Решение по делу № 2-3142/2023 от 10.05.2023

...

Дело № 2-3142/2023

УИД54RS0001-01-2023-003989-33                                                             ...

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 июня 2023 года                                                     г. Новосибирск

Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи                                               Насалевич Т.С.

при секретаре                                   Великановой А.А.

    с участием:

прокурора                                                                               ФИО9,

представителя ответчика                                                       ФИО10,

представителя третьего лица                                                ФИО6,

представителя третьего лица                                                ФИО7,

представителя третьего лица                                                ФИО12,

представителя третьего лица                                                ФИО11,

третьего лица                                                                          ФИО16

третьего лица                                                                     ФИО15,

третьего лица                                                                          ФИО14,

представителя третьего лица                                                 ФИО18

представителя третьего лица                                                 ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дзержинского района г.Новосибирска к ООО УК «Дзержинец» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

... обратился в суд в порядке ст.ст. 45, 206, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 22, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» с иском к ООО «УК Дзержинец» с требованием обязать ООО «УК «Дзержинец» привести детскую площадку, расположенную на придомовой территории многоквартирных домов по проспекту ... ..., в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 (далее Правила).

В обоснование исковых требований истцом указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «УК Дзержинец» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в части содержания общего имущества собственников многоквартирных домов (далее – МКД).

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В ходе проведенной проверки прокурором установлено, что в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в МКД ..., оформленном протоколом от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о включении дворовой территории в муниципальную программу «Формирование современной городской среды» на 2018-2022 годы.

Благоустройство дворовой территории многоквартирных домов по ..., ... выполнялось в 2019 году в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды».

Договор подряда на выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ ... по озеленению территорий (обустройство газонов, живых изгородей, посадка деревьев и кустарников, снос и (или) обрезка зеленых насаждений, (корчевание пней), по оборудованию детских и (или) спортивных площадок, установке малых форм, обустройству ограждения, заключен между ООО «УК «Дзержинец» (Заказчик работ) с одной стороны, ИП ФИО14 (Подрядчик), с другой стороны, и муниципальное казенное учреждение ... «Управление технического надзора за ремонтом жилищного фонда» (далее - МКУ «УТН»).

При благоустройстве дворовой территории многоквартирных домов по ..., ..., в том числе детской площадки, проектом было предусмотрено резиновое покрытие, установка малых форм и устройство ограждения.

ДД.ММ.ГГГГ специалистом ФБУ «Новосибирский ЦСМ» в процессе исследования площадки выявлено, что часть игровых элементов (качели и качалка на пружине) находятся в охранной зоне трансформаторной подстанции (ТП), которая составляет менее 10 метров от стен сооружения ТП согласно Правил.

Фактическое минимальное расстояние от стены трансформаторной подстанции до ограждения детской площадки 1785 мм, до качалки «Лошадка» 7730 мм, до опоры качелей 7750 мм, что создает угрозу жизни и здоровью находящихся на детской площадке несовершеннолетних и иных лиц.

В силу п.1 ст.104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан; безопасной эксплуатации объектов энергетики. Согласно п. 2 указанной статьи в целях, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков.

Виды зон с особыми условиями использования территорий, которые могут быть установлены, указаны в ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одним из таких видов является охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии).

Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению (пункт 5 Правил).

Пунктом 8 Правил установлен запрет осуществления любых действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Пунктом 16 Правил установлено, что доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники.

Согласно подп. «а», «д» приложения к Правилам охранные зоны устанавливаются вокруг подстанций - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии 10 метров (при проектном номинальном классе напряжения от 1 до 20 кВ) применительно к высшему классу напряжения подстанции.

Как указывает прокурор, им установлено, что на земельном участке вблизи домов ... ... находится трансформаторная подстанция ТП-247 (1997 года постройки), которая с 2004 года находится в собственности АО «Региональные электрические сети» (далее – АО РЭС).

В соответствии с положениями Правил охранная зона ТП-247 напряжением 0,4/6 кВ устанавливается вокруг подстанции в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон по периметру на расстоянии 10 метров (подп. «д» Приложение к Правилам).

Согласно представленной информации АО «РЭС» следует, что представители домов ... ... при организации и установке детской площадки в АО «РЭС» не обращались, согласования на работы по ее возведению не получали.

Вместе с тем, в силу п.10 Правил в пределах охранных зон в отсутствии письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос любых зданий и сооружений.

