилья, возложении обязанности включить в список ..., предоставить благоустроенное жилое помещение, указав, что относится к категории ..., так как ее мать ... И.П. лишена родительских прав, отец ... А.Е. умер. После смерти отца помещена в ... №... для ..., где находилась до ** ** ** года. В ** ** ** была направлена на учебу в г. ... области, где проживает до настоящего времени, жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании истец Данилина А.А. участия не приняла, извещена надлежаще.
Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» Гогунова Д.Д. в судебном заседании требования не признала.
Представители третьих лиц: Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, администрация г. Мичуринска, администрация МО МР «Усть-Куломский», ГОУ РК «Специальная коррекционная школа-интернат №...» участия в судебном заседании не приняли, извещены надлежаще.
Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Данилина (при рождении Нестерова) А.А., ** ** ** относится к категории лиц из числа ... в связи с тем, что его родители: мать – ... И.П. лишена родительских прав решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** Отец – ... А.Е. умер ** ** **
Постановлением главы администрации №... от ** ** ** Нестерова А.А. помещена в детское государственное учреждение. Этим же постановлением за Нестеровой А.А. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ...
Жилое помещение по адресу: ... было в ** ** ** продано матерью ... А.А. – ... И.П. и ... А.В., который не исполнил обязательство по приобретению квартиры в собственность несовершеннолетних детей, в том числе Нестровой А.А., за что осужден приговором Сыктывкарского городского суда от 4** ** **. Этим же приговором с ... В.А. взыскано в пользу ... для потерпевших Нестеровой А.А., ... В.А. ....
Сведения об исполнении решения в УФССП по РК, ...» отсутствуют.
Из ответа ГОУ РК «... следует, что Нестерова А.А. воспитывалась, обучалась и находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ РК «... с ** ** ** по ** ** ** согласно Алфавитной книги записи обучающихся в ГОУ РК «№...» г..... На время проживания и обучения зарегистрирован(а) по адресу: .... После обучения, в ** ** ** году направлена на учебу в ... обл. г. .... Сведения о том состояла ли Данилина (Нестерова) А.А. на учете в списке лиц из ..., сведения об обращениях Данилиной (Нестеровой) А.А. с заявлениями о постановке на учет в личном деле бывшей воспитанницы, хранящемся в архиве ... отсутствуют.
Нестерова А.А. ** ** **., поступила в Государственное образовательное учреждение «...» г. ... ... области, по специальности «...» ** ** ** (приказ от ** ** ** №... Окончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «...» ** ** ** (приказ от ** ** ** №...). Поступила в ... по специальности «...» ** ** ** (приказ от ** ** ** №... Окончила ** ** ** (приказ от ** ** ** № №...).
В период обучения Данилина А.А. была временно зарегистрирована в общежитии учебного заведения. В период с ** ** ** по ** ** ** годы регистрации по месту жительства не имела.
** ** ** Нестерова А.А. вступила в брак с ... А.Б., ей присвоена фамилия «...».
** ** ** брак между ... А.Б. и ... А.А. расторгнут
** ** ** ... А.А. вступила в брак с Данилиным С.Н., ей присвоена фамилия «Данилина».
В настоящее время Данилина А.А. проживает и зарегистрирована с ** ** ** по месту проживания в .... Жилой дом имеет площадь ...
Из выписки Росреестра по ... области следует, что Данилиной А.А. принадлежит на праве собственности ... долей жилого дома по указанному адресу.
В г. ... Данилина А.А. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также в списке ... которое подлежат обеспечению жилыми помещениями, не состоит, жилое помещение не получала.
В администрацию МО ГО «Сыктывкар» Данилина А.А. с заявлением и соответствующими документами о включении в ..., предоставлении жилья не обращалась. В ** ** ** года обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении документов и сведений, касающихся обучения в ..., а также справки о том, что ей не предоставлялось жилое помещение.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что основания для возложения на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по включению истца в список, предоставлению жилья отсутствуют.
К такому выводу суд пришел в силу следующего.
Действовавшим до 1 января 2013 года законодательством в отношении ... и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, при достижении им 18 лет и наличии определенных условий.
Ранее в соответствии с пунктом 2 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставлялись жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции закона от 10.03.2003) предусматривалось обеспечение жильем в таком порядке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены существенные изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу, внесены изменения в часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, глава 9 настоящего Кодекса дополнена статьями 98.1 и 109.1, статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции, в частности гарантии на обеспечение жилой площадью распространены на лиц, не достигших возраста 23 лет.
В Республике Коми 25.12.2015 принят закон
N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан".
Согласно ч. 1, 3 ст. 3 Закона № 134-РЗ, включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц, на основании запросов граждан или их законных представителей о включении в список, поданных ими в соответствующий орган местного самоуправления, и решений судов, указанных в статье 4(1) настоящего Закона.
Статьей 7 Закона № 134-РЗ предусмотрено, что жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменным запросам лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и профессиональных организациях высшего образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц. Из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определенных статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной адаптации в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию приведенного выше Закона граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Изложенное не противоречит положениям пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 года), поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Действительно, пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, в силу норм приведенного Закона право на приобретение жилья сохраняется по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, ранее наступления данного возраста путем подачи заявления о поставке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья. Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилья по договору специализированного найма.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Данилина А.А. не состоит и ранее не состояла на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, либо как лицо нуждающееся в обеспечении жильем. Доказательств обращения в уполномоченный орган Данилина А.А. не представила. В суд обратилась в возрасте ..., когда утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей. Кроме того, в материалах дела отсутствуют, сведения указывающие на наличие объективных и исключительных причин, препятствующих обращению Данилиной А.А. к ответчику по вопросу постановки ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, ранее обращения в суд ** ** **
Данилина А.А. имеет в собственности жилой дом, на протяжении длительного времени постоянно проживает в г. ... ... области, что свидетельствует об избрании его местом постоянного жительства, нуждающейся в улучшении жилищных условий не признана.
Приведенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Данилиной А.А. к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании права на предоставление жилья, возложении обязанности включить в список детей-сирот, предоставить благоустроенное жилое помещение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
...
Судья Н.Е. Колосова