Дело № 2а-175/2019
Категория 3.100
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2019 года г. Озерск
Озерский районный суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Карницкой А.В.,
при секретаре Журавлевой Ю.Н.,
с участием помощника прокурора Озерского района Закировой Е.С.,
административного истца Андреева Е.Ю.,
представителей административного ответчика Озерской территориальной
избирательной комиссии Деминой Д.Ю., Сафаряна С.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андреева Евгения Юрьевича об отмене решения Озерской территориальной избирательной комиссии от 24 июля 2019 года №84/354-4 о регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области Паламарчук Ирины Вениаминовны,
УСТАНОВИЛ:
Андреев Е.Ю., зарегистрированный кандидат в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области от избирательного объединения по одномандатному избирательному округу №10, обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Озерской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования) об отмене решения Озерской территориальной избирательной комиссии от 24 июля 2019 года №84/354-4 о регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области Паламарчук Ирины Вениаминовны.
В административном исковом заявлении Андреев Е.Ю. ссылается, что 24 июля 2019 года административным ответчиком принято решение о регистрации Паламарчук И.В. кандидатом в депутаты на выборах депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу №10, что подтверждается решением №84/354-4. Указанное решение является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии п.п. "б" п. 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат в депутаты одновременно с заявлением предоставляет копии документов, подтверждающие указанные в заявлении сведения, в том числе об основном месте работы. Аналогичная норма содержится в ст. 28 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области" №231 от 18 марта 2008 г. В нарушение требований законов Паламарчук И.В. был представлен оригинал справки с места работы.
Кандидат Паламарчук И.В. нарушила обязательную форму первого финансового отчета, заполнила графу 4, проставив число 0, тогда как в примечании к графе 4 указано, что она заполняется только в итоговом финансовом отчете, представив вместо первого финансового отчета либо итоговый финансовый отчет, либо первый финансовый отчет по неустановленной форме.
После совершения кандидатом Паламарчук И.В. названных нарушений законодательства о выборах комиссия была обязана отказать ей в регистрации. Регистрация кандидата Паламарчук И.В. нарушает требования законодательства и его право на равную реализацию избирательного права.
Административный истец Андреев Е.Ю. в судебном заседании требования административного иска поддержал по изложенным в заявлении доводам, дополнив, с учетом допущенных кандидатом Паламарчук И.В. нарушения комиссия должна была отказать в регистрации кандидата Паламарчук И.В., просит отменить решение о регистрации Паламарчук И.В., так как регистрация Паламарчук И.В. нарушает принцип равенства кандидатов.
Представители административного ответчика Озерской территориальной избирательной комиссии председатель Озерской ТИК Демина Д.Ю. и представитель Озерской ТИК по доверенности Сафарян С.Ш. административные исковые требования не признали, ссылаются, что предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации кандидата не имелось, полагают решение ТИК от 24 июля 2019 года о регистрации Паламарчук И.В. кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу №10 законным, а административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
В письменных возражениях Демина Д.Ю. указала, что Паламарчук И.В. представлены все необходимые предусмотренные действующим законодательством документы. Кандидат представила в избирательную комиссию финансовый отчет о размерах своего избирательного фонда, который соответствует форме, установленной решением Избирательной комиссии Калининградской области от 19 февраля 2015 года №140/1687-6. Заполнение графы №4 формы №11 не нарушает формы заполнения данного документа. Документы, представленные кандидатом, выдвинутым избирательным объединением Озерское местное отделение Партии ".......", в комиссию для регистрации кандидатом на выборах депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу №10 и порядок выдвижения кандидата отвечают требованиям Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О политических партиях" и Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области", а также положениям Устава политической партии. Согласно ст. 24 Закона Калининградской области №231 "О муниципальных выборах в Калининградской области" документами, подтверждающими место работы, должность либо род занятий кандидата, являются: трудовая книжка, справка с места работы, лицензия, билет творческого союза, пенсионное удостоверение, справка органов службы занятости населения (для безработных) либо иные установленные действующим законодательством документы. Паламарчук И.В. представила справку с места работы от 26.06.2019, исх. №89, из которой следует, что она работает ....... При предоставлении подлинника документа предоставление копии того же документа не требуется.
Заинтересованное лицо Паламарчук И.В. о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, в судебное заседание не явилась, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Дело на основании определения суда рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица Паламарчук И.В.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Озерского района Закировой Е.С., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области от 11 июня 2019 года №40 на 08 сентября 2019 года назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области.
Решением Озерской ТИК от 29 июля 2019 года административный истец Андреев Е.Ю., выдвинутый избирательным объединением - Озерское районное отделение "КПРФ", зарегистрирован кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу №10.
Решением Озерской ТИК №84/354-4 от 24 июля 2019 года Паламарчук И.В., ДД.ДД.ДД года рождения, имеющая основное место работы - <данные изъяты>", проживающая в ......., выдвинутая избирательным объединением - Озерское местное отделение Партия ".......", зарегистрирована кандидатом в депутаты на выборах депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу №10.
Согласно ст. 38 Федерального закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктами 2, 3 и 4 пункта 2 ст. 79 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года №231 "О муниципальных выборах в Калининградской области" основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе:
2) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 75 настоящего Закона;
3) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления и (или) регистрации кандидата;
4) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона.