При проведении проверки были выявлены нарушения требований Правил, в том числе подп. «а», «д» приложения к Правилам, что явилось основанием для внесения представления исполнительному директору ООО «УК «Дзержинец» об устранении нарушений. По результатам рассмотрения установлено, что выявлены недостатки, частично устранены. Однако нарушения в части размещения игровых элементов (качели и качалка на пружине) в охранной зоне ТП фактически остались не рассмотренными, что подтверждается информацией специалиста ФБУ «Новосибирский ЦСМ» при осмотре детской площадки ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленного ответа ООО «УК «Дзержинец» следует, что работы выполнены согласно прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации. Проектно-сметную документацию согласовали представители администрации ..., МКУ «УТН», Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства ....

Вместе с тем в проектно-сметной документации отсутствуют сведения, подтверждающие прохождение согласования и вынесения решения АО «РЭС».

В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (п.8 Правил).

Прокурором установлено, что акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ согласован с представителями МКУ «УТН», Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска.

Выявленные нарушения свидетельствуют об отсутствии надлежащей организации работы при подготовке к благоустройству дворовой территории по адресу: ..., ... что повлекло выполнение работ с нарушениями действующего законодательства.

Непринятие мер по приведению детской площадки в соответствии с Правилами, как полагает прокурор, является нарушением прав и интересов граждан, в том числе и несовершеннолетних, и представляют угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределнного числа лиц.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с настоящим иском.

В судебное заседание вызывались прокурор Дзержинского района г.Новосибирска, ответчик ООО УК «Дзержинец», третьи лица Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города, МКУ «УТН», АО «РЭС», ООО «Иннотех», ИП ФИО14, ФИО16, ФИО15, ГБУ НСО «ГВЭ НСО».

В судебном заседании помощник прокурора ФИО9 исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснила, что ООО УК «Дзержинец» нарушены требования закона в части установки детской площадки, поскольку спорная детская площадка расположена вблизи трансформаторной подстанции в ее охранной зоне, что само по себе создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Представитель ООО УК «Дзержинец» ФИО10 с требованиями не согласен, просил в иске отказать, полагая, что прокурором не доказано нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц размещением детской площадки. Просил назначить по делу судебную экспертизу для установления наличия потенциальной угрозы непосредственной близости трансформаторной подстанции и расположения игровых элементов от подстанции. Полагал, что ввиду отсутствия соответствующей регистрации в ЕГРН охранная зона трансформаторной подстанции отсутствует. Представлен письменный отзыв на исковое заявление.

Ответчик не согласен с исковыми требованиями по доводам, изложенным в отзыве: поскольку детская площадка установлена в 1997-1998гг., то требования Правил на нее не распространяются, проект детской площадки прошел все необходимые согласования, в том числе АО «РЭС», также получено положительное заключение государственной экспертизы. Полагает, что проектом были предусмотрены работы по ремонту существующей детской площадки без изменения ее расположения и размеров.

Представителем ответчика сделан вывод о применении в отношении АО «РЭС» принципа эстоппеля, поскольку АО «РЭС» неоднократно проводило согласование аналогичных проектов детских площадок. Таким образом, ответчик полагает, что АО «РЭС» лишено права на возражения относительно согласованного проекта спорной детской площадки.

По мнению представителя ответчика, границы охранной зоны трансформаторной подстанции не определены, поскольку в соответствии с Правилами определена соответствующая процедура по согласованию границ и внесении сведений об охранной зоне в ЕГРН.

Ответчик полагает, что материалы дела не содержат данных о мощности оборудования электросетевого хозяйства, не содержат доказательств наличия угрозы жизни и здоровья неопределенного круга лиц, являются нечеткими и непонятными, что может повлечь неисполнимость решения суда в случае удовлетворения исковых требований.

В целом, представители Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города и МКУ «УТН» поддержали позицию ответчика ООО «УК «Дзержинец» по всем доводам и возражениям относительно исковых требований.

Представители Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города ФИО11 и ФИО12 полагали, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку охранная зона АО «РЭС» не зарегистрирована в установленном порядке, проект детской площадки прошел согласование в АО «РЭС» и прошел государственную экспертизу. Представлен аналогичный проект, прошедший согласование в АО «РЭС» для подтверждения сложившейся практики согласования размещения детских площадок в охранной зоне трансформаторных подстанций. Представлены письменный отзыв и дополнение к отзыву на исковое заявление, в котором изложена позиция о том, что размещение площадки было согласовано, в 2019-2020 гг. работы проводились на территории ранее установленной детской площадки, соответственно, Правила в отношении размещения вблизи к трансформаторной подстанции на нее не распространяются. Материалы дела не содержат доказательств наличия угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц размещением детской площадки. Полагают, что охранная зона трансформаторной подстанции не установлена в установленном законом порядке, в ЕГРН отсутствуют сведения как о зарегистрированных правах на ТП-247, так и в отношении охранной зоны трансформаторной подстанции.

Аналогичная позиция высказана представителем МКУ «УТН» ФИО7, также поддержавшего доводы ответчика и полагавшего, что охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастра учета сведений о ее границах.

Представитель третьего лица АО «РЭС» ФИО6 поддержал требования прокурора, пояснив, что детская площадка размещена в охранной зоне трансформаторной подстанции, принадлежащей АО «РЭС». В силу п.9 Правил согласование размещения детской площадки не требуется, поскольку такое размещение прямо запрещено нормативным актом, в силу чего АО «РЭС» такого согласования не выдавало. Полагает, что надпись, выполненная работником Южного филиала АО «РЭС» ФИО13 не является согласованием проекта. Пояснил, что напряжение трансформаторной подстанции составляет 10/0,4 Вт, что относиться классу напряженности свыше 1000 вольт. Представлен письменный отзыв на исковое заявление.

Третье лицо ФИО16, являющаяся председателем ФИО2 МКД ..., поддержала позицию прокурора, полагая, что ООО УК «Дзержинец» грубо нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, особенно детей, неправильным расположением детской площадки вблизи трансформаторной подстанции.

Третье лицо являющийся председателем ФИО2 МКД ... ФИО15 поддержал позицию ответчика, полагал, что ООО УК «Дзержинец» не нарушило норм при размещении детской площадки, поскольку данная детская площадка была построена еще в 1997 году, соответственно, на нее не могут быть распространены нормы Правил, принятых в 2009 году.

Третье лицо ГБУ НСО «ГВЭ НСО» в лице ФИО8 пояснила, что предметом экспертного исследования явилось соответствие проектной документации техническим регламентам и заданию на проектирование, экспертом не оценивалось размещение детской площадки в привязке к местности, не проверялось, находится ли объект в охранной зоне. Указала на то, что для проведения экспертизы проекта ГБУ НСО «ГВЭ НСО» всегда требует согласование ресурсоснабжающих организаций, в том числе АО «РЭС». Проект не получал согласование ГБУ НСО «ГВЭ НСО» на размещение в охранной зоне трансформаторной подстанции, для эксперта достаточным было согласования АО «РЭС».

Третье лицо генеральный директор проектировщика ФИО1 М.В. полагал, что проектные работы в отношении детской площадки им выполнены качественно, получены все необходимые согласования.

Индивидуальный предприниматель ФИО14 полагала, что иск прокурора не подлежит удовлетворению ввиду его необоснованности, поскольку работы по установке детской площадки выполнены качественно, все элементы благоустройства имеют соответствующие сертификаты качества.

Третье лицо подрядчик ООО «Иннотех» извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании судом установлено, что в рамках реализации муниципального проекта «Формирование современной городской среды» на основании решений общих собраний собственников МКД от ДД.ММ.ГГГГ ..., от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, от ДД.ММ.ГГГГ №/н был заключен договор на выполнение подрядных работ с ООО УК «Дзержинец» на размещение детской площадки на придомовой территории многоквартирных домов по адресу ..., ...

Договор подряда на выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ ... по озеленению территорий (обустройство газонов, живых изгородей, посадка деревьев и кустарников, снос и (или) обрезка зеленых насаждений, (корчевание пней), по оборудованию детских и (или) спортивных площадок, установке малых форм, обустройству ограждения, заключен между ООО «УК «Дзержинец» (Заказчик работ) с одной стороны, ИП ФИО14 (Подрядчик), с другой стороны, и муниципальное казенное учреждение ... «Управление технического надзора за ремонтом жилищного фонда» (л.д. 9-30).

МКУ «УТН» действует на основании Устава, утвержденного приказом заместителя мэра города Новосибирска от 12.01.2012 № 2. Согласно разделу 1 Устава учредителем МКУ «УТН» является муниципальное образование город Новосибирск. В соответствии с Уставом города Новосибирска функции и полномочия учредителя в отношении МКУ «УТН» осуществляет мэрия города Новосибирска.

Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении МКУ «УТН» в соответствии с правовыми актами мэрии города Новосибирска.

При благоустройстве дворовой территории многоквартирных домов по ..., ... в том числе детской площадки, проектом было предусмотрено резиновое покрытие, установка малых форм и устройство ограждения.

Во исполнение данного договора ООО УК «Дзержинец» были заключены договоры на проектирование и на выполнение работ с ООО «Иннотех», проект был передан для прохождения государственной экспертизы в ГБУ НСО «ГВЭ НСО», получено положительное заключение экспертизы от 30.04.2019г.

Проект выполнен проектировщиком ФИО1 (л.д. 31-33). Подрядные работы выполнялись ООО «Иннотех» и ИП ФИО14 Проект детской площадки содержит надпись «См. нач. ЮРЭС ФИО13».

Работы по размещению детской площадки выполнены, площадка установлена в 2020 году на территории МКД по адресу: ..., ...

В 2022 году прокуратурой Дзержинского района г.Новосибирска проведена выездная проверка детской площадки по обращению ФИО16 в части соблюдения необходимых требований при осуществлении работ по строительству.

В силу п.1 ст.104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан; безопасной эксплуатации объектов энергетики.

Согласно п. 2 указанной статьи в целях, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков.

Виды зон с особыми условиями использования территорий, которые могут быть установлены, указаны в ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одним из таких видов является охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии).

В судебном заседании установлено, что часть игровых элементов детской площадки (качели и качалка на пружине) размещены в непосредственной близости от трансформаторной подстанции ТП-247, принадлежащей и эксплуатируемой АО «РЭС», что подтверждается фотоматериалом, справкой от ДД.ММ.ГГГГ ... ФБУ «Новосибирский ЦСМ» (л.д. 48-49): выявлено, что часть игровых элементов (качели и качалка на пружине) находятся в охранной зоне трансформаторной подстанции, которая составляет не менее 10 метров от стен сооружения ТП в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. №160. Фактическое минимальное расстояние от стены трансформаторной подстанции до ограждения площадки составляет 1785 мм, до качалки «Лошадки» 7730 мм, до опоры качелей 7750 мм.

Таким образом, судом установлено, что часть игровых элементов детской площадки находятся охранной зоне трансформаторной подстанции.

То обстоятельство, что охранная зона не зарегистрирована в установленном порядке, сведения о ней не внесены в ЕГРН, не влияет на запрет размещения детских площадок в непосредственной близости от трансформаторной подстанции на недопустимом расстоянии, исходя из следующего.

Действительно, согласно п.5, 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация). Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений. После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

В силу п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Согласно п.1 ст.104 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия; 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Вместе с тем информация об охранной зоне трансформаторной подстанции ТП-247 должна быть направлена не для установления юридической силы соответствующей зоны, а в целях информирования и недопущения нарушения прав и законных интересов третьих лиц, а также для предотвращения угрозы жизни и здоровью.

Факт отсутствия регистрации охранной зоны ТП-247 в установленном законом порядке не влияет на нахождение детской площадки в непосредственной близости от трансформаторной подстанции, что составляет потенциальную угрозу причинения вреда.

Поскольку трансформаторная подстанция построена и введена в эксплуатацию в 1997 году до введения в действие Правил, то границы такой охранной зоны считаются установленными в 1997 году и направление сведений для внесения в ЕГРН носит исключительно уведомительный, а не правопорождающий характер.

Охранная зона трансформаторной подстанции ТП-247 возникла в 1997 году в силу закона, а не в силу государственного кадастрового учета сведений о ее границах. Таким образом, соблюдение особых условий использования земельного участка, расположенного в границах объекта электросетевого хозяйства, связано с самим фактом их существования с 1997 года, а не с регистрацией охранной зоны.

Вопросы установления охранных зон в 1997 году регулировались Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 11.09.1972 №667) и Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 №255).

Согласно Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 №255) под электрическими сетями напряжением свыше 1000 вольт понимаются подстанции, распределительные устройства, токопроводы, воздушные линии электропередачи, подземные и подводные кабельные линии электропередачи и относящиеся к ним сооружения (п.1).

Для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях (п.2).

Охранные зоны электрических сетей устанавливаются для линий напряжением до 20 кВ – в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов на расстоянии 10 метров (п.4).

Таким образом, для трансформаторной подстанции ТП-247, напряжением свыше 1000 вольт, введенной в эксплуатацию в 1997 году, была установлена охранная зона 10 метров в 1997 году в соответствии с Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 №255). На момент введения трансформаторной подстанции в эксплуатацию отсутствовало требование о внесении сведений об охранной зоне в соответствующий реестр.

