Дело № 5-108/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Переславль-Залесский |
25 июля 2016 г. |
Судья Переславского районного суда Ярославской области Шашкин Д.А., с участием представителей ГБУЗ Ярославской области «Переславская центральная районная больница» по доверенности <К.>, при секретаре Ткач Т.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ Ярославской области «Переславская центральная районная больница», расположенного по адресу: <адрес скрыт>, ОГРН <номер скрыт>, ИНН <номер скрыт>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протокола об административном правонарушении Государственному бюджетному учреждению Ярославской области «Переславская центральная районная больница» (далее ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ») вменяется в вину осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без разрешения (лицензии), при том, что такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), при следующих обстоятельствах.
В ходе плановой проверки ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ», проведенной в период с 01.06.2016 г. по 15.06.2016 г. по вопросам соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности на основании приказа директора Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 23.05.2016 г. №<номер скрыт>, в соответствии с актом проверки <номер скрыт> от 15.06.2016 г. был выявлен факт осуществления ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» медицинской деятельности при отсутствии лицензии в части работ (услуг), выполняемых при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по эпидемиологии, чем были нарушены требования п.46 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
В судебном заседании представители ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ»по доверенности <К.> с привлечением учреждения к административной ответственности не согласился, просил производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что фактически их учреждение медицинских услуг по первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по эпидемиологии не оказывало, а так же просил признать совершенное деяние малозначительным. Представитель Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение, или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из содержания данной нормы применительно к рассматриваемому деянию следует, что данное правонарушение с объективной стороны характеризуется виновным нарушением пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым лицензированию подлежит такой вид деятельности, как медицинская деятельность. При этом в соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, Приложения к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. №291, одним из видов медицинской деятельности, на осуществление которое требуется лицензия, является эпидемиология.
В соответствии со сведениями о юридическом лице, ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц и постановлено на учет в налоговом органе. При этом из материалов дела, и в частности протокола об административном правонарушении, акта проверки от 15.06.2016 г., копии лицензии известно, что ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией №<номер скрыт> от 22.12.2014 г., выданной Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области, при этом согласно той же копии лицензии ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» она содержит исчерпывающий перечень видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, и в данный перечень не входит такой вид медицинской деятельности, как эпидемиология. Таким образом, что и не оспаривается представителем ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ», действительно данное учреждение не имеет лицензии на такой вид медицинской деятельности, как эпидемиология.
На основании приказа директора Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 23.05.2016 г. №<номер скрыт> в период с 01.06.2016 г. по 15.06.2016 г. в ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» была проведена плановая проверка данного учреждения по вопросам соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности. В соответствии с актом проверки <номер скрыт> от 15.06.2016 г. зафиксировано, что ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность при отсутствии лицензии в части работ (услуг), выполняемых при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по эпидемиологии. Данные обстоятельства, как указано в акте проверки, были установлены на основании следующих полученных в ходе проверки сведений: в штатном расписании ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» существует должность помощника врача - эпидемиолога (л.д. 34-51); с <Б.> имелся заключенный трудовой договор <номер скрыт> от 09.01.2013 г. о закреплении ее в должности помощника врача - эпидемиолога (л.д.55-57); имеется должностная инструкция помощника врача – эпидемиолога, с которым была ознакомлена <Б.> при закреплении ее в указанной должности (л.д.52-54).
Вместе с тем, по данному делу суд руководствуется следующим.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. №291, медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию, составляют конкретные работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании, в том числе применительно к событию рассматриваемого административного правонарушения, первичной медико-санитарной помощи, а требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно пунктов 4 и 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, а медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно частей 1 и 3 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения, и оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 5 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 г. №543н, согласно которого первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению. При этом согласно пункту 7 того же Положения первичная медико-санитарная помощь оказывается амбулаторно, в том числе в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении, по месту жительства (пребывания) пациента - при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся.
Из системного толкования вышеприведенных положений нормативно-правовых актов применительно к событию рассматриваемого правонарушения следует, что ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» подлежит административной ответственности по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ только в том случае, если будет установлено выполнение им конкретных медицинских работ (услуг) при оказании первичной доврачебной медико - санитарной помощи в амбулаторных условиях по эпидемиологии.
По данному делу в протоколе об административном правонарушении в отношении ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» не указано, какие конкретно медицинские работы или медицинские услуги выполняло ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» при оказании первичной доврачебной медико - санитарной помощи в амбулаторных условиях по эпидемиологии. Не содержится об этом доказательств и в иных письменных материалах дела. Установленные согласно акта проверки и дополнительно подтвержденные копиями штатного расписания, должностной инструкции, трудового договора и приказа о закреплении в занимаемой должности обстоятельства о том, что в штате ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» имеется должность помощника врача – эпидемиолога, которую занимает <Б.>, свидетельствует только о том, что в ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» имелся медицинский работник, в чьи обязанности входило оказание первичной доврачебной медико - санитарной помощи в амбулаторных условиях по эпидемиологии, но никак не свидетельствует о том, что такой работник первичную доврачебную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях по эпидемиологии фактически оказывал. Как следует из письма главного врача ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ», а так же пояснений представителя данного учреждения в суде, ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» первичную доврачебную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях по эпидемиологии не оказывает. Оснований не доверять этому у суда не имеется, доказательств обратного материалы дела не содержат, и тому, что помощник врача – эпидемиолога ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» <Б.> проводила какие-либо мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации в области эпидемиологии, что она осуществляла прием и наблюдение за пациентами, назначением или коррекцией необходимого обследования или лечения больных инфекционными заболеваниями при выявлении или угрозе возникновения эпидемии, и тому подобное, какого-либо документального подтверждения не имеется.
Таким образом по данному делу не доказано, что ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ», не имея соответствующего разрешения (лицензии), осуществляло медицинскую деятельность в части работ (услуг), выполняемых при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по эпидемиологии, в связи с чем состав указанного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ в его деянии отсутствует.
Отсутствие состава административного правонарушения согласно части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, что в свою очередь является основанием для прекращения производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 19.20 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: |
░.░. ░░░░░░ |