Согласно пунктам 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предоставляет субъектам РФ право устанавливать своими законами перечень документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п. 9 ст. 59).
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года №231 "О муниципальных выборах в Калининградской области" в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома, корпуса и квартиры, для общежития - номер комнаты), серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. В случае, если кандидат занимается предпринимательской, творческой или иной деятельностью, приносящей ему доход, то в качестве рода его занятий следует указывать: индивидуальный предприниматель, фермер, ведение личного подсобного хозяйства, художник, писатель, композитор, иное. Под родом занятий понимается также статус неработающих кандидатов: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий (при отсутствии места работы для кандидатов, не являющихся пенсионерами либо не имеющих статуса безработного). Документами, подтверждающими место работы, должность либо род занятий кандидата, являются: трудовая книжка, справка с места работы, лицензия, билет члена творческого союза, пенсионное удостоверение, справка органов службы занятости населения (для безработных) либо иные установленные действующим законодательством документы.
Согласно пункту 2.1 статьи 24 к заявлению, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, прилагаются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная кандидатом (для кандидата из муниципального списка кандидатов - заверенная уполномоченным представителем избирательного объединения); б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, заверенные кандидатом (для кандидата из муниципального списка кандидатов - заверенные уполномоченным представителем избирательного объединения).
Согласно подп. 1 п.2 ст. 50 указанного Закона Калининградской области одновременно со сдачей в избирательную комиссию документов, кандидат, зарегистрированный кандидат (за исключением кандидатов, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Закона избирательный фонд не создавали), избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, обязаны представить в избирательную комиссию, определяющую результаты выборов в округе, два финансовых отчета о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда, со следующей периодичностью, в том числе, первый финансовый отчет - одновременно со сдачей в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета.
Законодательство о выборах, в частности подпункт "б" пункта 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ, не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата.
С учетом названных выше положений и норм регионального закона суд приходит к выводу, что справка с места работы может являться документом, подтверждающим указанные в заявлении кандидата сведения об основном месте работа (роде занятий) кандидата.
Предоставление Паламарчук И.В. справки с места работы в подлиннике не противоречит требованиям, предъявляемым ст. 24 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области" и не противоречит положениям пункта 2.1 подп. "б " о приложении копии документов в подтверждение сведений об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Суд приходит к выводу, что представление кандидатом в ТИК в подтверждение основного места работы, занимаемой должности справки с места работы не свидетельствует о неполноте предоставления предусмотренных законом документов. Оснований полагать справку с места работы в подлиннике ненадлежащим документом не имеется.
Форма первого финансового отчета утверждена Приложением №11 к Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов при проведении муниципальных выборов в Калининградской области, утвержденной решением Избирательной комиссии Калининградской области от 19.02.2015 №140/687-6.
В сноске формы Приложения 11 (в нижней части второй страницы) в подстрочнике имеется указание: **Заполняется только в итоговом финансовом отчете.
В строке финансового отчета 4 с шифром 290 в форме Приложения №11 указано: Распределено неизрасходованного остатка средств фонда пропорционально перечисленным в избирательный фонд денежным средствам **.
Паламарчук И.В. представила первый финансовый отчет, из которого следует, что в строке 4 "Распределено неизрасходованного остатка средств фонда пропорционально перечисленным в избирательный фонд денежным средствам ** (с шифром строки 290), в колонке "Сумма, руб." проставлено значение 0,00.
Достоверность сведений, указанных кандидатом Паламарчук И.В. в первом финансовом отчете, никем не оспаривалась.
Кандидатом Паламарчук И.В. представлена выданная банком справка, в которой отражены актуальные сведения на 17 июля 2019 года, т.е. на день предоставления первого финансового отчета, об открытии специального избирательного счета.
Первый финансовый отчет кандидатом Паламарчук И.В. представлен по форме Приложения №11 к Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов при проведении муниципальных выборов в Калининградской области, утвержденной решением Избирательной комиссии Калининградской области от 19.02.2015 №140/687-6.
Само по себе проставление в строке 4 значения 0,00 в первом финансовом отчете не создает каких-либо препятствий избирательной комиссии для осуществления контроля за поступлением и расходованием средств избирательного фонда.
Иные предусмотренные законом документы, необходимые для регистрации кандидата Паламарчук И.В., своевременно представлены в избирательную комиссию, сомнений в правильности их оформления, достаточности и достоверности не возникает.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необоснованности утверждения административного истца о наличии оснований к отказу в регистрации кандидата Паламарчук И.В. по основаниям п.п. "б" п. 2.2. ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 28 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области" №231 от 18 марта 2008 г.
Данных о нарушении избирательных прав административного истца Андреева Е.Ю. в части соблюдения равенства принципа равенства кандидатов судом не установлено.
Оценив указанные выше обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата Паламарчук И.В.
Административному истцу Андрееву Е.Ю. надлежит отказать в удовлетворении административного искового заявления об отмене решения Озерской территориальной избирательной комиссии от 24 июля 2019 года №84/354-4 о регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области Паламарчук Ирины Вениаминовны.
Руководствуясь ст. ст. 178-180, 244 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Андрееву Евгению Юрьевичу в удовлетворении административного искового заявления об отмене решения Озерской территориальной избирательной комиссии от 24 июля 2019 года №84/354-4 о регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области Паламарчук Ирины Вениаминовны - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение суда составлено 08 августа 2019 года.
Федеральный судья ____________________________________