Правила N 255 не требовали постановки охранных зон на кадастровый учет. Приведенные в них нормативные положения устанавливали фактически право публичного сервитута охранной зоны на всем протяжении, но не обязывали регистрировать такие обременения.

После принятия Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" требования к охранным зонам объектов электросетевого хозяйства устанавливаются данными Правилами.

Поскольку строительство детской площадки осуществлялось в 2019-2020гг., то к размещению детской площадки относительно трансформаторной подстанции применяются Правила 2009г. Новые Правила 2009г. также устанавливают охранную зону в 10 метров для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт.

Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению (пункт 5 Правил).

Пунктом 8 Правил установлен запрет осуществления любых действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Пунктом 16 Правил установлено, что доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники.

Согласно пп. б п.9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается размещать детские и спортивные площадки.

Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (Приложение к Правилам N 160) Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства" (вступило в силу с 06 сентября 2013 г.) были дополнены подпунктом "д", согласно которому вокруг подстанций - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте "а" настоящего документа, применительно к высшему классу напряжения подстанции.

В подпункте "а" Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства определено, что для класса напряжения от 1 до 20 кВ требуется соблюдение расстояния до подстанции в 10 метров.

Довод ответчика и третьих лиц о возможности размещения детской площадки в охранной зоне трансформаторной подстанции с согласования сетевой организации АО «РЭС» не соответствует нормам материального права.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Правил N 160 в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, также запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Согласно пп. «а» п.11 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Таким образом, размещение детской площадки в пределах охранной зоны трансформаторной подстанции зависит от двух факторов: от напряжения объектов электросетевого хозяйства и разрешения сетевой организации.

Так при напряжении до 1000 вольт размещение детских площадок в охранной зоне разрешено при наличии письменного разрешения сетевой организации. При напряжении свыше 1000 вольт размещение детских площадок категорически запрещено вне зависимости от разрешения сетевой организации.

Поскольку судом установлено, что трансформаторная подстанция, вблизи которой расположена спорная детская площадка, имеет напряжение свыше 1000 вольт (10/0,4 кВ), то не имеет правового значения, производила ли сетевая организация согласование проекта детской площадки и в какой форме, кто и с какой целью выполнил на проектной документации запись от имени Южного филиала АО «РЭС» «См…» и что означает данная надпись.

В этой связи отклоняется также и довод представителя ответчика о применении принципа эстоппеля к действиям АО «РЭС», которое, по мнению ответчика, регулярно проводило согласование подобных проектов детских площадок.

Представителем ответчика неверно толкуется принцип эстоппеля применительно к действиям АО «РЭС» в спорной ситуации. Так, правило эстоппель (лишать права возражения) закреплено в п.5 ст.166 Гражданского кодекса РФ и гласит: заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Исходя из существа рассматриваемого спора, не имеют правового значения действия АО «РЭС» по согласованию размещения детской площадки или отсутствию такого согласования, поскольку законом установлено, что размещение детских площадок в охранной зоне трансформаторной подстанции напряжением свыше 1000 вольт запрещено в любом случае, условия, позволяющие такое размещение при наличии согласования сетевой организации, законодатель не определил (в отличие от размещения детских площадок в охранной зоне трансформаторной подстанции напряжением до 1000 вольт).

Вывод суда о напряжении трансформаторной подстанции сделан на основании представленных сетевой организацией АО «РЭС» технической документации: максимальное напряжение составляет 10 кВ (10 000 вольт), минимальное напряжение составляет 0,4 кВ (400 вольт). Данный параметр указан на страницах 1, 8 технического паспорта на схеме ТП, где видно, что напряжение распределительного устройства составляет 10 кВ (РУ- 10кВ). Кроме того, данный показатель 10кВ указан в таблицах технического паспорта в графах «разъединители», «выключатели».

Поскольку при определении класса напряжения необходимо учитывать максимальное пороговое значение, то суд приходит к выводу о том, что максимальное напряжение трансформаторной подстанции составляет 10 000 вольт.

Факт правообладания АО «РЭС» трансформаторной подстанцией подтверждается техническим паспортом ТП- 247, из которого четко видно, что данный объект с 1997 года находился в ведении и на балансе Р.Э.У. «Новосибирскэнерго» Новосибирские городские электросети (2 участок Северного электросетевого района), в настоящее время - АО «РЭС».

Судом предлагалось ответчику ООО «УК «Дзержинец» представить доказательства иного расположения детской площадки относительно трансформаторной подстанции. В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчик не опроверг представленные прокурором данные о расстоянии от элементов детской площадки до трансформаторной подстанции. Не доверять измерениям, проведенным ФБУ «Новосибирский ЦСМ», у суда оснований не имеется.

