Судья Сааринен И.А. |
№21-199/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
29 июня 2022 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Ильиной К. М. на постановление инспектора группы по ИАЗ ОБДПС ГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску от 20 декабря 2021 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением сотрудника полиции от 20 декабря 2021 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, Ильина К.М. подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.3 ст.12.14 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд и подписанной защитником Фроловым Д.В. жалобе поставлен вопрос об отмене актов субъектов административной юрисдикции и прекращении производства по делу ввиду несоответствия постановления должностного лица установленным требованиям, необоснованности выводов эксперта ЭКЦ МВД по Республике Карелия и отклонения судьей ходатайства о проведении судебной экспертизы, неполного исследования обстоятельств при определении вида наказания и истечения на настоящий момент срока давности привлечения к административной ответственности.
Заслушав показания свидетеля ФИО1, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 ст.12.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.12.13 и ст.12.17 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.8.3 Правил дорожного движения РФ при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней.
В силу п.1.2 Правил дорожного движения РФ требование уступить дорогу (не создавать помех) означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость; преимуществом (приоритетом) признается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Основанием для привлечения Ильиной К.М. к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.12.14 КоАП РФ, послужил тот факт, что 20 декабря 2021 г. в 08 часов 30 минут по адресу: г.Петрозаводск, улица Сыктывкарская, дом 13, при управлении автомобилем (...) водитель в нарушение требований п.8.3 Правил дорожного движения РФ осуществила выезд с прилегающей территории на дорогу, не предоставив преимущества в движении автомобилю (...) под управлением ФИО1
Подвергнув анализу все необходимые обстоятельства, подлежащие выяснению по делу, оценив их в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ применительно к заложенной в ч.3 ст.12.14 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения и требованиям Правил дорожного движения РФ, должностное лицо и судья правильно решили о наличии в рассматриваемом случае события и квалифицирующих признаков состава выявленного правонарушения.
Постановление сотрудника полиции и решение судьи были приняты в рамках предусмотренной КоАП РФ процедуры, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, примененная в пределах ч.3 ст.12.14 КоАП РФ мера ответственности соответствует конституционным принципам справедливости, законности, неотвратимости административного наказания и согласуется с его предупредительными целями.
Вопрос о наличии состава инкриминируемого деяния в действиях привлекаемого к ответственности лица явился предметом тщательной проверки судьей городского суда и ему дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом акте, не согласиться с которой оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы доказательства, которые вошли в основу обвинения Ильиной К.М. в совершении вменяемого деяния, с учетом заложенных в главе 26 КоАП РФ положений являются относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными и обоснованно приняты в качестве таковых при принятии обжалуемых актов.
Заключение эксперта Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Карелия от 21.03.2022, выполненное в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.24 КоАП РФ, оценено наряду с другими доказательствами по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Заявленное в рамках судебного процесса ходатайство защитника о проведении автотехнической экспертизы было разрешено в установленном ст.24.4 КоАП РФ порядке с принятием мотивированного определения и с учетом сформированной по данному делу доказательственной базы названное определение судьи нарушение прав привлекаемого лица не повлекло.
Ссылка в жалобе, касающаяся действий другого водителя на соответствие их Правилам дорожного движения РФ, о незаконности принятых актов не свидетельствует, так как с учетом положений ст.ст.25.1, 26.1 КоАП РФ постановление и решение по делу об административном правонарушении выносятся исключительно в отношении привлекаемого к ответственности лица и не могут содержать выводы о виновности иных лиц, производство в отношении которых не осуществлялось.
Вопрос о причинах дорожно-транспортного происшествия и степени вины каждого из его участников может быть разрешен в рамках гражданского судопроизводства, при возбуждении которого лица вправе приводить свои доказательства в обоснование своей позиции причинения по вине другой стороны имущественного ущерба и требовать его возмещения.
С учетом изложенной в п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» позиции, согласно которой истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания, доводы об истечении в настоящее время срока давности привлечения к административной ответственности отмену актов субъектов административной юрисдикции также не влекут.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления сотрудника полиции и решения судьи.
Поскольку при разрешении данного дела об административном правонарушении существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было, постановление сотрудника полиции и решение судьи надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:постановление инспектора группы по ИАЗ ОБДПС ГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску от 20 декабря 2021 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ильиной К. М. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова