УИД 34RS0008-01-2021-002897-11 Административное дело № 2а-2441/2021
Судья Галахова И.В. Дело № 33а-9117/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 18 августа 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гоношиловой О.А.,
судей Тертышной В.В., Раптановой М.А.,
при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области к Кондрашовой С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе административного ответчика Кондрашовой С.В.
на решение Центрального районного города Волгограда от 26 мая 2021 г., которым требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области к Кондрашовой С.В. удовлетворены.
С Кондрашовой С.В. взыскана недоимка по пене по земельному налогу в размере 118 303 руб. 71 коп.; государственная пошлина в доход бюджета городского округа - город-герой Волгоград в размере 3 566 руб. 07 коп.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Раптановой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 11 по Волгоградской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кондрашовой С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований указав, что по сведениям регистрирующего органа Кондрашова С.В. в период 2015-2018 г.г. имела в собственности земельный участок, в связи с чем являлась плательщиком земельного налога.
За 2015 г. налоговым органом начислен налог в размере 464 220 руб., за 2016 г. - 490849 руб., за 2018 г.- 130755 руб.
В связи с неисполнением обязательств в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления, требования об уплате налога и пени. Принудительное взыскание задолженности по земельному налогу за период 2015 и 2016 г.г. произведено на основании решений Центрального районного суда г. Волгограда от 28 января 2019 г. Погашение задолженности производилось в течение периода с 30 сентября 2019 по 29 июля 2020 г., Межрайонной ИФНС России № 11 по Волгоградской области начислены пени за период с 02 декабря 2017 по 28 июля 2020 г.г. на сумму 112704,12 руб. В отношении взыскания задолженности по земельному налогу за период 2018 года Центральным районным судом города Волгограда также вынесено решение от 22 октября 2020 г. об удовлетворении административного искового заявления. В связи с отсутствием уплаты задолженности до настоящего времени, Межрайонной ИФНС России № 11 по Волгоградской области начислены пени за период с 03 декабря 2019 по 07 августа 2020 г.г. в размере 5599,58 руб. Указанные суммы пени включены в требование от 08 августа 2020 г. № <...> на общую сумму 118303,71 руб., от исполнения которого налогоплательщик уклоняется.
На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России № 11 по Волгоградской области просила суд взыскать с Кондрашовой С.В. пени по земельному налогу в размере 118 303 руб. 71 коп.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Кондрашова С.В. ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска. В обоснование доводов жалобы указывает на пропуск срока налоговым органом для обращения в суд с настоящими требованиями.
Относительно доводов апелляционной жалобы поступили возражения представителя Межрайонной ИФНС России № 11 по Волгоградской области.
Стороны о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также в части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Согласно статье 72 НК РФ способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
В силу пунктов 3, 5 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
Порядок налогообложения земельных участков на территории Российской Федерации в спорный период времени регулировался главой 31 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик в 2015-2018 г.г. имела в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер № <...> площадью 28120, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ
За 2015 год начислен земельный налог в размере 464 220 руб., за 2016 - 490 849 руб., за 2018 - 130 755 руб.
Налоговым органом налогоплательщику направлены налоговые уведомления, требования об уплате налога и пени, однако, налог уплачен несвоевременно. Взыскание задолженности по земельному налогу по налоговому уведомлению от 21 августа 2019 г. № <...> за период 2015 и 2016 г.г. произведено на основании решений Центрального районного суда г. Волгограда от 28 января 2019 г. по делу № <...> и от 28 января 2019 г. по делу № <...> Погашение задолженности производилось в течение периода с 30 сентября 2019 г. по 29 июля 2020 г., Межрайонной ИФНС России № 11 по Волгоградской области начислены пени за период с 02 декабря 2017 г. по 28 июля 2020 г. на сумму 112 704,12 руб. В отношении взыскания задолженности по земельному налогу по налоговому уведомлению от 21 августа 2019 г. № <...> за период 2018 год Центральным районным судом г. Волгограда также вынесено решение от 22 октября 2020 г. по делу № № <...> об удовлетворении административного искового заявления. В связи с отсутствием уплаты задолженности до настоящего времени, инспекцией начислены пени за период с 03 декабря 2019 г. по 07 августа 2020 г. в размере 5 599,58 руб. Указанные суммы пени включены в требование от 08 августа 2020 г. № <...> на общую сумму 118 303,71 руб. Данное требование не исполнено.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 122 Волгоградской области от 11 декабря 2020 г. № <...> с Кондрашовой С.В. взыскана задолженность по пени в сумме 118303, 71 руб., который в связи с наличием возражений ответчика отменен 21 января 2021 г.
Проверив расчет налога, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным истцом применены налоговые ставки в соответствии с Налоговым кодексом РФ, учтена действующая налоговая база в отношении налогооблагаемого имущества. Правильность его составления и арифметическая верность сомнений не вызывают.
Поскольку доказательств уплаты указанной задолженности как полностью, так и в части административным ответчиком в материалы дела не представлено, вывод суда первой инстанции о необходимости её взыскания с Кондрашовой С.В. является верным, основанным на установленных по делу обстоятельствах с правильным применением норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о пропуске срока Межрайонной ИФНС России № 11 по Волгоградской области для обращения в суд с настоящими требованиями судебная коллегия считает не состоятельным по следующим основаниям.
При рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные положениями статьи 48 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Так, согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что срок исполнения требования № <...> от 08 августа 2020 г. об уплате пеней устанавливался налогоплательщику до 22 сентября 2020 г. (л.д. 17), судебный приказ мирового судьи судебного участка № 122 Центрального судебного района Волгоградской области от 11 декабря 2020 г. о взыскании налоговой задолженности отменен определением мирового судьи от 21 января 2021 г. (л.д. 27), а с настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 22 марта 2021 г. (л.д. 32), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соблюдении инспекцией срока и порядка обращения в суд, предусмотренных статьями 48 НК РФ и 286 КАС РФ.
Доводы административного ответчика о несоразмерности пени исчисленному налогу на правильность постановленного судом решения не виляют, поскольку законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможность уменьшения размера пени, рассчитанного за несвоевременную уплату налога.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного города Волгограда от 26 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Кондрашовой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:/подпись/
Судьи:/подпись/
Верно, судья: М.А. Раптанова