Ответчику предоставлялась возможность провести самостоятельные замеры, опровергающие измерения ФБУ «Новосибирский ЦСМ». Не воспользовавшись данным правом, ответчик ходатайствовал о назначении по делу судебной экспертизы по вопросам наличия угрозы жизни и здоровью человека размещением детской площадки и определения расстояния от игровых элементов до электросетевых объектов, определения напряжения электрического тока на данных объектах.

В удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы ответчику было отказано, поскольку судом не усмотрено оснований в силу ст.79 ГПК РФ для назначения судебной экспертизы.

Суд полагает, что поставленные ответчиком вопросы не требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, а также могут быть разрешены с помощью иных процессуальных действий и путем предоставления иных доказательств.

Деятельность, связанная с использованием электрической энергии, в соответствии с действующим законодательством отнесена к деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а электрическая энергия признается источником повышенной опасности.

Запрет на расположение объектов в охранной зоне трансформаторной подстанции обусловлен отнесением данных объектов к источникам повышенной опасности, в отношении которых осуществление полного контроля со стороны их владельца исключается в силу особых опасных свойств объекта.

Размещение объектов в охранной зоне трансформаторной подстанции может повлечь причинение вреда в силу особых свойств трансформаторной подстанции как источника повышенной опасности. Размещение детской площадки в пределах охранной зоны само по себе создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, пункт 18 статьи 105 Земельного кодекса РФ относят санитарно-защитные зоны к числу зон с особыми условиями использования территорий. Целями установления зон с особыми условиями использования территорий являются, кроме прочего, защита жизни и здоровья граждан; охрана окружающей среды (подпункты 1, 4 пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса РФ).

Из названных положений следует, что негативное воздействие на окружающую среду, которое является объективным следствием хозяйственной деятельности человека, должно учитываться при осуществлении строительства в целях минимизации его влияния на жизнь и здоровье граждан, создания для них благоприятных условий проживания.

Наличие угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц установлено расположением элементов детской площадки в непосредственной близости от трансформаторной подстанции, что прямо запрещено законом. Дополнительное доказательство в виде заключения судебного эксперта о наличии угрозы причинения вреда, о чем просил представитель ответчика и третьи лица, кроме АО «РЭС» и ФИО16, суд полагает избыточным, поскольку запреты, установленные законодательно, не нуждаются в экспертном подтверждении.

Довод ответчика и третьих лиц о дате постройки детской площадки в 1997 году до введения в действие Правил в 2009 году судом отклоняется, поскольку судом установлено, что элементы детской площадки, расположенные в нарушение Правил вблизи от трансформаторной подстанции, установлены в 2020 году (л.д. 35-42) на основании договора ... от 24.04.2019г., предметом которого в соответствии с п.1.1. явились работы по оборудованию детских и спортивных площадок, установке малых форм (л.д. 9).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что иск прокурора Дзержинского района г.Новосибирска является обоснованным и подлежит удовлетворению. Поскольку в исковом заявлении и в судебном заседании прокурором указано, что ответчиком не устранены нарушения в части размещения игровых элементов (качели и качалка на пружине) в охранной зоне ТП, то решение судом принимается, исходя из данного основания.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Иск прокурора Дзержинского района г.Новосибирска удовлетворить.

Обязать ООО «УК «Дзержинец» (...) привести детскую площадку, расположенную на придомовой территории многоквартирных домов по адресу ..., ..., в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160, исходя из основания иска относительно элементов детской площадки качалки «лошадка» и качели.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца после изготовления решения в окончательной форме через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2023 года.

Судья                ...                                 Т.С. Насалевич

2-3142/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Дзержинского района г. Новосибирска
Ответчики
ООО УК "Дзержинец"
Другие
Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г.Новосибирска
Усаченко Владимир Владимирович
Крестинина Ольга Анатольевна
ГБУ НСО "ГВЭ НСО"
ООО "Иннотех"
АО "СибНИИГрадостроительства"
ИП Остапович Наталья Васильевна
МКУ г.Новосибирска "Управление технического надзора за ремнтом жилищного фонда"
АО "Региональные энергетические сети"
Суд
Дзержинский районный суд г. Новосибирск
Дело на сайте суда
dzerzhinsky.nsk.sudrf.ru
10.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2023Передача материалов судье
12.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Судебное заседание
05.06.2023Судебное заседание
09.06.2023Судебное заседание
14.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее