44OS0000-01-2020-000239-20
дело № 3а-329/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2020 года г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Потаповой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Киселевой Татьяны Александровны к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Киселева Т.А. обратилась в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является собственником жилого здания (жилой дом), площадью 267,9 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 8 063 422,98 руб.
Однако согласно отчету об оценке №, составленному оценщиком ФИО2 (индивидуальный предприниматель), рыночная стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 01 марта 2016 года составляет 2 550 000 руб.
Таким образом, размер кадастровой стоимости объекта недвижимости завышен по сравнению с его реальной рыночной стоимостью, что влечет за собой увеличение размера налоговых платежей и свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 2 550 000 руб.
Судом привлечены к участию в деле в качестве административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, в качестве заинтересованных лиц – администрация городского округа г. Кострома, Пономарева Е.Н. и Ахов М.С. (физические лица – как бывшие собственники объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается).
В судебном заседании административный истец Киселева Т.А. и её представитель адвокат Ядовин Н.А. заявленные требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа г. Кострома Павлова А.А. возражала против удовлетворения требований, поскольку установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости приведёт к уменьшению поступлений в местный бюджет. В тоже время, учитывая показания допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля оценщика Соболевой О.А., не имела замечаний по отчету об оценке рыночной стоимости.
Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, заинтересованные лица Пономарева Е.Н. и Ахов М.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований не представили.
Выслушав участвующих в деле лиц и их представителей, допросив свидетеля Соболеву О.А., суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Киселева Татьяна Александровна с 27 февраля 2019 года является собственником жилого здания (жилой дом) площадью 267,9 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> /л.д. 6-8, 9-10/.
В период с 07.05.2015 г. по 15.01.2018 г. собственником данного здания являлся Ахов Максим Сергеевич, а в период с 15.01.2018 г. по 27.02.2019 г. – Пономарева Евгения Николаевна /л.д. 120/.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость данного объекта по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 8 063 422, 98 руб. /л.д. 11/.
В силу положений статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости влияют на объём налоговых обязательств Киселевой Т.А., а, следовательно, затрагивают её права.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно частям 1 и 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчет №, составленный оценщиком ФИО2 (индивидуальный предприниматель), согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 марта 2016 года составляет 2 550 000 руб. /л.д. 12-112/.
Выводы отчета подтверждены оценщиком ФИО2 при допросе в судебном заседании в качестве свидетеля.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность как оценщика застрахована. Содержащиеся в отчете выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость и свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы административного дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчете (с учетом показаний свидетеля ФИО2), под сомнение не ставились и не оспаривались; ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объекта недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Возражения представителя заинтересованного лица администрации городского округа г. Кострома Павловой А.А. против удовлетворения требований, обоснованные недопустимостью снижения поступлений в местный бюджет, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Административное исковое заявление поступило в суд 28 июля 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить кадастровую стоимость жилого здания (жилой дом) площадью 267,9 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 2 550 000 (два миллиона пятьсот пятьдесят тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать 28 июля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Лукоянов
Мотивированное решение суда составлено 05 октября 2020 года.